От Острова до Иоанна Грозного

Москва
Крещён в Православии
А недалёкое светлое будущее, я промолчу про миллионные убийства, но скажу про гонение христиан, про осквернение церквей и т.п. и это длилось 70 лет.
Тут как раз все очень закономерно. Народ молчанием предал Помазанника Божия царя Николая, разрушил храмы и отступил от Бога. 70 лет не молился, а надеялся только на Ленина, Сталина, партию и самого себя.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
За переговорами о восьмой жене и политическом убежище в Англии, любуясь на свои драгоценные камни...
"В 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля были вскрыты четыре гробницы: Иоанна Грозного, царевича Ивана, царя Феодора Иоанновича и полководца Скопина-Шуйского. При исследовании останков была проверена версия об отравлении Грозного. Ученые обнаружили, что содержание мышьяка, наиболее популярного во все времена яда, примерно одинаково во всех четырех скелетах и не превышает нормы. Но в костях царя Иоанна и царевича Ивана Ивановича было обнаружено наличие ртути, намного превышающее допустимую норму (27)."Манягин В.Г.
Апология Грозного Царя
Есть и такое мнение.
 
Москва
Крещён в Православии
По версии русского писателя Толстого А. К. царь Иоанн умер окруженный интригами придворных и последним его словом было: Духовника!
Я, конечно, понимаю, это всего лишь литературно-художественная версия, но к сожалению, нам простым пользователям непросто найти подлинные исторические справки и свидетельства об истинных событиях, если вообще возможно. :(
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
По версии русского писателя Толстого А. К. царь Иоанн умер окруженный интригами придворных и последним его словом было: Духовника!
Я, конечно, понимаю, это всего лишь литературно-художественная версия, но к сожалению, нам простым пользователям непросто найти подлинные исторические справки и свидетельства об истинных событиях, если вообще возможно. :(
Не забудем и такой факт:
"А почему вдруг подверглись клевете именно Иоанн Васильевич Грозный и время его царствования?

Ответ прост: сильная Россия Западу страшна, а Иоанн Грозный создавал Московское царство могучим, боролся за чистоту веры и укреплял Православное Русское Самодержавие, основы которого заложил святой благоверный князь Андрей Боголюбский.

Время царствования Иоанна Грозного и канун его были весьма знаменательны для России. Вот как оценивает эту эпоху доктор исторических наук С.В. Перевезенцев в книге "Царь Иван IV Грозный":

"В XV столетии произошли события, особо важные для России, оказавшие огромное влияние на всю ее дальнейшую историю - в 1439 году во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей; в 1448 году, в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую Церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха; в 1453 году прекратила свое существование Византийская империя; в 1480 году Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига.

Католическая церковь, потеряв надежду сломить Русскую Державу и Православную Русскую Церковь открыто, путем крестовых походов, и тайно, с помощью ересей, стремилась теперь добиться этого обманом, обещая Иоанну Грозному, в случае, если он предаст истинную веру, приобретение территорий, принадлежавших ранее Византии.

"Но надежды папы и старания Поссевина не увенчались успехом, - писал М.В. Толстой в "Истории Русской Церкви". - Иоанн Васильевич оказал всю природную гибкость ума своего, ловкость и благоразумие, которым и сам иезуит должен был отдать справедливость, отринул домогательства о позволении строить на Руси латинские церкви, отклонил споры о вере и соединении Церквей на основании правил Флорентийского собора и не увлекся мечтательным обещанием приобретения всей империи Византийской, утраченной греками будто бы за отступление от Рима"..
 
Москва
Крещён в Православии
ПРОТОКОЛ № 3 по научной фиксации в Архангельском соборе от 23 апреля 1963 г. (10 ч. 00 м.)

