Почему, перейдя в вечность, уже невозможно изменить выбор?

Сделанный однажды (для ангелов) или многократно (для людей) выбор переходит с ним в вечность. Писали об это многие отцы, но далеко не все связывали это непосредственно с ходом времени, констатируя тот факт,что он совершается всей целостностью человека, т.е. вне тела, когда выбор уже совершен, мы лишь встречаемся с его последствием.

Нельзя ли по-подробнее о времени?Почему отсутствие времени лишает человека возможности измениться и можно ли всвязи с этим ставить знак равенства между возможностью измениться (вернее отсутствие такой возможности) и покаянием?
Мне кажется,что человек имеет возможность покаяться после смерти,но не имеет возможности измениться, т.к. изменение, я думаю это характеристика времени, время- это изменение того или иного?
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
На этот вопрос есть разные мнения. Одни, говорили, что после смерти покаяние невозможно, поскольку раскаяться человек может лишь вместе с телом (не могу сейчас вспомнить точные имена, но об этом писали кто-то из отцов-пустынножителей).

Другие, мало говорили про покаяние (и смену участи) для грешников, зато довольно подробно описали процесс спасения для праведников. Святой Максим Исповедник объяснял это через учение о божественной субботе (см. "Главы о богословии и домостроительстве Воплощения" и др.). Согласно ему, праведник в конце пути стяжания совершенства вступает в "Субботу Господню" , где совершенно угасают какие-либо смущения и соблазны. Именно в состоянии божественного покоя человек приобретает логос вечно-благо-бытия, который делает его сущесвование вечным в Боге. Разумеется, эта вечность не есть Божественное состояние вне времени вообще, это ангельская вечность. Вопросом об участи грешников Максим с такой подробностью не занимался.

Святитель Григорий Нисский, напротив - считал, что спасутся все - просто потому, что на Суде никто не отвергнет стоящего рядом Христа, а если что согрешил - то может и покаяться тут же (т.е. покаяние возможно уже после смерти). В таком случае переход в неизменную вечность (представление, что в вечности нет изменений обще и для античной и для средневековой философии) будет совершен уже в конце мира, смерть же не ограничивает возможно выбора и покаяния.

Подводя некоторый итог можно сказать следущее - единого мнения святых отцов на этот счет нет, хотя и нельзя сказать что их мнения сильно противоречат друг другу. Просто большинство, предпочитало вообще не говорить об возможности изменения после смерти - праведнику вновь отвращаться от Бога нет никакой причины (Оригена мы здесь не упоминаем принципиально - он требует отдельного разговора), а насчет обращения там грешника мнения расходятся довольно сильно.
 
Уважаемый Герман Юрьевич, сердечно Вас благодарю за замечательную тему и ответы!
Читать очень интересно и назидательно, хотя в ПАТРОЛОГИИ я и не силен, но мне интересен сей предмет:)
СПАСИ Вас Бог!
 
Соглашусь, что
раскаяться человек может лишь вместе с телом
душа в "безвременьи" имеет шанс за счет "Суббот Господних". Все субботы: поминальные, родительские субботы, прощенные Воскресенья, сорокаусты, чтения на Неусыпаемую Псалтирь, вечное поминовение - все это помогает нашим усопшим родственникам, сбросить тяжесть грехов и подняться в место светле.
 
Соглашусь, что

душа в "безвременьи" имеет шанс за счет "Суббот Господних". Все субботы: поминальные, родительские субботы, прощенные Воскресенья, сорокаусты, чтения на Неусыпаемую Псалтирь, вечное поминовение - все это помогает нашим усопшим родственникам, сбросить тяжесть грехов и подняться в место светле.
У меня бабушки и дедушки не были так близки к Церкви, но меня постоянно смущает то что как я могу за них молиться ведь здесь на земле они не вели покаянный образ жизни были далеко от Церкви. Подскажите может я заблуждаюсь. Все таки могу я помочь своим ближним и чем, слышала о том что большую помощь мы можем им оказать если будем сами вести покаянный образ жизни и приближаться к Богу. Может я что то не так сказала. Простите.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Елена Олеговна, смысл заупокойных молитв в том, чтоб просить Бога помиловать и принять их. Не нам судить, насколько были усопшие далеки или близки от Церкви - это Его прерогатива, поэтому не смущайтесь подобными вопросами - они просто вне нашей компетенции. Если вы чувствуете необходимость молиться за них - молитесь и Господь примет ваши просьбы.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Елена,молиться за усопших родных,одна из важных истин. Так как человек по роду связан с родней кровью. Клетки ДНК несут всю информацию о всех сродниках. И даже больше,реагируют на состояние родных в загробном мире,по закону памяти бытия. И пока родные в местах не столь "отдаленных",человек спокойной жизни не возымеет. Бывает,когда вроде все хорошо у человека в жизни,но его вдруг одалевает тоска или уныние,это и есть приветы с того света.
 
Армавир
Крещён в Православии
Здравствуйте.
По моему это ужасно тупо, если свобода выбора отнимается. Я вижу таким рай без свободы как наркотик для наркомана. Просто тупое наслаждение, вечное, что тебе удалось получить вечную дозу. Не хочу верить в то, что рай это наслаждение без свободы выбора. Что то или я не понимаю или в этом догмате не то. В таком раю хорошо только наркоману. Так ли?
Спасибо.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вся проблема в том, что в нынешнем состоянии человеку практически невозможно описать состояние блаженной жизни, у нас просто нет достаточного опыта. В чем то это сродни попытке описать вкус мороженого и удовольствие от его поедания тому, кто ни разу в жизни не его пробовал. Со стороны звучать будет довольно глупо.

