Почему в православии есть иконы на тему реальных трагедий вроде Чернобыля, Беслана и т.д.? Не противоречит ли это канонам Церкви и иконописи?

сомневающийся
В Георгиевской епархии 18 июня 2022 года была освящена икона Божией Матери «Свято-Крестовская», написанная руководителем художественной мастерской факультета церковных художеств ПСТГУ Ларисой Георгиевной Гачевой. Новый иконографический образ посвящен чудесному явлению Пресвятой Богородицы над Буденновской больницей, захваченной боевиками Шамиля Басаева 14-19 июня 1995 года. Эта история до сих пор преподносится читателям как РЕАЛЬНОЕ событие, но если вникнуть и рассуждать здраво, волосы станут дыбом. Священнослужители в один голос утверждают, что именно 18 числа июня 1995 года измученные и обессиленные от ужаса, голода и жажды заложники якобы созерцали в небе необычное явление - облачённая в траурные одежды (еврейские или византийские, между прочим!) Дева Мария молилась кресту (орудию казни в Древнем Риме), на котором распяли её сына Иисуса, согласно Новому Завету. Но люди были в сильном страхе от обстрела и басаевцев, и, естественно, не могли как следует разглядеть явления Богородицы, только думали: «К чему это? Что это предвещает? Смерть или свободу?». Видение, как пишут далее, продолжалось около получаса.


История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

И, по словам очевидцев (которых явно выдумали), этот местный аналог Супермена (Дева Мария, то бишь!) сумел не только СПАСТИ всех заложников, но и деморализовать террористов, заставить Басаева одуматься и покинуть захваченный им город самостоятельно! Впрочем, РПЦ позже признало, что люди всё-таки погибли (в реальной жизни 128 человек скончались от пуль, ранений и обезвоживания), и нужно срочно воздать Иисусу хвалу и заупокойные молитвы, дабы погибших приняли в Рай без очереди! Никто не замечает разве очевидных противоречий в этом так называемом "документальном" рассказе, который гуляет в Интернете по всем православным пабликам?! Но одной Богородицы фантазёрам явно оказалось мало - они утверждали, что заложники якобы наблюдали в ночь с субботы на воскресенье 18 июня сияющее, как бы огненное облако, которое опустилось на крышу больницы, а затем растаяло. Мало того, Церковь решила канонизировать это событие. Сначала написали аж две иконы Богородицы, которые скопировали подчистую с "Умиления" и пририсовали Крест в мандорле - овальном свечении вокруг Христа, присутствующем в изображениях его преображении. А есть и просто икона Девы Марии, где мандорлы нет, мы наблюдаем крест белого цвета. Но не суть.

Данные изображения появились как на сороковой день после теракта, а именно - 23 июля 1995 года (хотя, возможно, нас и здесь умело водят за нос), так и гораздо позже - уже где-то в 2000-х годах. Третья икона появилась уже в 2022 году, и именно её я и покажу вам внизу этой статьи в качестве примера того, как иконы писать НЕДОПУСТИМО! Если на первых двух отсылку к реальным событиям попытались хоть как-то замаскировать прилично - под монастырь, распятие или фигуру Девы Марии, то теперь откровенно пошли в разнос - нарисовали и монастырь внизу, и саму захваченную больницу с пламенем от снарядов во время штурма, и скопировали реальное фото, где заложники махали белыми простынями, умоляя спецназ сохранить им жизнь. Впрочем, самих террористов тоже таки изобразили на иконе вместе с автобусом времен СССР, на котором те уехали восвояси из Будённовска - по типу иконы расстрела царской семьи Романовых, заменив фигуры солдат -большевиков на боевиков с поясами шахида, а императора Николая, его жены и детей - на заложников. И хорошо, что хотя бы лица самих захваченных людей на иконе выглядят случайными!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением


