Острый вопрос: сексуальность и духовное воспитание.

Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!

Простите, вопрос получился очень длинным, но мне ужасно хочется поделиться с кем-то своей проблемой и получить совет. Я раскрою некоторые нелицеприятные подробности, но это необходимо для полноты понимания произошедшего.

История такая: я пришел к вере в 12 лет, а крестился в 14. Вошел в Церковь уже с заразой – с пристрастием к онанизму. Сначала думал, что в этом нет ничего такого, но все равно полного спокойствия не было. Потом узнал, что Православие это дело называет грехом, поэтому стал сопротивляться, но у меня ничего не выходило, хотя я давал Богу обеты, назначал себе наказания за срывы и проч. Вера была очень горячей, за порок казнил себя со всей неофитской строгостью. Так закапывал себя, что впадал в депрессию и даже познал отчаяние. Вообще держал себя в строгих условиях: запретил почти себе почти все увлечения, отказался от друзей (т.к. считал, что общаться можно только со «стерильно-идеальными» людьми), не разрешал себе отдыхать (постоянно учился, работал по дому и молился дома и за богослужениями), в итоге довел себя до состояния эмоционального выгорания. Да, я умудрился довести себя до него в отрочестве, даже не имея какой-то профессии. До сих пор помню, как это было мучительно и стараюсь всячески предупреждать возникновение подобных состояний… Итак, в борьбе с пороком прошло 6 лет, не увенчавшихся успехом. Но, когда мне назначили лекарства для лечения душевного состояния, дело неожиданно пошло в гору. Оказалось, их побочным действием было снижение либидо. Пользуясь возможностью, я стал избавляться от онанизма. Несколько месяцев терпел почти ежедневные и весьма продолжительные ломки (но они все равно было сильно ослаблены лекарствами), но был непоколебим. Я постоянно занимал себя делами, жил очень активно, не сидел на месте. И таким образом мне удалось полностью убрать из своей жизни и порнографию, и онанизм. Не буду врать, это далось мне с колоссальным трудом, потому что ломало будь здоров. А потом я вкусил радость чистой жизни. Честно говоря, до того момента мне было неведомо, что это такое, только если по воспоминаниям из детства. Оказалось, это здорово. Во-первых, не так стыдно ходить на исповедь, потому что каешься в каких-то бытовых вещах, и не чувствуешь себя постоянно извращенцем. Во-вторых, на душе как-то спокойно и радостно. Тебе не надо постоянно, как наркоману, выискивать возможность уединиться. А ведь, когда есть зависимость, такое желание возникает в самые неподходящие моменты, и тебе хочется поскорее все бросить и получить заветную дозу гормонов. Также я стал по-другому относиться к девушкам – меня стал интересовать их внутренний мир, вера, убеждения, а не только внешность. Да и вообще пропал «хищный взгляд» на противоположный пол. Если раньше меня «заводил» любой женский наряд, не похожий на балахон, то теперь я смотрел на все спокойно и, даже если девушка была одета не особо прилично, мог просто отвести взгляд и забыть об этом. И, что крайне важно, наконец-то пропала постоянная депрессия и чувство собственной никчемности!