Блаженное райское состояние можно описать лишь апофатически, перечисляя то, что там не будет. Поэтому на вопрос о свободе выбора Св. Отцы (например Максим Исповедник) просто выражали мысль, что нового падения там уже не будет, соответственно эта тема тесно связывается с учением о грехе, которое в 2-3 словах тут не выразить. Если все-же пытаться, то можно сформулировать это так - никто в здравом уме и полном осознании от Бога не откажется. Поэтому уровень понимания и осознавания у святых будущего века выше, чем у первозданного Адама.

Речь тут идет не об отказе от свободы воли и выбора, а о их реализации. Пресытиться Богом невозможно, что может в какой то степени подтвердить и еще живущий на земле подвижник. Соединяя эти соображения мы и получаем попытки хотя бы немного понять, в чем же состоит жизнь будущего века.
 
Крещён в Православии
Все что начало быть по творению Богом получило движение, в том числе и естество человека. Данное движение имеет цель (логос) испытания доброй и свободной воли человека по актуализации или не актуализации всех возможных потенциальных состояний как способа жизни человека с помощью заповедей Бога. Всякое движение которое достигает своей цели прекращается, цель движения человека - это уподобление Богу.
Есть три логоса (цели, принципа, назначения и т.п) бытия:
1-ый Логос бытия - Творение (шестоднев).
2-ой Логос бытия - Благобытия (седьмой день, в котором заканчивается движение по принципу субботства).
3-ий Логос бытия - Приснобытия или вечного бытия.

Первый и третий логос бытия - это дар Бога, т.е. получаем без участия свободной (разумной) воли человека. Второй - реализуется с помощью свободной (разумной) воли человека.

Критерием движения является время. Нет движения, нет времени. По достижению цели движение прекращается, а значит и прекращается время седьмого дня, т.е. наступает в полноте суббота (деятельный покой - прошу не путать понятия "движение" и "деятельность") и для каждого творения, в том числе человека. Второе Пришествие Господа Иисуса Христа и Страшный Суд есть итог достижения цели каждым человеком в его движении к Богу - уподобление Богу в истине и добре. Страшный Суд и по тому страшный, что не будет времени для покаяния, т.к. не будет движения к цели, которая (цель) в той или иной степени достигнута.

Еще, про Святителя Григорий Нисского, который ни когда не утверждал, что после Страшного Суда будет время для покаяния, он утверждал, что всем будет даровано Воскресение в новых по качеству, но не по сущности телах.
См. ссылку http://www.pravoslavie.ru/put/4204.htm
 
С
Православный христианин
Когда говорят о Вечности имеют в виду бесконечность времени? Но время не бесконечно, а Вечность это единица времени, такая же как Век. Что будет когда Вечность кончится?
То, что Вечность не бесконечна можно увидеть в первой молитве из акафиста Серафиму Саровскому, которая заканчивается так:
"...И тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. Аминь".
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Чаще всего под словом "вечность" понимают именно бесконечность времени. В этом смысле оно понимается и в этом разделе.

Что же касается более широкого спектра значений, то принято (бл. Августин и др.) разделять нетварную вечность - т.е. абсолютное вневременное бытие доступное лишь Богу,

тварную вечность
(или просто вечность в нашем обсуждении), когда есть течение времени, но нет его конца (наиболее близкая математическая модель - вектор), это способ существования ангелов и святых

и тварное время или "век" большинства богослужебных текстов - временной отрезок существования падшего мира от грехопадения (или от сотворения мира - тут есть у св. Отцов разные мнения) до полного преображения и обожения тварного мира.

Вечность принципиально не может быть единицей времени или быть конечной - с позиции святоотеческого богословия и философии это абсурд. Не следует путать с вечностью греческий термин "эон", обозначающий очень большой, но все же конечный отрезок времени.
 
С
Православный христианин
Тогда как понимать фразу из акафиста?: "...И тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА. Аминь".
Ведь речь идёт о "тамо", т.е. о нетварном мире.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
В акафистах можно найти огромное количество богословских неточностей, а кое где и скрытую ересь, поэтому искать в них точные формулировки просто бессмысленно (исключение - древние акафистные пения, составленные еще в Византии).

Что же касается конкретно этой фразы, понимать ее можно в смысле "воспевать со святыми Троицу до конца этого мира", подразумевая, что это продолжится и в жизни будущего века.
 
С
Православный христианин
В акафистах можно найти огромное количество богословских неточностей, а кое где и скрытую ересь, поэтому искать в них точные формулировки просто бессмысленно (исключение - древние акафистные пения, составленные еще в Византии).

Что же касается конкретно этой фразы, понимать ее можно в смысле "воспевать со святыми Троицу до конца этого мира", подразумевая, что это продолжится и в жизни будущего века.

Спасибо!. Понял и принял.
 

иерей Герман Каптен

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Уважаемые, давайте все-таки придерживаться тематики: этот раздел посвящен богословию и философии Святых Отцов.
Последние несколько постов перенесены сюда: Можно ли покаяться после смерти?
 
Сверху