Далее художники добавили на икону фигуры креста и Девы Марии - обе в мандорле, над ними зачем-то присобачили на облаке Иисуса Христа, и получилось масло масляное. А по обеим сторонам иконы изобразили ангелов, держащих свитки с помянником и реальными именами и фамилиями заложников! Данная икона была воспринята епархией без толики возмущения! Хотя, придраться есть к чему: икона - не картина и не калька с реальности, в ее основе - символизм, а не реализм! И да, она связана именно с библейскими событиями Нового Завета! Ирония заключается в том, что теракт - это реальное историческое событие, Басаев тоже жил в реальном мире, а вот никакой Богородицы никто толком не видел! Даже заложники о ней не говорили. Так что, либо это фантазии батюшек на тему, либо рассказчик ненадёжный - испытывал галлюцинации перед смертью. Что же привлекло внимание РПЦ к событиям теракта 1995 года, спросите вы? А я вам отвечу, что именно! Дело в том, что священнослужители тупо пояндексили, откопали информацию о самом городе и центральной больнице и обнаружили два любопытнейших исторических факта:
  • До революции по указу царя Павла Первого Будённовск назывался Святым Крестом (позже был ненадолго переименован в Прикумск, но это неважно). А Святой Крест - явная отсылочка на Животворящее распятие, на котором римляне казнили Иисуса.
  • Сама захваченная чеченскими боевиками больница расположена ИМЕННО на территории бывшего мужского Мамай-Маджарского Воскресенского монастыря.
Сопоставив эти факты, РПЦ осознало, что это все явно случилось неспроста, и активно стало натягивать сову на глобус, и теперь реальный теракт уже вовсе не трагедия всемирного масштаба. "Точнее было бы назвать Голгофой. Трагедия — безысходна. Голгофа — венчается Воскресением!" - говорится в конце этой мифической истории, в которой Шамиль Басаев преподносится исключительно как "лютый разбойник, прежде отвергавший любые переговоры", который именно 18 июня вдруг ни с того ни с сего разжалобился и приказал всех ОТПУСТИТЬ!

Хотя, почему РПЦ выбрало именно 18 июня, а не 20-е или 30-е, тоже заставляет прибегнуть к резкой критике: в конце статьи автор указал, что 18 числа верующие отмечают день написания иконы "Умягчение злых сердец", которая опять же связана с Девой Марией. То есть, это ТОЛЬКО ОНА постаралась и соизволила явиться даже не в первый день захвата, а намного позже, как воспитательница детского сада - ссорящимся детям, дабы их ругань в драку не переросла! И на этом всё. Никакой политики, никаких чеченских войн, никакого Черномырдина и вовсе нет, который принимал неправильные решения, лично пустился в переговоры и дал Басаеву уйти. Одни лишь террористы, которые чуть ли не на пустом месте затеяли всё это, сведены в этом рассказе до уровня тупых орков из "Варкрафта", и всё ЗА спецслужбы и государство сделали некие высшие силы, которые в самую последнюю минуту на помощь пришли!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

Впрочем, теракт в Будённовске - отнюдь не единственное событие, по которому писали иконы. Есть аж целый цикл икон, посвящённых аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года - взрыву электроблока и мощному выбросу радиации в воздух. Единственное событие, по которому общенационального траура тогда не объявляли - и количество погибших не считали, и все были в растерянности, и в те времена такие вещи обычно засекречивали и скрывали от общественности. Возможно, правильно и делали.... Подражателей хотя бы не было.

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

Что привлекло внимание РПЦ к этой трагедии? Прямые ассоциации Чернобыля с полынью, где само растение символизирует горечь утраты, а в Церкви - несоразмерность переживаний и кары за грехи во время Страшного Суда. Плюс ещё была "звезда Полынь" из Книги Откровения, которую восприняли как метафору радиации. Придумали легенду - Дева Мария кидала 10 лет назад до событий 1986 года пучки полыни над городом и благословляла его. Люди неверно истолковали пророчество, думая, что речь шла про неурожай, и получили взрыв на атомной станции. И все изображения Христа и Девы Марии присутствуют в данном контексте на фоне руин АЭС. Также на "Чернобыльском Спасе" можно увидеть врачей в белых халатах и ликвидаторов в противогазах, что явно противоречит канонам изображений святых в храмах. Впрочем, и здесь никто ничего предосудительного не узрел.