Начаты подготовительные работы для вскрытия Ивана Васильевича (Ивана IV). Плита имеет две древних трещины во второй строке плиты снизу (поперек). Начали подвижку плиты в восточном направлении. Плита треснула. Вытаскивается часть плиты (головная часть). Верхняя часть плиты снята и вытащена. Идет фото и кинофиксация (в момент переноса плиты в восточном направлении). Плита удалена в придел. Комиссия фиксирует состояние саркофага. Саркофаг оказался тонкостенным, местами толщина стены доходит до 3 см. (южный борт). Видимо, саркофаг перед захоронением с внутренней стороны дополнительно обрабатывался для размещения трупа. На южном борту, юго-восточной его части имеется большая трещина, которая идет от юго-восточного угла по направлению к западу на ____ см. Восточный борт саркофага тоже в верхней своей части имеет трещину, что привело к расколу верхней части борта на 2 куска. Этот скол перешел на северный борт в его северо-восточной части, где отмечается небольшой скол _____ см. После снятия плиты оказалось, что она также имеет не везде одинаковую толщину и сильно подтесана с внутренней стороны, из-за чего нарушена ее механическая прочность. Обе трещины давнего происхождения. Саркофаг находится в очень увлажненном состоянии, что сказалось отрицательно на состоянии его механической прочности. В изголовьи в юго-западном углу также продолжается трещина размером____ см. Северо-западный угол изголовья также имеет трещину в стенке саркофага длиною ____ см. Начата выборка остатков песка, кусков белого камня и извести. При снятии остатков мусора было установлено, что на левой ноге нанесены повреждения в момент, когда был разбит саркофаг в северо-восточном углу через то отверстие, которое образовалось в плите. Скелет лежит в правильном анатомическом положении, за исключением потревоженных стоп. По всей поверхности погребенного тленноткани (так в оригинале. – Примеч. авт.), из-под которых отчетливо видно положение скелета. Голова повернута чуть на левую щеку. Левая рука согнута в локте так, что кость лежала в нижней части груди. Правая плечевая лежит параллельно торсу. Лучевой и локтевой фаланг не видно. Поясничный позвонок перекрыт толстым слоем тленноткани, отчетливо видны кости таза. Ноги вытянуты, в головах стоит бокал голубого цвета венецианского стекла. Идет графическая фиксация. На черепе черная ткань, совершенно разрушенная с крещатым орнаментом вышивки (крест). Вытащена ткань с шитьем (тамбуром). С черепа венчик свалился вниз, располагается под лицом, на груди крест вышитый традиционный. Положение рук необычное. Левая рука лежит на груди, правая круто согнута в локте, обращена фалангами к лицу. О пояса снимается тоже полоса вышивки (на тазе). Извлекается многослойная ткань с ног. Иван IV был одет в схиму. На груди крест. На голове была скуфья, расшитая крестовой тканью. На правом виске под черной тканью скуфьи обнаружены выцветы меди зеленого цвета (мелкие вкрапления зеленого цвета), попадаются в верхней части груди безформенные тонкие пластинки, может быть омедненная ткань. Над правым плечом 5 см. тесьмы. Грудная клетка не опала, ребра сохраняют анатомическое положение, хотя в плохой сохранности, между ними фаланги и кости запястья. Грудина есть, но плохо сохранившаяся. Много личинок. У правого локтевого сустава медные выцветы. Снимается ткань с левого колена. Имеются остатки кожанной обуви, имеются также остатки коры от палки. Производится фото и кинофиксация. Положение скелета. Погребенный положен на спину, кости скелета сохраняют правильное анатомическое положение. Череп сполз к левому плечу. Правая рука сильно согнута в локте, обращена ладонью к лицу. Левая рука согнута в локте, кисть покоилась на нижней части груди. Ноги вытянуты, стопа правой ноги сохраняет анатомическое положение, левая потревожена через отверстие в саркофаге. Грудная клетка сохраняет нормальное анатомическое положение. Ребра высоко приподняты. Череп в плохой сохранности. Лицевая часть относительно хорошо сохранилась, сильно поврежден свод, особенно с правой стороны. Вытаскивается сосуд с неизвестной жидкостью. Происходит фиксация на киноленту. Вытаскиваются кости ног, на поверхности голеней следы медных выцветов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИССИИ (А.П. СМИРНОВ) ВЕЛА ЗАПИСЬ (С.Г. ГОЛУБИЦКАЯ)
 
