Отречение Петра

Петербург
Православный христианин
Христос воскресе!
Отец Константин, помогите, пожалуйста, разобраться, как понимать предсказание Господом того, что Петр отречется от Него. Предвидение Им наиболее вероятного - понятно, но все же Петр мог выбрать другое, если человеку действительно дана свобода выбора? Христос же говорит о том, что Петр предаст, как о неизбежном.
 
Дорогая Юля.
Когда мы читаем о предсказаниях будущего, которое делает Господь, нужно помнить две вещи:

1. Это никогда не предвидение, как мы его понимаем, а предзнание. Знание Богом будущего основывается не на интуиции, понимании характеров, причинно-следственных связей и проч., то что обычно бывает у нас, людей, а на совершенном знании всего что было, есть и будет.
Для Бога будущее как бы настоящее, Он знает все самым совершенным образом.

2 . Самое удивительное, что это абсолютное и совершенное знание Богом будущего никаким образом не связывает нас в наших поступках. Мы поступаем свободно, сами поступаем, а не выполняем чьи-то указания.
Например, Бог знает о вечной судьбе каждого из нас. Но мы-то не знаем. Значит, мы свободно выбираем зло, или добро. Господь помогает нам (если выбираем добро), поддерживает нас, помогает нам пройти жизненный путь. Другое дело, что Бог все равно знает, куда мы в результате придем.
Не знаю, насколько это уместный пример, но сейчас пришел на ум: вот ползет муравей. Человек находится по отношению к муравью в иной плоскости (он смотрит на мир не глазами муравья). То, что для муравья горы, ущелья, непролазные завалы, для человека лишь лесная тропинка. Более того, человек видит, где эта тропинка заканчивается и куда все же приползет муравей. Это знание человеком пути муравья не является ограничением свободы муравья. Человек знает, потому что он - иной, он над, он смотрит на мир другими глазами.
Так же и Бог. Он абсолютно иной. Его Пре-мудрость неизмеримо превосходит человеческие знания. Тут разница неизмеримо большая, чем, та же разница между человеком и муравьем.

Но это в двух словах.
Спаситель знал, как поступит Петр, а Петр тогда просто Его не понял. И вспомнил лишь, когда так поступил. Никакого ограничения свободы Петра, скорее очередное подтверждение, что Иисус – Всеведущий Бог.
С любовью свящ. К.
 
Петербург
Православный христианин
Отец Константин, большое спасибо за подробный ответ!
К сожалению, не могу понять. В отличие от муравья, человек все же несет ответственность перед Богом за свое падение. Проецирование этого евангельского эпизода на свою жизнь постоянно смущает мыслями о том, что, видимо, все то содеянное, за что стыдно, изначально было в плане моего пути, и уклониться от этого я не могла, как не смог Петр.
Наверное, Богу важно не то, что человек сделал или нет, а то, как сам воспринял свой поступок, пролил ли слезы стыда, как Петр?
С уважением, Юлия
 
Сверху