На мой взгляд - очень хороший вариант.Индивидуализированная природная воля?
Что Сергей скажет.
На мой взгляд - очень хороший вариант.Индивидуализированная природная воля?
Воля принадлежит природе.Она уже там, в ней.Как природа воипостазируется, также воипостазируется и воля. Не?
Так это же ясно как Божий день.Мне виделось что Вы природу, воспринимаете чисто биологически, анатомически, руки- ноги- голова.На мой взгляд - очень хороший вариант.
Что Сергей скажет.
Воля у всех людей общая, ибо общая природа. Нет и не может быть индивидуализированной воли, ибо нет и не может быть индивидуализированной природы.Индивидуализированная природная воля? Природная воля первых людей одинаково направлена ко благу - это её главное свойство, в этом её единство и одинаковость. Способ достижения этого блага может отличаться, что не говорит о появлении новой воли, но лишь о ее индивидуации? Как природа воипостазируется, также воипостазируется и воля. Не?
В цитате, приведенной Сергием, даже слова такого нет "индивид", или производной от этого слова, например, "индивидуализированный". Зато слово "индивид" есть в реплике Владимира:Так это же ясно как Божий день.Мне виделось что Вы природу, воспринимаете чисто биологически, анатомически, руки- ноги- голова.
А когда Сергий раскрыл это понятие, то тут Вы и стали согласны с индивидуализацией, как таковой.Мной же ранее говорилось о желании-хотении поименно, Адама и Евы.
Вы же, Сергей, против термина "ипостасная воля", применяемом в отношении первых людей до Грехопадения, поскольку он несет определенное смысловое значение и у Максима Исповедника.Ипостась, индивид - один.
Вот я и решил, что если нельзя сказать "ипостасная воля" в отношении Адама и Евы до грехопадения, то можно сказать "индивидуальная воля" (от Владимира прозвучала производная форма "индивидуализированная воля"). Но на недопустимость этого термина ("индивидуализированная воля") теперь указывает Вячеслав.Но все равно не понятно. Ипостась, индивид - один. С кем он совещается? Не с природой же?
Совещание происходит в мыслящей и разумной душе.
Звучит не православно, когда Бог хочет, никакой воли человеческой противостать - не хватит, не сделать - нет, даже сказать:Согласуя свою волю с волей Бога, а не отказываясь от нее - именно так. Спасибо.
Мне не понятно, если природа человека безгрешна и воля природная - абрикосовая, то почему согрешила Ева? Она же размышлять начала? Гномическую волю применять, сомневаться в благости Творца? Ещё до яблока ... может и рассудочная деятельность - грех?Поэтому была воля Адама съесть абрикос, а Ева захотела ( по своей воле) съесть запретный плод.
Индивидуализация существует в нас поименно.Даже если имена и неизвестны.
Дед Сергий, абсолютно точно - рассудочная деятельность может быть грехом. Этот грех и есть амартия.Ещё до яблока ... может и рассудочная деятельность - грех?
а "вопреки съеденное". Вопреки заповеди Господа. А само "яблочко" было таким же как и "помидорчик" или "апельсинчик". Только "яблочко" было под запретом. Желание нарушить запрет - амартия; само нарушение - паравасис.... преждевременно съеденное ...
Что значит звучит не православно ? Это отсюда:Звучит не православно,
Павел, все таки я писал не "индивидуализированная воля", а " индивидуализированная природная воля", где упор делался по контексту на слово "природная"В цитате, приведенной Сергием, даже слова такого нет "индивид", или производной от этого слова, например, "индивидуализированный". Зато слово "индивид" есть в реплике Владимира:
Вы же, Сергей, против термина "ипостасная воля", применяемом в отношении первых людей до Грехопадения, поскольку он несет определенное смысловое значение и у Максима Исповедника.
Поименное "желание-хотение" - по четвертому пункту Определения слова "воля" (4) конкретное человеческое желание (просьба, приказ)) не исключает того, что человеческие ипостаси до Грехопадения могли иметь конкретные человеческие желания. Конкретные! - не природные, но в согласии с природными! И эти конкретные желания должны коррелироваться с понятием "воля", т.е. дать определительное уточнение термину "воля", чего нет в Определении.
Прозвучало предложение, дать определение "индивидуализированная воля", но тогда можно сказать и "ипостасизированная воля" слова "ипостась" и "индивид" у Владимира стоят рядом. На что у Сергея не последовало возражений; у Сергея было возражение на другое:
Вот я и решил, что если нельзя сказать "ипостасная воля" в отношении Адама и Евы до грехопадения, то можно сказать "индивидуальная воля" (от Владимира прозвучала производная форма "индивидуализированная воля"). Но на недопустимость этого термина ("индивидуализированная воля") теперь указывает Вячеслав.
Так что? Меняем Определение к слову "воля" в части " - конкретного человеческого желания"?
Или может назвать волю - конкретное человеческое желание, как "конкретизированная человеческая воля"?
