Означает ли анафема вечные муки?

Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Давным-давно я задавал Вам вопрос про Оригена и его анафематствование (https://azbyka.org/forum/threads/origen.21200/). Привожу ссылку, чтобы не повторять уже сказанное.

Пожалуй, в тот раз из вида был упущен очень интересный момент, который бы мне хотелось озвучить в виде такого вопроса: "Означает ли анафема вечные муки или же это оградительная мера церкви, которая никак не влияет на спасение?" Мол, сегодня нам надо защитить паству от чуждой идеологии, а Господь Сам разберется.

На 5-м Вселенском Соборе, кроме Оригена, был осужден Платон. Он жил почти за 400 лет до Христа, а значит лицо нейтральное. Другое дело, что некоторые элементы его философии потом перетекли в богословие и надо было отсечь все, что так или иначе могло вызвать искушение.

Спаси Господи!
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Сергей!

Анафематствование означает отлучение от Церкви. По сути озвученная беззаконнику законная анафема отражает тот факт, что он сам поставил себя в такое положение по отношению к Церкви, которое подразумевает анафему. Ответ на вопрос, какая именно участь ждёт (того или иного) анафематствованного, знает Господь. Во всяком случае можно сказать, что многое зависит от его дальнейшего поведения, от его ближних, которые, возможно, будут его молитвенно поминать.

Что касается представителей ветхозаветного периода, души всех их, по смерти (не беру в расчёт праведных Еноха и Илию, вознесенных на Небо при жизни), сходили во ад. Туда же, по Своей смерти, сходил душой Господь Иисус Христос, и проповедовал там. Он же вывел из ада те души, которые восприняли Его проповедь. Кого именно Он вывел, знает Он Сам.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Мне кажется, Вы однобоко освятили тему. В своем ответе Вы сказали об анафеме частной, не затронув анафему общую. Под общей анафемой я подразумеваю чин «Торжества Православия» и 12 анафематизмов Кирилла Александрийского.

Возьмем хотя бы первый пункт из 12-ти, который говорит о том, что не признающим Иисуса Христа Богом будет анафема. Теперь переложим это на общество и получим страшную картину. Другое дело, что мир за последние пару столетий стал таким маленьким, что мы привыкли сглаживать острые углы в своих отношениях с другими религиями.

С другой стороны, среди тех людей, которые не признают Христа Богом, будет немало тех, кто в своей жизни руководствуется законом совести. О таких ап. Павел пишет, что они будут судиться по этому закону. (Рим. 2:1-29)

Так вот для тех христиан, которые живут в окружении неверных, не является ли анафема тем оградительным барьером, который защищает их от увлечения чуждыми идеями?

Кстати, по поводу частной анафемы тоже не все так однозначно. Например, анафема Мазепе.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте. Сергей!

Вы пишете:
Мне кажется, Вы однобоко освятили тему. В своем ответе Вы сказали об анафеме частной, не затронув анафему общую. Под общей анафемой я подразумеваю чин «Торжества Православия» и 12 анафематизмов Кирилла Александрийского
Отвечаю. Те анафематизмы, о которых Вы говорите, также относятся к частным (конкретным) лицам, подпадающим под их определение, пусть даже те или иные лица являются членами таких-то и таких-то коллективов, племен, народов (другое дело, что Господь, конечно же взвесит (а по сути знает об этом от вечности), в каких условиях жил, в какой среде воспитывался, формировался и т. п. тот или иной человек).

Если Вы считаете, что Бог судит людей оптом, просто исходя из факта их принадлежности к той или иной общности, то такая позиция может привести к ложному восприятию учения о Промысле Божьем и о Божественных совершенствах.

Благодарю за вопрос!
 
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Спасибо за
Если Вы считаете, что Бог судит людей оптом, просто исходя из факта их принадлежности к той или иной общности, то такая позиция может привести к ложному восприятию учения о Промысле Божьем и о Божественных совершенствах.

Так может привести или приводит?

Просто, такая позиция не только имеет место быть в среде мирян, но и в духовенстве. Причем, не просто быть, но и культивироваться. Ведь, чем разбираться в вопросах, намного проще все проблемы мира свалить на католиков, протестантов и прочих. Мы же, православные - малое стадо. Тех же, кто живет церковной жизнью еще меньше. Приправить это все мессианской ролью русского народа и получится как в анекдоте:

- Экскурсия в Рай для новоприбывших, которых ведут по длинному коридору мимо залов. В первом зале слышится орган. Апостол Петр говорит: "Здесь у нас католики. Они любят музыку". Идут дальше: "А здесь у нас протестанты, слышите чтение Евангелия?" Проходят мимо зала кришнаитов, которые бьют в бубен, мимо иудеев, читающих псалмы Давида. Наконец подходят к дверям зала, где апостол Петр прикладывает палец к губам со словами:"Тссс! Мимо этого зала на цыпочках и не разговаривать!" Экскурсанты (шепотом):"Но почему?" Апостол: "Потому что здесь у нас - православные. Они думают, что в Раю только они одни!"

И не могу не спросить Вас про анафему Дмитрию Донскому. Если не ошибаюсь, то она была наложена на него митрополитом Киевским Киприаном, который прославлен в лики святых. Снятие анафемы и прославление в лики святых Великого Князя состоялось после смерти, без принесения покаяния.
 
Последнее редактирование:
Сверху