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

Или вот есть иконы про взрыв и крушение атомной подлодки "Курск" в Баренцевом море 12 августа 2000 года. Да-да, сначала моряков на 40 день после трагедии символично изобразили в виде 118 свечек на барабане или в волнах моря под двумя ангелами, которые держат траурный венок, а потом и вовсе в 2020 году изобразили погибших в матросской стереотипной форме, ещё и с реальных фото лица срисовали! Мало того, добавили в сюжет иконы фигуры Богородицы, апостола Андрея Первозванного и Николая Чудотворца. По легендам, сложенным гораздо позже, христианские образы смешали с языческими - превратили всех в аналог Посейдона! Только отличие в том, что тот обычно топить людей особо то не брезговал, а эти - спасали!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

Не остался без внимания РПЦ и знаменитый Беслан. Казалось бы, ни стихию, ни название города Северной Осетии, в котором произошел теракт 1-3 сентября 2004 года и унёс жизни 334 человек, ни даже события из Библии за уши не притянешь, ан нет. Сравнили убитых террористами детей с Вифлеемскими мучениками, а самих "воинов Аллаха" - с римским царём Иродом Великим. И на сороковой день после трагедии написали икону, являющуюся точной копией вифлеемских младенцев!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

И тут то общество, казалось, одумалось, скандал разгорелся, однако епископ Феофан наговорил какую-то глупость в стиле "Беслан - это метафора детской Голгофы". И лишь один Михаил ДУДКО, секретарь по взаимодействию церкви и общества Московской патриархии заметил: "Даже самым лучшим людям, даже пострадавшим, которые могут быть очень благочестивыми и святыми, не пишут иконы в том случае, если они не канонизированы. То есть если нет акта соборного признания их святости". Впрочем, его даже не послушали, сочинили ещё одну легенду, в которой заложника Александра Погребова исламисты пытались заставить Аллаху молиться.
Мальчик крикнул "Христос Воскресе!", выбежал в окно от страха и вывел ещё 100 детей за собой! И не сообщается, был ли он на самом деле, остался ли жив во время штурма и что с ним сейчас. Да и террористы, судя по данному "рассказу", были настолько недалёкие, что от крика мальчишки опешили и остались стоять столбом! В реальной жизни это были профессиональные и матёрые киллеры, которые расстреливали безоружных направо и налево за каждый визг, плач и писк. Причём под данной историей во Вконтакте постоянно публикуют фотографии совершенно посторонних детей, которые в Беслане то были, но ничего такого "православного" не кричали, да и зовут их по-другому. И не столько в этой легенде о Погребове героизм отрока описали, сколько подспудно продемонстрировали извечное противостояние ислама и христианства, в котором явно выиграло последнее!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением

А в 2021 году начали роспись храма, возведённого рядом с руинами школы. Фреску назвали "Земля живых" - отсылка к псалмам. Иисуса на сей раз изобразили не бородатым, а молодым, на Богородицу похожим (изображение называется Спас Эммануил), восседающим на троне аля Пантократор с двумя ангелами сзади. Но самое жуткое, что на фреске изобразили погибших детей - заложников, срисовав лица с реальных фотографий! Так, одна из жертв в традиционном белом одеянии сильно смахивала на Марианну Рамонову, хотя ни сама погибшая, ни ее ныне покойный отец Касполат явно не давали на это согласия! У фрески появился и список в виде иконы, которую освятили не в храме, а в спортзале!!!

