Отрывок прп. Паисий Святогорец, т.2. Семейная жизнь, ч.6, гл. 2. Утешение скорбящего

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Православный христианин
У друга Павла И, одного человека, похоже на зависть. С этой страстью надо бороться. Похоже что и вопрос просто уйдет вместе с уходом зависти. Не жалеть себя, радоваться о счастье других. Это сложно, но помогает.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Помогите разобраться. Очень нужно.

Может быть, кто-нибудь ответит на вопрос: почему прп. Паисий не ответил горюющей женщине словами "... таким образом, очень скоро ты встретишься с Богом и вместе с Ним будешь в Раю"?

Почему сказал: "Таким образом, очень скоро все вы вместе будете в Раю. Кому ещё Бог оказал такую честь, как тебе?"

Разве первое не значимее второго?
По любви к людям,потому и сказал так. Для вдовы было важнее успокоить душу от терзаний,и получить ответ для чего все ей это.Для того,чтобы понять,что мир для нее не так важен уже,и что ее любовь к мужу и дочери,являлась путеводной нитью к Богу. Боль утраты затмевала ее многие душевные недуги и не давала им прорасти. Возможно,вскоре после слов отца Паисия она преставилась к Богу,он же ей сказал - скоро. Чем и утешил ее,что разлука скоро закончится. Какова ее вера в жизнь вечную, оказалась,коль она успокоилась от слов услышанных на свой ответ.Не многие способны на такое.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Вот скажите, как быть человеку, который много лет назад, в 4 утра был поднят по тревоге, и спустя несколько часов перелета был поставлен в оцепление четвертого энергоблока. Со всеми вытекающими последствиями: не семьи, ни детей... Никого! Поскольку сам детдомовский. Ну и как быть? Жизнь этого человека подходит к концу. Разговоров только и было - о семье, о детях, которых не было. Он мой друг. Какую я ему могу дать надежду? Ведь это с ним навсегда, ведь и попав в рай, он об этом думать будет - он об этом и говорит. Что я на это могу ему сказать?
Случайностей у Бога не бывает. Бог поставил человека в такие условия,для его же спасения и спасения его родителей,предков.

Ответ полагаю в этих строках Писания...
Ибо есть скопцы, которые так родились из чрева матери, и есть скопцы, которые сделались [таковыми] чрез людей; а есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради Царствия Небесного; кто может принять, тот пусть принимает. Есть три рода скопцов: два - плотские, третий - духовный. Одни суть те, которые родились таковыми от чрева матери, другие - те, которые сделались таковыми или в неволе, или по прихоти владелиц. Третьи - те, которые оскопили себя ради Царства Небесного, и стали скопцами ради Христа, хотя могли бы быть мужами.


Это он сам должен решить. Никто другой.
Но я-то хотел ему сказать что-нибудь подобное для утешения, что сказал прп. Паисий для утешения той женщины. Ведь той женщине был обещан не только рай, но и то, что "очень скоро все вы вместе будете в Раю". Сказал бы прп. Паисий просто: "попадешь в рай", и дальше бы пошел.
так и скажите другу, что "будешь с Богом в раю"... Вас ни кто не осудит за такие слова, ибо они от любви вашей к ближнему,и вы читаете его достойным рая.
 
Последнее редактирование модератором:
Крещён в Православии
так и скажите другу, что "будешь с Богом в раю"... Вас ни кто не осудит за такие слова, ибо они от любви вашей к ближнему,и вы читаете его достойным рая.
Ему этого недостаточно, точно так же недостаточно, как недостаточно было той женщине, которой прп. Паисий даже не сказал таких слов "будешь с Богом в раю".
 
Крещён в Православии
У друга Павла И, одного человека, похоже на зависть. С этой страстью надо бороться. Похоже что и вопрос просто уйдет вместе с уходом зависти. Не жалеть себя, радоваться о счастье других. Это сложно, но помогает.
Зависти нет. Нет вопросов "почему", "за что". Есть только рассуждения "как", да "что". Есть страх, оказавшись в раю, остаться одному.

Ведь слова "будешь с Богом в раю" (т.е. одни на Один с Богом) некоторым людям не кажутся достаточными для рая, как не были они достаточными для женщины.
 