Замечание принимается. Правильно - "индивидуализированная природная воля". Но мне хотелось уйти и от применения слова "природная", назвав искомую волю "индивидуальной волей". Ведь когда говорят "ипостасная воля", не дают уточнения "ипостасная неприродная воля".Павел, все таки я писал не "индивидуализированная воля", а " индивидуализированная природная воля", где упор делался по контексту на слово "природная"
Разум или правильно разумная сила души имеет способность мыслить - рассуждать, составлять мнение о чем-то или о ком-то, определять хорошее и плохое, выбирать хорошее и плохое. Разумная сила души самовластная и сочетает в себе ум и разум. Ум - созерцательная сила. Разум - созидательная сила. Ум основывается на мудрости и заниии, а разум - на стремлении к благу и вере.Я пока вот в чем не могу разобраться... Воля направляется разумом. Воля общая. А разум чем направляется? Он вообще говоря общ или индивидуален?
Я предполагаю, что разум это совещательный орган. Сергей писал о том, что "протокол совещания" утверждается духом. Но разве дух может утвердить действие, направленное ко греху? Что в человеке осуществляет произвол?
Спасибо!ТИПВ
Бездушные предметы и неразумные животные, конечно, изменяются сообразно с теми телесными переменами, о которых мы сказали прежде; разумные же существа – по своей свободной воле. Ибо разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность, с другой – способность действовать. Созерцательная способность – та, которая рассматривает сущее, в каком положении оно находится; способность же действовать – та, которая обсуждает, та, которая установляет правильный смысл тому, что должно быть делаемо. И созерцательную способность называют умом, способность же действовать – разумом; и также созерцательную способность называют мудростью, способность же действовать – благоразумием. Итак, всякий совещающийся человек, потому что выбор того, что должно быть сделано, находится в его власти, совещается о том, чтобы избрать то, что вследствие совещания было признано лучшим, и, избрав, привести в исполнение. Если же это [таково], то по необходимости свобода решения соединена с разумом, потому что или человек не будет разумным существом, или, будучи разумным, будет господином своих действий и независимым. Посему неразумные существа и не суть свободны, ибо они более ведутся природой, нежели ведут, вследствие чего они и не сопротивляются естественному стремлению, но одновременно с тем, как они пожелают чего-либо, устремляются к действию. Человек же, будучи разумным, скорее ведет природу, нежели ведется ею, вследствие чего и желая [чего-либо], если только хочет, имеет власть подавить свое желание или последовать за ним. Почему неразумные существа не хвалятся, ни порицаются; а человек и бывает хвалим, и бывает порицаем.
Точное изложение православной веры, Глава 27 (41). О том, по какой причине мы произошли со свободной волей - преподобный Иоанн Дамаскин - читать, скачать
Книга 2. Труд «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина. Большинство произведений библиотеки можно скачать в форматах EPUB, PDF.azbyka.ru
Пожалуйста!Спасибо!
Итак, из приведённого можно прочесть, что разум:
- есть способность действовать
- связан с принятием свободного решения
- совещательный орган
- ведёт за собой природу.
Разум основа гноми.Так может быть тогда правильный ответ на вопрос Павла это не "... воля", а именно разум? Разум есть разумная способность души, то есть вполне индивидуален. Отсюда - различие в поступках разных людей, обладающих одной и той же природой.
Да, но гноми, это уже после падения, когда у человека "актуализировалась" совещательная способность. Павел спрашивал про допадательное состояние.Разум основа гноми.
Разум является природной силой души человека. Адам с самого момента его создания был разумен. Разум основа свободы.Да, но гноми, это уже после падения, когда у человека "актуализировалась" совещательная способность. Павел спрашивал про допадательное состояние.
Тогда я бы предположил (рассуждая логически) что или у Адама в раю разума не было - в нем не было необходимости из-за ещё не повреждённой природы, а был только ум (созерцательная способность), или же разум и в раю (вариант, если он там был) должен был вести за собой природу и принимать свободные решения.
Если предположить первый вариант, тогда различие в решениях и действиях прародителей можно объяснить просто ипостасными различиями - один создан склонным к абрикосам, другой - к помидорам и к риску.
1. Т.е. у него с самого начала был разум, но не было гноми? Но Вы писали, что разум основа гноми. Кроме того, в определении разума чётко говорится о управлении природой, совещательности, принятии решений. Разве все это было в раю?Разум является природной силой души человека. Адам с самого момента его создания был разумен. Разум основа свободы.
Чуть раньше я писал, что воля Адама управляется либо Божественной волей (благодатью), либо собственным разумением. Собственное разумение и есть гноми.
Адам должен был через исполнение заповеди отказаться от своей природной свободы (свободной воли) в пользу Божественной свободы (Божественной воли и благодати).
Да.1. Т.е. у него с самого начала был разум, но не было гноми? Но Вы писали, что разум основа гноми. Кроме того, в определении разума чётко говорится о управлении природой, совещательности, принятии решений. Разве все это было в раю?
Разум начало и причина свободы. Отказ от свободы, как от следствия, не есть отказ от разума - причины следствия.2. Раз разум - основа свободы, отказ Адамом от свободы означал бы отказ от разума, от собственного разумения?