Я жил чисто, поэтому со спокойной совестью поступил в семинарию. А вот тут произошло самое интересное: столкновение моего книжного Православия и реальной практики. У меня были очень строгие убеждения, я никогда не шутил на тему веры, никогда не произносил священных слов вне молитвы или разговора о религии. А в семинарии я встретил строго противоположное: семинаристы в шутку «рукополагали» друг друга, шутили на религиозные темы, пошло шутили, произносили имя Божие в эти минуты, произносили слова из молитв. Почти все студенты оказались курящими и пьющими, очень многие матерятся. Для меня это был шок. Год, целый год все это вызывало у меня отторжение. Сокурсники говорят, что я тогда был очень странным, отчужденным, «книжником и фарисеем». И это вправду было так. А потом, очень постепенно, я изменился. Стал спокойно шутить о вере, произносить всуе и имя Божие, и слова из молитв, порой стал даже пошлые шутки выкидывать. Самое главное произошло внутри: я понял, что в духовных книгах все очень строго, а на практике из этого соблюдается очень и очень немногое. Каноны применяются очень выборочно, могут рукоположить и второбрачного, и человека, совершившего блуд, да и вообще кругом царит сплошная икономия. И это очень повлияло на меня. Потом я стал понимать, что в Церкви такие же люди как и везде, меня перестали смущать скарбезные шутки, матерная брань и прочее. Постепенно научился жить также, как и в мирской среде: пропускать ненужное мимо ушей, просто общаться с людьми, не обращая на все это внимание. Вроде хорошо, но… потом у меня случилась ломка. Первая после долгого перерыва. Она длилась несколько дней, и потом я не выдержал и совершил онанизм. А потом понеслось… начался, что называется, «запой». Но я стал воспринимать все иначе: хоть и старался бороться, сопротивляться, но уже не так как раньше. Решил не тянуть, стал обращаться за помощью к психологам в надежде, что они, зная как бороться с зависимостями, смогут помочь мне. Однако практически все они в один голос твердили, что онанизм – это нормально, тем более, когда нет половой жизни. Я пытался с этим не соглашаться, оставаться при своем мнении, а потом как-то православные друзья заговорили на эту тему, и выяснилось, что я-то не один такой. Они тоже заняты этим делом, и не считают это чем-то нечистым, дурным. Мол, в порядке вещей. А при этом они постоянно участвуют в службах, более того, хорошо их знают, живут активной церковной жизнью. Параллельно с этим я решил сразу же начать применять остатки тех лекарств, которые помогли мне выбраться из зависимости в прошлый раз (я посоветовался со знакомым врачом, он разрешил). И они снова заработали, как и прежде, ломки стали менее выраженными, с ними стало реально справляться, но появилась другая проблема – я изменился. За время, проведенное в семинарии, стал по-другому относиться к греху. Да более того, если раньше любой срыв на грех был для меня нежеланной трагедией, после которой я ходил как в воду опущенный (тогда я постоянно корил себя, считал недостойным звания христианина), то сейчас мне удалось грешить и особо «не париться», спокойно ходить на службы, шутить с друзьями, радоваться жизни. Я ослабил ломки лекарством, но стал осознавать, что не хочу бороться с грехом… а зачем отказываться от быстрого кайфа? Все ведь так делают, и психологи, и врачи говорят, что это нормально, и церковные друзья не считают это чем-то зазорным. Правда жизни вновь оказалась не такой, как написано в духовных книгах…

Итого, я не понимаю, что со мной происходит: с одной стороны, уже не боюсь греха, особо не борюсь с ним, но и безотказно «кайфовать» не могу. Хоть и ослабела моя самодисциплина, но все равно меня тормошит мысль о том, что это грех. Получается, мне не хватает принципиальности, чтобы не грешить, и не хватает очерствения, чтобы спокойно грешить. Не туда и не сюда… Что мне делать? Как мне вылезти из зависимости? Я не понимаю, почему это так тяжело… у меня возникает чувство, что психологи правы, и я борюсь с чем-то очень естественным, ведь, если бы это было чуждо природе, то и не было бы такой тяги, не было бы это явление так распространено. Получается ведь, что и церковные люди спокойно это делают… Еще ситуация осложняется тем, что из семинарии особо никуда не выпускают. Сейчас мы вообще сидим на карантине. Если дома я мог загрузиться интересными и полезными делами, мало сидеть на месте (а это ооооочень помогало избавиться от зависимости, потому что, пока ты доберешься до дома, до уединения, тебе уже 15 раз перехочется грешить), то здесь мы почти все время сидим в общежитии, а здесь до заветного уединения рукой подать… Вообще, я запутался. Мир, врачи, психологи не видят в этом ничего плохого, зазорного. Почему же у нас все так сложно? Одинокая жизнь становится невыносимой, сложной. А так, все было бы очень просто. Неужели мы зря боремся с телом? Зачем с ним вообще надо бороться? Почему? Зачем тогда создавать сексуальность, сильную половую конституцию? Чтобы человек постоянно мучился?

