Почему нельзя?

Уважаемый Алексей Михайлович,ответы на вопросы,которые я сейчас задам,наверное,не играют роли в спасении человека,но мне хочется понять:почему нельзя варить козлёнка в молоке матери его?(Исх.23:19)Почему нельзя одеваться в одежду из разнородных нитей,из шерсти и льна?(Лев.19:19)Почему назорей не должен есть ни сырых,ни сушёных виноградных ягод?(Чис.6:3).Пожалуйста,если у Вас появятся свободное время и желание,напишите ответы на эти вопросы.Заранее спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Люба. Вопросы, которые вы задаете, относятся к обрядовой части закона Ветхого Завета. Установления, о которых вы спрашиваете, имеют ряд толкований. Отмечу лишь некоторые из них.

Начну по порядку: «почему нельзя варить козлёнка в молоке матери его?» (Исх.23:19). Считается, что данный запрет установлен для иудеев в качестве антитезы хананейским и прочим инородным религиозно-культовым традициям. В частности, это можно предположить, исходя из повтора запрета, озвученного позже, где данное установление расположено в контексте, противопоставляющем Израильтян язычникам: «Не ешьте никакой мертвечины; иноземцу, который случится в жилищах твоих, отдай ее, он пусть ест ее, или продай ему, ибо ты народ святой у Господа Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его» (Втор. 14, 21). Кроме того, этот запрет мог носить и гуманный характер, символически указывая на то, что не стоит использовать предназначенное для поддержания жизни в целях разрушения этой жизни.

Далее, «почему нельзя одеваться в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна?» (Лев. 19:19). В принципе, запрет на сочетание разнородных материалов одежд в иудейском обрядовом законодательстве носит не абсолютный, а относительный характер. Так, в облачении первосвященника сочетание разнообразных материалов не только не запрещалось, но и предписывалось: «Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод, верхняя риза, хитон стяжной, кидар и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона, и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою.У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из [чистого] золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых» (Исх. 28, 4 — 9). Дело в том, что украшенность и многосоставность одежд первосвященника, как и облачений священников, связывалась не с декоративным предназначением, а с сакральным. Это было необходимо «для славы и благолепия» (Исх. 28, 40). Ветхозаветное священство представляло в Израиле Бога, потому и одежды священства отличались от прочих одежд (в частности, и вышеуказанным признаком). Кстати напомнить вам, Люба, что и покровы переносного еврейского храма — скинии — также имели неоднородный состав.

Наконец, «почему назорей не должен есть ни сырых, ни сушёных виноградных ягод? (Чис.6:3)». Обет назорейства являлся особым добровольным посвящением жизни человека служению Богу. Отсюда и определенные ограничения, накладываемые законом на этих людей. Из контекста запрета (Чис. 6, 3) ясно, что назореям категорически запрещалось потребление спиртного: «он должен воздержаться от вина и крепкого напитка, и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод» (Чис. 6, 3). В то же время, виноград, хоть сырой, хоть сушеный, способен к брожению, причем, не только до попадания его внутрь организма назорея, но и после. Кроме того, некоторые исследователи видят в рассамтриваемом запрете противовес ханаанским языческим обрядам, связанным с использованием винограда в культе плодородия. Основанием для такого суждения служат (в частности) слова пророка Осии: «И сказал мне Господь: иди еще, и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую, подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим богам и любят виноградные лепешки их» (Ос. 3, 1).
 
Сверху