Москва
Православный христианин
Еще один вопрос. Если царь Иоанн Грозный на самом деле садист, псих, маньяк, тиран, то как же Господь попустил ему править страной 51 год?
:( Мои старые конспекты мне сейчас не найти, а у Карамзина не вижу этого эпизода... Помню лишь, что когда отец Иоанна Грозного собирался постричь свою неплодную жену Соломонию в монастырь, чтобы жениться на новой, Елене Глинской, кто-то из иерархов Церкви предсказывал ему, что от такого противного Богу брака родится чудовище, которое сделает всю страну несчастной... Но Василий не послушался и, велев насильно постричь жену в монастырь, женился на молоденькой... И всё произошло по пророчеству... :(
 
Москва
Православный христианин
"В XV столетии произошли события, особо важные для России, оказавшие огромное влияние на всю ее дальнейшую историю - в 1439 году во Флоренции было подписано соглашение об объединении католической и православной церквей; в 1448 году, в ответ на Флорентийскую унию, собор епископов в Москве провозгласил Русскую Церковь автокефальной, т.е. независимой от константинопольского патриарха; в 1453 году прекратила свое существование Византийская империя; в 1480 году Русское государство окончательно избавилось от татаро-монгольского ига.

За сто лет до Иоанна Грозного. Дед Иоанна Грозного, великий князь Василий Тёмный расправился с папским легатом так, что любо-дорого! Народ был в восхищении. Наши предки крепко стояли за чистоту веры.
 
Москва
Крещён в Православии
Левая рука лежит на груди, правая круто согнута в локте, обращена фалангами к лицу.
Очень напоминает жест, как осенение себя крестом. Могло ли быть так, что его живым захоронили и в гробу он очнулся?
Тина, ваша версия?
 
Москва
Крещён в Православии
:( Мои старые конспекты мне сейчас не найти, а у Карамзина не вижу этого эпизода... Помню лишь, что когда отец Иоанна Грозного собирался постричь свою неплодную жену Соломонию в монастырь, чтобы жениться на новой, Елене Глинской, кто-то из иерархов Церкви предсказывал ему, что от такого противного Богу брака родится чудовище, которое сделает всю страну несчастной... Но Василий не послушался и, велев насильно постричь жену в монастырь, женился на молоденькой... И всё произошло по пророчеству... :(
То есть, мы приходим все-таки к утверждению ветхозаветного закона, что "отцы едят кислый виноград, а у детей оскомина". Допустим, дети действительно отвечают за грехи родителей, но почему за грех царя-отца отвечает весь русский народ? Какой здесь богословский смысл?
 