Получается, у меня проблемы с мотивацией… В общем, все очень сложно, мне очень нужна Ваша помощь! Только не закидывайте тапками, мне реально непросто все это пережить.
 
Последнее редактирование модератором:
Простите, вопрос получился очень длинным,
Длинному вопросу - длинный ответ...
Что мне делать? Как мне вылезти из зависимости? ... Неужели мы зря боремся с телом? Зачем с ним вообще надо бороться? Почему? Зачем тогда создавать сексуальность, сильную половую конституцию? Чтобы человек постоянно мучился?
Как-то меня попросили написать рецензию – замечательная петербургская поэтесса Надежда Полякова мучилась той же проблемой:

А может быть, любовь – скорее свет гасить,
И в койку, на диван, в постель, под одеяло!
О, жадность пустоты! Тупая волчья сыть!
Копытцами стучит хихикающий дьявол

Скажи мне, духовник, зачем нам плоть дана?
Затем, чтоб в прорубь! В снег!
Чтоб стать святым, бесполым?
За годом год идет, идет за веком век,
Зачем учил пророк нас жечь сердца глаголом?

В чем истина? В чем смысл калейдоскопа дней?
Бахвалится кулик – всяк на своем болоте.
А жизнь моя прошла. Так что же было в ней
Прекрасней и светлей, чем жаркий праздник плоти…