Крещён в Православии
Такое невозможно
Мария, речь о сердечной привязанности к близким людям. Ну, а, если нет близких людей?

Вот сидят два человека, и обговаривают слова слова Иоaнна Злaтоуста из "Толкования на послание к Ефесянам", сказанные им, как бы, от третьего лица: "Поэтому, оставив его [золото мира, славу мира и т.д.], я пошел к твоей душевной добродетели, которую предпочитаю всему золоту. Благоразумная и благородная молодая девушка, ревнующая при том о благочестии, (в моих глазах) стоит целой вселенной. Потому-то я и привязался к тебе и люблю, и считаю тебя дороже души моей. Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом. Настоящее время коротко и ненадежно; если же сподобимся перейти эту жизнь, благоугодив Богу, то будем пребывать вечно и с Христом и друг с другом в великой радости" не могут являться универсальными, для всех времен и людей?" - и в отношении себя ничего понять не могут; по разным личным причинам: у одного - форс-мажорные жизненные обстоятельства; у другого - дурость по жизни (вроде все было - и ничего нет). У первого есть сердечная привязанность, но обстоятельства против него - человек, которому привязанность, счастлив с другим; а у второго и сердечной привязанности ни к кому не осталось, и близких тоже.
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мария, речь о сердечной привязанности к близким людям. Ну, а, если нет близких людей?

Павел, я откровенно не понимаю как так прожить, чтоб не заиметь сердечной привязанности к другим людям. Жизнь ещё не кончилась, надо просить Господа помочь, открыть - почему такая ерунда и как это исправить. Причина скорее всего внутри самого человека.

Если исходить из того, что мы должны любить Бога и возлюбить ближнего как самого себя...
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Ему этого недостаточно, точно так же недостаточно, как недостаточно было той женщине, которой прп. Паисий даже не сказал таких слов "будешь с Богом в раю".
от куда вы знаете достаточно ему этих слов или нет? А вдове слов Паисия хватило,коль больше она не приходила на кладбище с рыданиями.

речь о сердечной привязанности к близким людям. Ну, а, если нет близких людей?
это скорее признак эгоизма...и тяжелой душевной раны.
 
Крещён в Православии
Павел, я откровенно не понимаю как так прожить, чтоб не заиметь сердечной привязанности к другим людям. Жизнь ещё не кончилась, надо просить Господа помочь, открыть - почему такая ерунда и как это исправить. Причина скорее всего внутри самого человека.
Мария, это моя вина. Честно говоря речь не обо мне.
С другом-то как?
 
Крещён в Православии
от куда вы знаете достаточно ему этих слов или нет? А вдове слов Паисия хватило,коль больше она не приходила на кладбище с рыданиями.
Он сам говорит, что недостаточно.
это скорее признак эгоизма...и тяжелой душевной раны.
Это верно только про меня; но меня не нужно обсуждать.
Но у друга-то есть сердечная привязанность, только человеку, к которому эта привязанность, - он (друг) - уже не близкий. Эту сердечную привязанность он через всю жизнь пронес, когда-то они были вместе.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Он сам говорит, что недостаточно.
тогда ему путь в монастырь. Там в служении ближним и Богу можно обрести всю полноту жизни и надежду на спасение. Ведь не известно нам,каким бы он стал с этой девушкой...И смогла бы она дать ему то,чего он ждал от нее,а она от него. По ходу,она бы была несчастна с ним,а он в конце бы возненавидел ее за это. так что ,возможно Бог спас обоих,при этом сохранив в сердце вашего друга любовь.А это куда ценнее и спасительнее. Может ему самому стоит поразмыслить трезво и оценить всю ситуацию, не фантазии и мечты, а то что он реально в себе имеет и что может дать ей.
 
Православный христианин
Павел, вам уже приводили слова Христа о том, что кто любит ближних больше, чем Бога, тот не достоин спасения. Я не понимаю, что вам не понятно. Если вы или ваш друг сильно привязаны сердцем к чему-либо (или к кому-либо) в этом мире, то надо не заповеди Божии подстраивать под свои желания, а работать духовно над собой и менять свои стремления и желания на богоугодные.
 