Москва
Крещён в Православии
продолжение

1046
В 1963 году проводилась судебно-медицинское исследование останков Ивана Грозного, его сыновей и князя Скопина-Шуйского. Установлено, что “кости скелета И. Грозного хорошо сохранились и имеют желтый оттенок” (в остальных захоронениях — серый). Судя по скелету, Иван Васильевич обладал большой физической силой, рост его 178-179 см, — указано в исследованиях ). Признаков наличия крови на волосах царевича Ивана не обнаружено (следы крови сохраняются тысячелетиями; примером тому является та же Туринская Плащаница. — Примеч. авт.). Подтвердить травму его черепа не удалось. Пятикратное превышение количества ртути, обнаруженное в останках Царя Ивана Грозного и царевича Ивана, в сравнении с количеством ртути, содержащейся в останках Царя Феодора и князя Скопина-Шуйского, с учетом означенных условий захоронения, позволило говорить об отравлении ртутью”, — пишет один из экспертов, принимавших участие в проведении экспертизы В. Алисиевич.
1047 Это было отравление сулемой (хлоридом ртути HgCl2).
1048 В августе 2002 года я работал в архивах Кремля. Ознакомился с 20-м фондом, в котором содержатся материалы вскрытия гробницы Ивана Грозного и его сыновей. Сухие протокольные страницы не скрыли глумления над мощами Великого Русского Государя. Экспертов удивило, что в гробнице Ивана отсутствуют останки трупоядной живности: “Представляет интерес отсутствие типичных мертвоедных форм насекомых (трупопожиратели)”, — указано в экспертном заключении.
1049 Цвет костей желтый. Сохранилась даже схима. Позднее ее реставрировали. Обращает на себя внимание ритуальность работы комиссии. Вскрытие гробниц в Архангельском Соборе Кремля началось в день рождения Ленина, 22 апреля 1963 года в 10 часов утра. “Верному ленинцу” Хрущеву необходим был компромат на Сталина. Сталин уважал и любил Ивана Грозного. Опорочить Грозного — означало опорочить Сталина.Целью исследования было подтверждение или опровержение сюжета известной картины И. Репина. “При исследовании останков Ивана Ивановича комиссии предстояло подтвердить или отвергнуть достоверность сюжета знаменитой картины художника И.Е. Репина, на которой изображено убийство Иваном Грозным своего сына ударом металлического посоха в область головы”,
1050
— указано в экспертной справке. Выводы комиссии не были утешительными для заказчиков: “Механических повреждений на сохранившихся костях скелетов Ивана Грозного, его сыновей — Ивана Ивановича, Федора Ивановича, а также Скопина-Шуйского не обнаружено… В связи с изложенным нельзя решить вопрос о достоверности сюжета картины художника И.Е. Репина”, — указано в экспертной справке, подписанной Директором НИИ Судебной медицины Минздрава СССР, Главным судебно-медицинским экспертом, заслуженным деятелем науки РСФСР, доктором медицинских наук профессором В.И. Прозоровским.
 
Великий в чем?
Вот вопрос. В уничтожении русского духа? В уничтожении монастырей и преследовании духовенства?
Тогда и сатана великий.
И что он, разве был отлучён от Церкви? Царь помазанник Божий! Нам ли сирым осуждать дела ЕГО.
 
Москва
Православный христианин
То есть, мы приходим все-таки к утверждению ветхозаветного закона, что "отцы едят кислый виноград, а у детей оскомина". Допустим, дети действительно отвечают за грехи родителей, но почему за грех царя-отца отвечает весь русский народ? Какой здесь богословский смысл?
Это не был ветхозаветный закон. Уже в ветхозаветные времена Господь говорит, что каждый отвечает лишь за собственные грехи:

Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление.
(Втор.24,16)
2 зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: ""отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина""?
3 Живу Я! говорит Господь Бог, - не будут вперед говорить пословицу эту в Израиле.


19 Вы говорите: ""почему же сын не несет вины отца своего?"" Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив.
20 Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается.
(Иез. 18)


Но мы наследуем повреждённую грехами природу родителей. Это - не наказание Божие на детей, не ответ за грехи родителей, это просто естественное следствие греха, разрушающего всё.
Любой сын, родившийся с повреждениями души и тела, - а таковы мы все - получает и соответствующую помощь Божию для борьбы с этими страстями. Если он не борется с ими - то тогда уже отвечает за свои собственные грехи.
Так было и Иоанном Грозным. Он мог бы стать и святым - и советников ему Бог послал, и разум, и знание закона Божия, - но выбрал иное... :(

Что же до предсказания о нём - то ведь Господь знает и то, какой выбор сделает человек, - ещё до того, как человек родится на свет, вот Бог и открыл Своему рабу то, что будет со страной великого князя Василия Ивановича, если князь нарушит закон Христовой любви и верности супруге. Василий Иванович мнил дать Руси наследника, поправ Божий закон, но нельзя ничего доброго построить на зле. И наследник - разрушил страну. Это урок каждому из нас, и особый урок правителям - о том, насколько важно следовать Богу во всём, если мы хотим добра себе и державе. И ещё урок гражданам страны - не называть чёрное белым, но смотреть на истинную суть вещей, о Господе, выбирать в правители следующих Богу, а не избирающих лукавое и прелестное. Очень актуальный урок.
 