История о том, как НЕ НУЖНО писать иконы и во что люди превратили то, к чему обычно подходят с умом и уважением


Фреска с изображением Марианны Рамоновой, одной из жертв теракта

Фреска с изображением Марианны Рамоновой, одной из жертв теракта
Возникает непростой вопрос: за Христа ли пострадали дети Беслана? То, что вифлеемские дети пострадали именно за Христа, не вызывает сомнения, т.к. убивавшие их были посланы убить Христа. А у нас вопрос сводится к следующему: они погибли именно потому что они христиане? Или потому, что они граждане России? Если первое, то по древней традиции больших доводов(типа чудес или благоуханий) вовсе не надо. Святые и все тут. А если второе, то даже чудеса вряд ли смогут перевести их из разряда политических жертв в мученики за веру. Объявив мучениками бесланских детей, тогда надо ежегодно объявлять святыми мучениками тысячи других детей, погибших по вине взрослых. Есть и иные вопиющие случаи "самочинного почитания" царя Ивана Грозного и Григория Распутина, "святого мученика Евгения" (юного солдата Жени Родионова, убитого в Чечне), адмирала Александра Ушакова... Некоторые сектанты даже канонизировали Адольфа Гитлера и назвали Атаульфом, что уже даже грозит статьёй УК РФ за реабилитацию нацизма! Нет фактов совершения чудес - придумаем. Нет почитания в народе - мы его инициируем. И инициатива почитания "бесланских мучеников" не заставила себя ждать. Бедные дети и после страшной своей кончины оказались в заложниках - на сей раз не мифических агарян с иудеями, не реальных террористов, а "ревнителей благочестия".

P.S. Мне кажется, или иконописцы в данной ситуации весьма перегнули палку? Разве икона не должна писаться ТОЛЬКО по библейским сюжетам или тем людям, кого канонизировали, не затрагивая при этом реальных событий?! А то это выглядит, как попытка РПЦ лишний раз самоутвердиться за счёт резонансных трагедий. Похоже, стоит мне вернуться к истории Бога Яхве и подробно описать, в чем изначально был смысл почитания и написания икон, и к чему люди пришли в конечном итоге.... Сами иконы вызывают негодование и смех, а истории вокруг них по мотивам реальных трагедий заставляют дико хохотать...над нелогичностью сюжета и полнейшим невежеством взрослых. За что люди не возьмутся, всё в итоге извратят.... И именно в этом, пожалуй, проявляется настоящее кощунство. К таким вещам следует с осторожностью, умом и благоговением подходить! Есть же каноны Церкви, правила написания икон, кто-то же дал благословение на такие вот "образы"! Чего нам дальше на иконе ждать? Изображения тонущих "Титаника" и "Булгарии" на фоне Богородицы или горящей "Зимней вишни" на фоне Христа?! Я не одобряю такой подход к религии. Ведь икона - это сакральный символ, а не реальная картина!
 
Последнее редактирование:
Одесса
Православный христианин
хотя ни сама погибшая, ни ее ныне покойный отец Касполат явно не давали на это согласия!
Вы это серьёзно?

Что касается вашей главной претензии об изображении на иконах реальных людей, не канонизированных церковью, замечу, что эта претензия беспочвенна, так как люди эти изображены без нимбов, как простой народ. Это не святые, это поминальные образы (собирательные или частные) жертв трагедии.

Сами иконы вызывают негодование и смех, а истории вокруг них по мотивам реальных трагедий заставляют дико хохотать...
Думаю, что вообще не следовало бы публиковать такую злопыхательскую статейку.
 
сомневающийся
Вы это серьёзно?

Что касается вашей главной претензии об изображении на иконах реальных людей, не канонизированных церковью, замечу, что эта претензия беспочвенна, так как люди эти изображены без нимбов, как простой народ. Это не святые, это поминальные образы (собирательные или частные) жертв трагедии.


