Если я не согласен с заявлениями Патриарха в свете происходящих событий и категорически не принимаю последние решения в отношении Константинопольского Патриархата , могу ли я участвовать в таинствах РПЦ , и если нет , каким образом я могу перейти в Константинопольский Патриархат или Элладскую Церковь , либо любую другую Церковь, не отколовшуюся от Вселенской Церкви?
Дорогой Димитрий!
У великого русского богослова Алексея Степановича Хомякова есть замечательная книга
«Церковь одна». Церковь одна, их не множество, но чисто человеческая ситуация создала атмосферу многоконфессиональности, разбросанности Церквей - вот и в православии трагический раскол, начавшийся в 17 веке, повторяется в наши дни. Единство Церкви основано на свободном соединении личностей Духом Святым во образ св. Троицы:
«Да будут вси едино, как Мы едино».
(Ин. 17: 22). Поэтому надо честно признаться, что выбор той или иной конфессии в современной смуте происходит уже не по вере, а по геопополитическим мотивам и утилитарным предпочтениям. Если вы читаете «
Символ веры», вы, надеюсь, верите во единую святую соборную и апостольскую Церковь? Если мы веруем, то Церковь остается единой, поэтому истинно верующий человек выйти из нее фактически не может. И история показывает, что пагубный уход из Церкви влечет за собой многочисленные расколы, которые практически не врачуются. Это – беда!
«Церковь - есть тело Христово», - по лаконичному определению апостола Павла. Конечно в первую очередь ответственны за Церковь епископы в силу принадлежащей им власти, поэтому и говорят
«без архиерея нет Церкви», но обязанность исповедать Истину лежит на каждом члене Церкви, как на епископе, так и на мирянине. Церковь - это народ Божий, а не здания, и не патриархия, и не иерархи. Поэтому если люди говорят, что они уходят из Церкви, значит, они уходят от Христа, уходят от народа Божия. Простые прихожане – это не просто пассивно ведомое овчее стадо. Если Церковь болеет, то все ее члены - и клирики, и миряне, должны воспринимать эту боль, как сораспятие со Христом, как молитвенное соболезнование, ибо Христос молился даже за своих распинателей. И если в Церкви нарастает несоразмерная агрессивность ко внешнему, то лечить недуг нужно не личным дезертирством, а через всеобщую любовь и понимание внутри церковных стен. Пример этого нам показал святитель Игнатий (Брянчанинов), который подвергаясь определенным гонениям, неудобствам и искушениям, из Церкви никогда не уходил, а жил в своей монастырской келлии духовно независимой и достаточно автономной жизнью.
Спаситель хочет, чтобы Царство Божие было внутри людей, однако большинству людей, как заметил
Достоевский, нужен не Христос, а Великий Инквизитор. Только любовь и свобода, как корни, питают Церковное единство:
«К свободе призваны вы, братья... любовию служите друг другу» (Гал. 5:13). Каждая личность в соборном единстве может выразить себя, расцвести в многообразии благодатных дарований, не нарушив единства любви. Это и есть начаток царства Божия ещё на земле:
«Суть неции от зде стоящих, иже не имут вкусити смерти, дондеже видят Царство Божие, пришедшее в силе» (Мк. 2: 1). Задача христанства - возрождение падшего человека, перемена его души, покаяние. На это, а не на разжигание межконфессиональной враждебности, мы должны направить все свои силы. И, слава Богу, что в каждом храме есть добрые и высокодуховные батюшки, которые ревностно заботятся о спасении своей паствы и ведут нас ко Христу, каждый в своем приходе! И дисциплина в Церкви – это не формальное подчинение, а следствие внутренних связей паствы со своими пастырями. Ради мира духовного Константинопольский патриархат все же не запретил нам молиться и причащаться в своих храмах, поэтому все зависит от воли самих верующих - ослушавшиеся же миряне должны будут покаяться на исповеди в непослушании Церкви.
И да убережёт вас Господь от озлобления, сохранив в мире, здравии и благополучии…