Москва
Крещён в Православии
. Василий Иванович мнил дать Руси наследника, поправ Божий закон, но нельзя ничего доброго построить на зле. И наследник - разрушил страну. Это урок каждому из нас, и особый урок правителям - о том, насколько важно следовать Богу во всём, если мы хотим добра себе и державе. И ещё урок гражданам страны - не называть чёрное белым, но смотреть на истинную суть вещей, о Господе, выбирать в правители следующих Богу, а не избирающих лукавое и прелестное. Очень актуальный урок.
Из тех источников об Иоанне Грозном, что попадались мне на протяжении жизни, царь предстает в образе государственного мужа, который многое сделал для укрепления Руси, хотя был весьма крут нравом и не скупился на казни.

Как относиться к разногласице историков, я не знаю, не мне судить. Но царя и помазанника Божия осуждать не дерзну, пусть судит его Бог, который в отличие от нас всех, знает подлинную правду и о царе, и об окружающей его среде, и исторических переплетениях того века.
 
Механических повреждений на сохранившихся костях скелетов Ивана Грозного, его сыновей — Ивана Ивановича, Федора Ивановича, а также Скопина-Шуйского не обнаруженоВ связи с изложенным нельзя решить вопрос о достоверности сюжета картины художника И.Е. Репина”, — указано в экспертной справке, подписанной Директором НИИ Судебной медицины Минздрава СССР, Главным судебно-медицинским экспертом, заслуженным деятелем науки РСФСР, доктором медицинских наук профессором В.И. Прозоровским.
Что-то вот эти слова под сомнения ставят их проф пригодность.
Можно человека ударить по голове, даже палкой, а если ментовской дубинкой, то вообще без механических повреждений. Человек сам дойдёт до дома, умоется, поест, посмотрит фильм, а ночью умрёт от кровоизвлеяния в мозг. Механическое повреждение таких ударов, может отразиться на коже, и лишь сильный удар отразится тоже на кости. Любой врач вам мои слова подтвердит.
Я не утверждаю, что было убийство сына царём. Но и такие глупые выводы, такой серьёзной компании, я считаю слишком опрометчивы.
 
Москва
Крещён в Православии
Что-то вот эти слова под сомнения ставят их проф пригодность.
Можно человека ударить по голове, даже палкой, а если ментовской дубинкой, то вообще без механических повреждений. Человек сам дойдёт до дома, умоется, поест, посмотрит фильм, а ночью умрёт от кровоизвлеяния в мозг. Механическое повреждение таких ударов, может отразиться на коже, и лишь сильный удар отразится тоже на кости. Любой врач вам мои слова подтвердит.
Я не утверждаю, что было убийство сына царём. Но и такие глупые выводы, такой серьёзной компании, я считаю слишком апромечивы.
Чтобы гневный царь, да недюжей силы, как установлено исследователями останков, ударил в ярости человека металическим посохом по голове и не было пролома кости черепа, это настоящее чудо. Другое дело, если бы он бил резиновой дубинкой, тогда можно было бы принять ваши доводы.
 
Чтобы гневный царь, да недюжей силы, как установлено исследователями останков, ударил в ярости человека металическим посохом по голове и не было пролома кости черепа, это настоящее чудо. Другое дело, если бы он бил резиновой дубинкой, тогда можно было бы принять ваши доводы.

Он бил сына своего. Если вы своё дитя хлопаете по попе за непослушание, вы же расчитываепте силу, что бы не "переборщить". Возможно и он так же, хотел проучить, но перестарался. Вы говорите, что он был в ярости, тогда человек не контролирует себя, это точно. А в ярости ли он был. 500 лет прошло, информацию могли исказить.
 