И слышатся мне вновь в вашем отчаянном вопросе эти дьявольские копытца - чтобы «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф..24:24). Вижу вы, дорогой Андрей, человек начитанный. Не попали ли вы под некротический гипноз «Людей лунного света» Василия Розанова? Проповедуемая им «религия плоти» - есть дерзостный бунт против Христа, упредивший гедонистический праздник высвобождения «плоти» - демократически-демоническую «сексуальную революцию» сего времени. Однако «плоть» вовсе не есть «тело». «Плоть» - это искаженная грехом природа нашей телесной и душевной жизни. Тело же свято и божественно, тело – это храм души и сонаследник вечности. Забвение человеком своей божественной идеи, осквернение формы, утрата целомудренного восприятия бытия - погружение в «плоть» и есть тяжкий грех богоотступничества..
Ущербность розановского мироощущения (и вашего тоже!) в том, что нельзя по-фрейдистски примитивно опускать всю многомерность человеческой любви. Ошибочно считал Бердяев, что «могущественной половой любви отказали в благословении» Нет, половое чувство не только неизбежно в любви, но оно и благословенно в ней. Однако наш «великий и могучий» русский язык удивительно беспомощен и неразборчив в вербальном выражении этого чувства. Одним и тем же словом «любовь» определяется и высочайшая жертвенность, и примитивная животная похоть. Даже по-деловому скупой и лаконичный английский, и тот четко вычленяет двумерность: «sex – love». Всякая истинная любовь есть по самому ее существу религиозное чувство – святое и непорочное. Для любви всё дурное и похотливое в живом существе есть только дьявольское искажение её истинной природы. Утрата целомудренного восприятия бытия - погружение в «плоть», в физиологию, и есть тяжкий грех забвения Любви, который создаёт предпосылки для рукоблудия. Если смотреть в корень, то ваша фундаментальная духовная проблема проблема не в половой распущенности, а в неумении любить - поэтому просто повторю ранее написанное: «Онанизм можно заменить только любовью, но любовь нельзя заменить онанизмом…»
Учитесь любить!
Правда жизни вновь оказалась не такой, как написано в духовных книгах…
Как-то вы духовные книги фрагментарно и избирательно читаете… Разве неправда об искушающей вас похоти написана Апостолом? - «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:15−17).
Или Святые Отцы ошибались, определив последовательность этапов достижения святого совершенства? Первый этап - малая начальная благодать. В этот период дается подвижнику новоначальному радость некая или «обвеселение» души. Всё делается с окрылённостью сердца, легко и радостно.
Второй этап - отъятие благодати. Во втором периоде подвижник ставится один на один со своими страстями, скорбями, болезнями и терпит в душе состояние богооставленности. Через зто тяжкое испытание вы, Андрей, по-видимому сегодня и проходите, не так ли?
Третий этап - возвращение благодати и аскетическая борьба за её удержание. На этом этапе благодать возвращается частично в более совершенной форме, но за неосторожную мысль о совершенстве или преждевременное радостное чувство она опять покидает человека. Через воздержание и молитву она себя может вновь явить Четвёртый этап - обретение неотъемлемой благодати и призвание на учительное служение.
Правда в том, что духовные наставники всегда знали о болезненном разрыве между внешним общественным вероисповеданием и личным подвигом очищения сердца – этот факт издревле был подводным камнем в духовном плавании каждого отдельного христианина. Да, бывает так, и довольно часто, что люди верующие как бы принимают Бога, но не исполняют Его заповеди Церкви или даже кощунственно подлаживают их под свои мирские прихоти ради собственного удобства - по существу, в таковых еще нет настоящей веры.. Св.Тихон Задонский сказал про них: «Вси таковии солгали Богу, и обетов своих не хранят, и вне Церкви святой находятся, хотя и в храмы ходят, и молятся, и Таин приобщаются, и храмы созидают, и украшают их, и прочие христианские знаки показуют». То есть всякое сохранение внешних признаков религиозности без внутреннего содержания - состояние страшное и искусительное. особенно когда в Церковь приходят не простые семинаристы, а люди публичные, даже очень высокого звания, которые могут прегрешать, и их грехи приносят Церкви немалый вред. Но такие люди сами своими грехами отсекают себя от тела церковного. Церковь же остается чиста и непорочна, какой и остается во веки веков. Дело в том, что по слову святителя Тихона Задонского, есть церковь «с малой буквы» - соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, вкрапленная, как плевелы-сорняки во Святую Христову Церковь. Вот именно в эту Святую и единственную Церковь, которая водится Духом Святым, мы и должны незримо верить, и верить так же безоглядно, как в Бога, Поэтому всякий добрый христианин, если на него навалились полчища вражьих наваждений, будет стараться обвинять не других, не внешние обстоятельства, а себя самого, видеть в искушающих созерцаниях разума ниспосланное Богом лечебное снадобье для души. А искушения нам попущены для того, чтобы с поверхности Церкви, где столько соблазна и неправды, мы погрузились в самые её недра. И если вы, дорогой Андрей, начнёте жить не осуждающим разумом, а Духом Божьим под спудом собственного подвига, тогда вам не нужно будет искать определений всем печальным явлениям церковного обмирщения. Спасаемся мы верою, и только верою, но сохранить веру мы можем только хранением себя от мирской скверны!