Крещён в Православии
Павел, вам уже приводили слова Христа о том, что кто любит ближних больше, чем Бога, тот не достоин спасения. Я не понимаю, что вам не понятно. Если вы или ваш друг сильно привязаны сердцем к чему-либо (или к кому-либо) в этом мире, то надо не заповеди Божии подстраивать под свои желания, а работать духовно над собой и менять свои стремления и желания на богоугодные.
Георгий, дело не в этом. Женщина та, которая рыдала на кладбище по близким своим, была недостойна спасения? Нет, ничего не сказано об этом. Женщина эта своих ушедших родственников любила больше Бога? И об этом ничего не сказано. Так о чем же она так рыдала? Ведь сказала, что ничего в этом мире ее не держит ("Я не хочу никого и ничего видеть"), но утешение нашла только в словах прп. Паисия.

А с другой-то стороны, вот и Мария говорит:
Павел, я откровенно не понимаю как так прожить, чтоб не заиметь сердечной привязанности к другим людям.
но это Мария про меня говорит; а, вот мой друг, как раз, и заимел сердечную привязанность в юности своей и через всю жизнь пронес. Что ж тут такого?
 
Православный христианин
Георгий, дело не в этом. Женщина та, которая рыдала на кладбище по близким своим, была недостойна спасения? Нет, ничего не сказано об этом. Женщина эта своих ушедших родственников любила больше Бога? И об этом ничего не сказано. Так о чем же она так рыдала? Ведь сказала, что ничего в этом мире ее не держит ("Я не хочу никого и ничего видеть"), но утешение нашла только в словах прп. Паисия.

А с другой-то стороны, вот и Мария говорит:
но это Мария про меня говорит; а, вот мой друг, как раз, и заимел сердечную привязанность в юности своей и через всю жизнь пронес. Что ж тут такого?
Ну, не знаю. У святых отцов я встречал слова о том, что в идеале надо любить всех равно (и ближних и дальних, и друзей и врагов), а особенная привязанность к кому-либо есть не богоугодная любовь, а страстная. Хотя, возможно, высказывания, которые я встречал, применимы лишь к монашествующим.

Да, прп. Паисий, не сказал женщине, что её чрезмерная привязанность к своим близким неправильна, но ведь о том, что эта привязанность богоугодна он ведь тоже не сказал. У него была цель утешить женщину, а не обличить её привязанность.
 
Крещён в Православии
... а особенная привязанность к кому-либо есть не богоугодная любовь ...
Не "особенная привязанность" а "сердечная привязанность".

Дело не только в любви, но и в привязанности. Сказано у Иоанна Златоуста: "… Потому-то я и привязался к тебе и люблю, и считаю тебя дороже души моей. Настоящая жизнь ничего не значит, и я прошу, и умоляю, и всячески стараюсь сподобиться нам так устроить настоящую свою жизнь, чтобы можно было и там, в будущем веке, совершенно безбоязненно встретиться друг с другом".

Не нужно путать любовь с сердечной привязанностью: любовь без сердечной привязанности это действительно когда человек любит весь мир. Но, ведь, нельзя понять то, о чем сказал Иоанн Златоуст "… привязался к тебе и люблю … " если под этими словами понимать только слова: "страстная любовь". "Страстная любовь" - это, как раз, отсутствие сердечной привязанности.

И рассуждать так, как рассудили Вы, сказав " но ведь о том, что эта привязанность богоугодна он ведь тоже не сказал..." в отношении слов прп. Паисия – тоже нельзя. Если б привязанность женщины к родным своим не была бы богоугодной, то не последовало бы в его (прп. Паисия) словах, и намека на возможную встречу с ними.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Если б привязанность женщины к родным своим не была бы богоугодной, то не последовало бы в его (прп. Паисия) словах, и намека на возможную встречу с ними.
Это буквализм.Такие утверждения.

Прп.Паисий не утверждал юридически, а предполагал сердечно, славя при этом Бога за возможность такого решения.Эта надежда, это молитвенное упование на Бога, передалось и скорбящей женщине.Она поняла то, что не одинока, даже если перенесла такие потери.
Верить надо и молиться, участвовать в Таинствах, сочетаться со Христом, вот о чем было ей сказано, только в другой форме, и она это поняла.
 
Крещён в Православии

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Дело в том, чтоб унаследовать жизнь вечную нам сказано:
"возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:сия есть первая и наибольшая заповедь;вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;" Мф.22:37-40
 
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Сверху