Оправдания

Ростов Великий
Православный христианин
Исх.21.1-6. Оправдание раба евреина

исх21:1 И сия оправдания, яже да положиши пред ними:
исх21:2 аще стяжеши раба евреина, шесть лет да поработает тебе, в седмое же лето отпустиши его свободна туне:
исх21:3 аще сам един внидет, то един и изыдет: аще же жена внидет с ним, то и жена отидет с ним:
исх21:4 аще же господин даст ему жену, и родит ему сыны или дщери, жена и дети да будут господину его, сам же един да отидет.
исх21:5 Аще же отвещав раб речет: возлюбих господина моего и жену мою и дети моя, не отхожду свободен:
исх21:6 да приведет его господин его пред судище Божие, и тогда приведет его пред двери на праг, и да провертит ему ухо господин его шилом, и да поработает ему во веки.


*

Думаю, «раб евреин» есть образ мнения о Боге или о божественном.

Если подвижник усвоит себе некоторое мнение, то может использовать его в своем делании для получения плодов семи светов.

Плод седьмого света есть плод созерцания свободы.

Получив плоды шести светов, перестанем нудить себя пребывать в усвоенном мнении.

Если станем естественно пребывать во мнении, то оставим его себе «во веки», если нет, то оставим работу с этим мнением, как с неподходящим нам.

*

Если мнение взято с некоторыми правилами жизни (с женой), то их следует вместе и отпустить.

*

Например, у отцов встречается мнение, что можно строгим постом победить страсть блуда.

Опыт показывает, что это мнение (для меня и для тех, кого я знаю) неверно, а потому я им не пользуюсь.

**
 
Ростов Великий
Православный христианин
Исх.21.7. Правила обращения с подвижнической жизнью


исх21:7 Аще же кто продаст свою дщерь в рабыню, да не отидет, якоже отходят рабыни:
исх21:8 аще не угодит пред очима господина своего, юже он взяти в жену обеща, да отпустит ю: языку же чуждему господин да не продаст ея, понеже отверже ю:
исх21:9 аще же сыну своему обещал ю, по обыкновению дщерей да сотворит ей:
исх21:10 аще же другую поймет себе, потребных и одежд и союбщения ея да не лишит:
исх21:11 аще же сих трех не сотворит ей, да отидет без сребра туне.


*

Сначала Господь установил правила обращения (оправдания) с мнениями, а теперь устанавливает правила обращения с подвижнической жизнью.

*

В жизни отцов видим образы подвижнической жизни, которые можем использовать в своем подвижничестве.

Если выбранная подвижническая жизнь нам не угодит, то можем отпустить ее, но не должно использовать ее вне христианского делания (языку же чуждему господин да не продаст ея, понеже отверже ю).

Если желаем, то можем рекомендовать ее своим ученикам во Христе (аще же сыну своему обещал ю, по обыкновению дщерей да сотворит ей).

Если же решим взять новый образ жизни, то не следует вовсе оставлять прежний (аще же другую поймет себе, потребных и одежд и союбщения ея да не лишит). Например, если станем больше прилежать к созерцанию, то не следует вовсе оставлять делание.

Во всяком случае не станем ее ругать, если она нам не угодила (да отидет без сребра туне).

**
 
Ростов Великий
Православный христианин
Исх.21.12-14. Об отношении к обстоятельствам жизни

исх21:12 И аще кого кто ударит, и умрет, смертию да умрет (и той):
исх21:13 аще же не хотя, но Бог предаде в руце его, дам тебе место, в неже убежит тамо убивый:
исх21:14 аще же кто приложит убити ближняго своего лестию и прибегнет ко олтарю, от олтаря моего да возмеши того умертвити.


*

Всякая вещь, которая бывает с нами, послана от Бога персонально для нас.

Она необходима для нашего спасения.

Если мы не желаем ее вовсе принять, то лишаем себя спасения (аще кого кто ударит, и умрет, смертию да умрет), если не изменим своего мнения.

*

Если мы по каким-то причинам отвергаем божественное вразумление, то нам следует убежать в среду прилепившихся к Богу, чтобы научиться у них внимать божественным глаголам.

В городах-убежищах живут левиты (совр. монахи).

*

Ничто не спасет злоумышляющего на ближнего.

**
 
Сверху