Москва
Крещён в Православии
информацию могли исказить.
И мы не знаем до какой степени. Неслучайно же версия убийства сына ставиться под сомнение и уже не одно десятилетие, а может быть даже столетие.
Вы же знаете, наверное, что для того, чтобы утверждать, что совершено убийство, нужны доказательства убийства, а не сплетни соседок и сослуживцев. Мало ли, кто что думает. Думать плохо о другом человеке можно по испорченности своей души. Поэтому полагаться в следствии на чьи-то мысли и интуиции дело весьма чреватое.
 
Москва
Православный христианин
Как относиться к разногласице историков, я не знаю, не мне судить. Но царя и помазанника Божия осуждать не дерзну, пусть судит его Бог, который в отличие от нас всех, знает подлинную правду и о царе, и об окружающей его среде, и исторических переплетениях того века.
Суд истории - не суд отдельного человека. Последнее грешно, первого же не может не быть, если мы не хотим согрешить.
Карамзин, заканчивая в своём пространном и всестороннем труде описание эпохи царя Иоанна Грозного, написал примечательные слова, которые, может быть, ответят на Ваш вопрос о Промысле Божием, позволяющем существовать тиранам:

Между иными тяжкими опытами Судьбы, сверх бедствий Удельной системы, сверх ига Моголов, Россия должна была испытать и грозу самодержца-мучителя: устояла с любовию к самодержавию, ибо верила, что Бог посылает и язву и землетрясение и тиранов; не преломила железного скиптра в руках Иоанновых и двадцать четыре года сносила губителя, вооружаясь единственно молитвою и терпением... В смирении великодушном страдальцы умирали на лобном месте, как Греки в Термопилах за отечество, за Веру и Верность, не имея и мысли о бунте. Напрасно некоторые чужеземные историки, извиняя жестокость Иоаннову, писали о заговорах, будто бы уничтоженных ею: сии заговоры существовали единственно в смутном уме Царя, по всем свидетельствам наших летописей и бумаг государственных. Духовенство, Бояре, граждане знаменитые не вызвали бы зверя из вертепа Слободы Александровской, если бы замышляли измену, взводимую на них столь же нелепо, как и чародейство. Нет, тигр упивался кровию агнцев - и жертвы, издыхая в невинности, последним взором на бедственную землю требовали справедливости, умилительного воспоминания от современников и потомства!
Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка, и мы усомнились бы в истине самых достоверных о нем известий, если бы летописи других народов не являли нам столь же удивительных примеров; если бы Калигула, образец Государей и чудовище, - если бы Нерон, питомец мудрого Сенеки, предмет любви, предмет омерзения, не царствовали в Риме. Они были язычники; но Людовик XI был Христианин, не уступая Иоанну ни в свирепости, ни в наружном благочестии, коим они хотели загладить свои беззакония: оба набожные от страха, оба кровожадные и женолюбивые, подобно Азиатским и Римским мучителям. Изверги вне законов, вне правил и вероятностей рассудка, сии ужасные метеоры, сии блудящие огни страстей необузданных озаряют для нас, в пространстве веков, бездну возможного человеческого разврата, да видя содрогаемся! Жизнь тирана есть бедствие для человечества, но его История всегда полезна, для Государей и народов: вселять омерзение ко злу есть вселять любовь к добродетели - и слава времени, когда вооруженный истиною дееписатель может, в правлении Самодержавном, выставить на позор такого Властителя, да не будет уже впредь ему подобных! Могилы бесчувственны; но живые страшатся вечного проклятия в Истории, которая, не исправляя злодеев, предупреждает иногда злодейства, всегда возможные, ибо страсти дикие свирепствуют и в веки гражданского образования, веля уму безмолвствовать или рабским гласом оправдывать свои исступления.



Н.М. Карамзин. История государства Российского. Т. 9.