Думаю, что вообще не следовало бы публиковать такую злопыхательскую статейку.
А кто давал согласие на их изображения, даже срисованные с фотографий? Вряд ли родные позволили это. На иконах вообще, насколько я знаю, реальных людей нельзя изображать. Только библейские сюжеты или святых людей, чья святость доказана. Другой вопрос - канонизация Николая Второго, Распутина - по политическим причинам. Но по моему мнению, так дела все же не делаются. Есть каноны, есть определённые правила, как писать ту или иную икону. От балды же никто ничего рисовать не будет. Ко всему нужно адекватно подходить. И в основе любой иконы, как правило, лежит СИМВОЛИЗМ, а не реализм! Символизм цвета, фигур святых и т.д.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Вы это серьёзно?

Что касается вашей главной претензии об изображении на иконах реальных людей, не канонизированных церковью, замечу, что эта претензия беспочвенна, так как люди эти изображены без нимбов, как простой народ. Это не святые, это поминальные образы (собирательные или частные) жертв трагедии.


Думаю, что вообще не следовало бы публиковать такую злопыхательскую статейку.
А сюжеты по мотивам реальных трагедий и правда нелогичны и вводят в заблуждение. Да и привязка религии к терактам, гибели подлодки и Чернобылю слишком уж за уши притянута. С ассоциациями Чернобыля и звездой Полынью, Буденновском и Святым Крестом, Бесланом и Вифлеемом вообще сову на глобус натянули... И как можно писать, что Богородица смягчила сердце Басаева и заставила террориста ВСЕХ ОТПУСТИТЬ с миром, если в реальной жизни погибли люди - 129 человек?! Почему для ее явления кто-то вообще должен пострадать/погибнуть, и все непременно должно дойти до крайности, чтоб высшие силы, наконец, соизволили вмешаться и исправить и без того безвыходную, опасную и жуткую ситуацию?! И это не я написала статью, эти истории до сих пор гуляют по всем православным пабликам, и ведь кто-то принимает их за чистую монету, вот в чем ужас! А нужно ведь и разум иметь и смотреть, что вообще публикуете.... Как эти "документальные" рассказы потом воспринимать читателям?

А как вам история о том, что сектанты некоторые вообще Гитлера причислили к лику святых и остались безнаказанными?! Да я рвать и метать за такое готова была! То, что кому-то позволили иконы писать, не означает, что можно канонизировать все подряд и злоупотреблять этим, как в указанных примерах из моей темы. Такие вещи просто так не делаются, ко всему нужно подходить с умом и благоговением.
 
Православный христианин
Формально людей на иконах можно изображать, с некоторыми нюансами. Их изображают значительно меньшего роста, чем изображённые Господь Иисус Христос, Царица Небесная или Святые, ради которых и пишется икона. Люди изображаются в обращении ко Святым, о чём свидетельствуют молитва, поза или взгляд. Также на иконе визуально отделяется Небесный, духовный, план от земного. И конечно же, люди изображаются без нимбов и надписаний. В остальном, если художник придаёт черты похожести людям, это его право. В прошлом, если изображался ктитор, конечно придавали похожие черты. Обычно все новые иконографии получают благословение на написание. Если икона написана художником ПСТГУ, наверняка все благословения были получены.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Формально людей на иконах можно изображать, с некоторыми нюансами. Их изображают значительно меньшего роста, чем изображённые Господь Иисус Христос, Царица Небесная или Святые, ради которых и пишется икона. Люди изображаются в обращении ко Святым, о чём свидетельствуют молитва, поза или взгляд. И конечно же, люди изображаются без нимбов и надписаний. В остальном, если художник придаёт черты похожести людям, это его право. А в прошлом, если изображался ктитор, конечно придавали похожие черты. Обычно все новые иконографии получают благословение на написание. Если икона написана художником ПСТГУ, наверняка все благословения были получены.
Но даже Мурманский батюшка после канонизации погибших моряков "Курска" назвал подобное немыслимым событием. Ведь иконы никогда не писались по реальным трагическим событиям, а изображали либо библейские сцены (и то в образовательных целях, ибо в те времена, когда иконы только появились, ни Бога Яхве, ни даже Иисуса Христа изображать, согласно заповедям, было категорически нельзя), либо - житие конкретного святого (Серафима Саровского или Матроны Московской). Но изображать на иконе людей в противогазах и белых халатах, террористов и разрушенный реактор ЧАЭС, согласитесь, какой-то перебор.... Именно это меня и смутило, честно признаться. Если уж писать что-то, то по канонам.
 