Безусловно, проблема усугубляется кризисом современного духовного образования и воспитания. Стремление к достижению святости, обожения и богоуподобления должно быть той заветной целью человека, о которой некогда говорил Спаситель: «...будьте совершенны, как совершен Отец ваш» (Мф. 5:48). Однако создается впечатление, что наши богословские школы интересует сегодня что угодно, но только не духовная жизнь, что «святые» сейчас «не в моде», что Церкви более нужны ритуалисты-требоисполнители и эффективные менеджеры. В былые времена монастыри имели более проверенную и опытную школу подготовки священнослужителей, потому что целью монашества всегда являлось достижение наибольшей уврачёванности, освящённости, опытности и, в конечном итоге, святости. Попадая в традицию и школу опытного подвижничества, послушник проходил все этапы духовной подготовки до выхода на общественное служение миру. В какой-то мере эта традиция духовного становления сегодня сохранилась лишь на Святой Горе Афон, а в России, похоже, что она утрачена даже на теоретическом уровне. Честно и правдиво проблемы духовного образования изложил в своей статье настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни архимандрит Николай (Прамонов). Он трезво считает, что «многопредметность, отсутствие изучения святоотеческого опыта, приобщенности к практическому деланию и духовному окормлению делают, как и до революции, малоэффективными наши богословские школы. Вызывает тревогу переориентация учебных программ на более глубокое изучение светских дисциплин: философии, психологии. Исключение из программы семинарии аскетики и основ духовной жизни может принести непоправимый и невосполнимый урон богословским школам и Церкви».
Первохристанам, несмотря на гонения, было легче – их замкнутая община способствовала концентрации человека на совершенствовании личных нравственных качеств и индивидуальных черт характера. Сам Христос указал нам, что «в одиночку, без Бога мы не можем преодолеть бурного житейского моря» (Мф.14:22-34). Сегодня мы открыты разнообразным общественным веяниям, и, к сожалению, подчас недооцениваем внешние обстоятельства, формирующие человеческое поведение как результат массового межличностного взаимовнушения. Всю жизнь люди настраиваются и настраивают друг друга – ныне этот процесс форсирован средствами массовой информации и социальными сетями. В общении мы склонны заражаться от собеседника духовным состоянием одноименного знака. И чем выше уровень значимости общения, тем сильнее как положительные, так и отрицательные взаимовлияния. Поэтому важнейшая проблема для человека, входящего в жизнь, – найти группу своих единомышленников ! Увы, стайный инстинкт действует и в людской популяции – в нас живет глубинное желание оставаться внутри группы или массы, но ни в коем случае не оказываться вне её. Иногда многим неокрепшим христианам иногда в отчаянии начинает казаться, что сегодня вокруг Христа собрались лишь одни иуды. А это совсем не так – предатель был лишь одним из двенадцати. Святых – больше! Просто нечистота всегда на виду, и крепко врезается в память. А истинная святость не рекламирует себя. Людской грех видится легко, потому что до боли близок и знаком нам, великим грешникам, а вот, чтобы увидеть святость, нужно самому немало потрудиться, чтобы разлепить забрызганные фекалиями злоречия духовные очи... Конечно, злоупотребления в Церкви встречаются, но нужно помнить, что любой грех члена Церкви, начиная от мирянина и заканчивая высшими иерархами, ни в коем случае не колеблет святости Самой Церкви, которая есть Тело Христово и Сам Господь является её главой: «Грех в Церкви не есть грех Церкви, но грех против Церкви»(прот.Валентин Свеницкий). Церковь свята, но в то же время Церковь – это живой организм, состоящий из живых людей, которым, увы, свойственно грешить. Но всё же не всякий грех отчуждает человека от Бога и от Церкви и лишает его живительной благодати. А чтобы изжить навсегда ваш постыдный порок рукоблудия, сделайте душу вашу эрогенной зоной!
И не опускаете беспомощно руки при зрелище церковного обмирщения, а старайтесь примкнуть к лучшим из лучших, имеющим от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей. Людям сегодня нужны не пылящиеся на полках переплеты богословских трудов, а зримый источник святости в лице конкретного пастыря – соучастника их благого позыва, который бы сказал им с великой любовью: «Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство!»
И есть, есть ещё достойные, святые подвижники, таковых на Руси немало. Господь знает имена, и верным Его они тоже открыты. И рано или поздно совершится чудо – свои придут ко своим, и отделится стадо овчее от козлищ, и снова, как и заповедано нам, будет одно стадо и один Пастырь…
 
Последнее редактирование:
Сверху