 
Москва
Крещён в Православии
Суд истории - не суд отдельного человека. Последнее грешно, первого же не может не быть, если мы не хотим согрешить.
Хорошо, пусть судит история, если она владеет еще истинными свидетельствами прошлых исторических событий. Я ими не владею и потому не сужу.
Это вы, Тина, хорошую ссылку дали. Только вопросов не уменьшилось. Здесь со смирением надо бы склонить голову пред Промыслом Божием и Его судом. Неслучайно даже Н.М. Карамзин говорит: "Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, героя добродетели в юности, неистового кровопийцы в летах мужества и старости, есть для ума загадка..."
Замечательно, что в этой ссылке наконец упомянуто смиренно-молитвенное мужество русского народа, который "в смирении великодушном", страдая, умирал на страшном лобном месте за Отечество, Веру и Верность, не имея даже мысли о бунте против царя и помазанника.
Помолимся же о мужественных невинно убиенных предках наших: Помяни их, Господи, во Царствие Твоем, не припомни грехов их вольных или невольных, но сотвори им вечную память.

Об окружении царя и подлых интригах, замышлявших злое придворных, уловивших через это душу Иоанна с свои злолукавые сети, можно догадываться хотя бы из этого краткого упоминания их интриг у Н.М.Карамзина:

Выслушав бумагу о преступлениях Адашева и Сильвестра, некоторые из судей объявили, что сии злодеи уличены и достойны казни; другие, потупив глаза, безмолвствовали. Тут старец, Митрополит Макарий, близостию смерти и саном Первосвятительства утверждаемый в обязанности говорить истину, сказал Царю, что надобно призвать и выслушать судимых. Все добросовестные Вельможи согласились с сим мнением; но сонм губителей, по выражению Курбского, возопил против оного, доказывая, что люди, осуждаемые чувством Государя велемудрого, милостивого, не могут представить никакого законного оправдания; что их присутствие и козни опасны, что спокойствие Царя и отечества требует немедленного решения в сем важном деле. Итак, решили, что обвиняемые виновны. Надлежало только определить казнь, и Государь, еще желая иметь вид милосердия, умерил оную: послали Сильвестра на дикий остров Белого моря, в уединенную Обитель Соловецкую, и велели Адашеву жить в новопокоренном Феллине, коего взятию он способствовал тогда своим умом и распоряжениями; но твердость и спокойствие сего мужа досаждали злобным гонителям: его заключили в Дерпте, где он чрез два месяца умер горячкою, к радости своих неприятелей, которые сказали Царю, что обличенный изменник отравил себя ядом... Муж незабвенный в нашей Истории, краса века и человечества, по вероятному сказанию его друзей, ибо сей знаменитый временщик явился вместе с добродетелию Царя и погиб с нею... Феномен удивительный в тогдашних обстоятельствах России, изъясняемый единственно неизмеримою силою искреннего благолюбия, коего Божественное вдохновение озаряет ум естественный в самой тьме невежества, и вернее Науки, вернее ученой мудрости руководствует людей к великому. - Обязанный милости Иоанновой некоторым избытком, Адашев знал одну роскошь благодеяния: питал нищих, держал в своем доме десять прокаженных, и собственными руками обмывал их, усердно исполняя долг Христианина и всегда памятуя бедность человечества.
Отселе начало злу, и таким образом, уже не было двух главных действователей благословенного Иоаннова Царствования; но друзья их, мысли и правила оставались: надлежало, истребив Адашера, истребить и дух его, опасный для клеветников добродетели, противный самому Государю в сих новых обстоятельствах. Требовали клятвы от всех Бояр и знатных людей не держаться стороны удаленных, наказанных изменников и быть верными Государю. Присягнули, одни с радостию, другие с печалию, угадывая следствия, которые и открылись немедленно. Все, что прежде считалось достоинством и способом угождать Царю, сделалось предосудительно, напоминая Адашева и Сильвестра... (ссылка та же)
 
"Несмотря на все умозрительные изъяснения, характер Иоанна, героя добродетели в юности...
Первый смертный приговор вынес в 13 лет, когда в 1543 году велел убить, отдав псарям, фактически первого правителя князя Андрея Шуйского.

И это добродетель!?!?!? Маниокальные свойства у него уже с детства проглядывались.
 
Сверху