Православный христианин
Но даже Мурманский батюшка после канонизации погибших моряков "Курска" назвал подобное немыслимым событием.
Никто их не канонизировал. Изображение на иконе обычных людей это не канонизация. И Распутина никто не канонизировал и не собирается. Так что зря вы так напугались. И сектантов с их фантазиями бояться не надо, они не часть Церкви.
 
сомневающийся
Никто их не канонизировал. Изображение на иконе обычных людей это не канонизация. И Распутина никто не канонизировал и не собирается. Так что зря вы так напугались. И сектантов бояться не надо, они не часть Церкви.
Но на иконе же они есть. И как-то это все равно неправильно, что ли....
 
Православный христианин
Но на иконе же они есть. И как-то это все равно неправильно, что ли....

Из статьи на сайте ПСТГУ:
Иконография и эстетика образа Явления Пресвятой Богородицы во граде Святой Крест обсуждались с деканом факультета церковных художеств протоиереем Александром Салтыковым, а также с художниками и специалистами факультета. Из шести представленных Ларисой Георгиевной форэскизов, одобренных художественным советом факультета церковных художеств, Георгиевской епархией был выбран проект иконы, который впоследствии получил высокую оценку Святейшего Патриарха Кирилла. Написание иконы в художественных мастерских ПСТГУ поддержал Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации, а также Синодальная комиссия по канонизации святых и Управление делами Московской Патриархии.
 
Одесса
Православный христианин
Ведь иконы никогда не писались по реальным трагическим событиям, а изображали либо библейские сцены (и то в образовательных целях, ибо в те времена, когда иконы только появились, ни Бога Яхве, ни даже Иисуса Христа изображать, согласно заповедям, было категорически нельзя), либо - житие конкретного святого (Серафима Саровского или Матроны Московской). Но изображать на иконе людей в противогазах и белых халатах, террористов и разрушенный реактор ЧАЭС, согласитесь, какой-то перебор....

Августовская (Августово Явление Божией Матери На Войне)​

33216.jpg
 
Православный христианин
А зачем нарисовали на иконе террористов Басаева и больницу? Второе вообще не символический объект, а первое выглядит неуместным....
Пройдите по указанной выше ссылке на статью и прочтите, что, зачем и почему на иконе изображено. Там есть полное описание.
 
сомневающийся
Киев
Православный христианин
сомневающийся
А изображения диавола и чертей в компании грешников на фреске на западной стене многих храмов вас не смущает?
Черти - вымышленные персонажи. Террористы - реально жившие люди. В этом вся разница. И да, изображения картин Страшного Суда, явно скопированного с Суда Осириса у египтян, в те времена было модным явлением.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Черти - вымышленные персонажи.
Отнюдь.
 
Москва
Православный христианин
"...Один древний автор замечательно сказал, что вечная уловка сатаны – убедить людей в том, что его нет.

...подвижники веры с самых первых времен существования Церкви убедились, что эта борьба с диаволом – не миф, не благочестивый оборот речи, но реальность. И что христианин действительно получает в Церкви силы для борьбы с бесами..."(c).


 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Черти - вымышленные персонажи.
Надежда, кто вы по вероисповеданию?
Ох не туда ведете Дмитрий, совсем не туда, смотрите сами не напоритесь, столь неосмотрительно уду каверзного вопроса забрасывая. :confused:
 
сомневающийся
А изображения диавола и чертей в компании грешников на фреске на западной стене многих храмов вас не смущает?
Чертей выдумали в Средние века, а срисовали с языческих сатиров и вампиров с крыльями летучей мыши - для устрашения. В оригинале их не было, да и внешний вид не описывался.
 
Сверху