Обещание Богу с условием

Киев
Православный христианин
Спаси Господи, братья и сестры.
Скажите, а вам приходилось обращаться к Богу или к святым с просьбой и обещанием чего-то при этом? Ну знаете, как это бывает: Господи, прошу тебя, дай мне то-то, а я уж за это то-то и то-то. Я понимаю, полуязыческая формула получается, характерная, наверное, больше для неофитов или вообще для тех, кто еще не в Церкви, но тем не менее, такое случается у людей, даже в житиях святых такое описывают: например, попросил Бога об исцелении и обещал в случае исполнения принять постриг. Видимо, такая форма молитвы все же принимается Господом наряду с более чистыми и правильными.
А теперь внимание - вопрос: а если Бог не счет нужным выполять просьбу человека? Как быть человеку? Не выполнять своего условия? Типа, "договор не выполнен, и я, соответственно, от обета свободен" :)
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Спаси Господи, братья и сестры.
Скажите, а вам приходилось обращаться к Богу или к святым с просьбой и обещанием чего-то при этом? Ну знаете, как это бывает: Господи, прошу тебя, дай мне то-то, а я уж за это то-то и то-то. Я понимаю, полуязыческая формула получается, характерная, наверное, больше для неофитов или вообще для тех, кто еще не в Церкви, но тем не менее, такое случается у людей, даже в житиях святых такое описывают: например, попросил Бога об исцелении и обещал в случае исполнения принять постриг. Видимо, такая форма молитвы все же принимается Господом наряду с более чистыми и правильными.
А теперь внимание - вопрос: а если Бог не счет нужным выполять просьбу человека? Как быть человеку? Не выполнять своего условия? Типа, "договор не выполнен, и я, соответственно, от обета свободен" :)
Я стараюсь обещаний не давать, если не уверен, что смогу их выполнить.
Ни людям, ни, тем более, Богу.
Что до Вашего вопроса, Леонид, так ответ в нем и содержится:
обещал в случае исполнения
:)
 
Крещён в Православии
Мне не доводилось читать в уважаемых книгах об обетах, которые возможно исполнить, если просьба не выполнена.
То есть,
попросил Бога об исцелении и обещал в случае исполнения принять постриг
разрешено не принимать постриг в случае своей смерти.
 
Киев
Православный христианин
разрешено не принимать постриг в случае своей смерти.
Согласен, неудачный пример. Но вот, например, возьмем попроще: "Обещаю принести какую-то материальную жертву на Церковь, если родственник выздоровеет". Родственник не выздоравливает.
 
Киев
Православный христианин
Я стараюсь обещаний не давать, если не уверен, что смогу их выполнить.
Ни людям, ни, тем более, Богу.
Олег, дело не в невозможности выполнить. Дело в том, что при невыполнении просьбы Богом, соответственно, человек вроде чувствует и себя со своей стороны как-бы свободным от изначального обещания. Например, в примере выше, не приносит ту самую жертву на храм. Вроде как и честно, но допустима ли в принципе такая торговля с Богом?
 

Мария

другиня
Команда форума
Новосибирск
Православный христианин
Мир Вам, Леонид.
Бог вседоволен, ни в чем не нуждается, и Он не заставляет нас давать некие обеты. Мне думается, что нужно исполнять всё то, что наобещали, даже если не хочется. Тогда в др.раз, прежде чем скорополительно обещать задумаешься, а надо устраивать эти "подкупы", как бы торгуясь с Богом.
Ведь когда обещали, то готовы были исполнить, полагали, что это нужно. Но опять же кому из сторон это было нужно? Вам или Ему?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Олег, дело не в невозможности выполнить. Дело в том, что при невыполнении просьбы Богом, соответственно, человек вроде чувствует и себя со своей стороны как-бы свободным от изначального обещания. Например, в примере выше, не приносит ту самую жертву на храм. Вроде как и честно, но допустима ли в принципе такая торговля с Богом?
Я понял. Но все равно, как-то это напоминает торговлю: "Ты мне, а я - Тебе".
По-моему, правильно просить Господа со смирением и готовностью принять любую Его Волю, ничего не обещать, а что можешь сделать во Славу Божию - делать и забывать.
 
Православный христианин
Как быть человеку? Не выполнять своего условия? Типа, "договор не выполнен, и я, соответственно, от обета свободен"
Надо исполнять, потому что по любому мы в долгах остаемся перед Господом, если уж торгуемся, то просто долг чуть-чуть уменьшаем, что то обещанное исполнив, но не теряем долг совсем. Может даже больше нахватав еще долгов, пока исполняли обещанное. А так то лучше всего просто совершать дела милосердия, как бы походя, без обещаний их совершать. Напр., даже отказ от курения можно рассматривать как милосердие к здоровью окружающих и как отказ от плохого примера детям. То же со сквернословием и так далее.
Ну или уже в крайней невозможности сил исполнить обещанное, каяться в том, что понаобещав, не смог исполнить.
 
Последнее редактирование:
А теперь внимание - вопрос: а если Бог не счет нужным выполять просьбу человека? Как быть человеку? Не выполнять своего условия? Типа, "договор не выполнен, и я, соответственно, от обета свободен" :)
Мир Вам, Леонид.
Предлагаю рассмотреть такой вариант: неразумный человек может наобещать Богу сделать то, что в итоге приведёт его в ад. Бог это ведает и не "выполняет договор", чтобы человек не погиб. Тот же монашеский постриг может одного привести ко спасению, а другого - на вечные муки. С этой точки зрения, если Бог не счёл нужным выполнять просьбу человека, то выполнять "своё условие" не следует.
Благодарю за внимание.
 
Крещён в Православии
"Обещаю принести какую-то материальную жертву на Церковь, если родственник выздоровеет"
Я не могу с полной уверенностью сказать, мне кажется, в таких случаях сразу приносят материальную жертву, а потом надеются на выздоровление. Или после выздоровления приносят в благодарность, но без предварительных обещаний.
Я говорил о том, какие примеры есть в авторитетных источниках, такого примера не видел.
 
Крещён в Православии
допустима ли в принципе такая торговля с Богом?

Иов.35:5 взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя.
Иов.35:6 Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?
Иов.35:7 Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?
Иов.35:8 Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.
 
Киев
Православный христианин
Я не могу с полной уверенностью сказать, мне кажется, в таких случаях сразу приносят материальную жертву, а потом надеются на выздоровление. Или после выздоровления приносят в благодарность, но без предварительных обещаний.
Согласен. По-правильному так и должно быть.
 
Православный христианин
А теперь внимание - вопрос: а если Бог не счет нужным выполять просьбу человека? Как быть человеку? Не выполнять своего условия? Типа, "договор не выполнен, и я, соответственно, от обета свободен" :)
Ну или уже в крайней невозможности сил исполнить обещанное, каяться в том, что понаобещав, не смог исполнить.
Я понял. Но все равно, как-то это напоминает торговлю: "Ты мне, а я - Тебе".
Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё. Втор.30,19

..может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение.
Быт.27,12

Мне приходилось писать об этом, ДА, ТОРГОВЛЯ!
Господь знает наши немощи, Вы сами используете ПОДКУП в отношении малых детей, обещая то мороженое, то аквапарк, ...
Вам, бородатым и многомудрым - стыдно?
Зря, дистанция между Вами и Богом - больше, чем между детьми и Вами.
Слышали о трёх степенях любви к Богу? Раб (за страх), наёмник (за плату), сын (по любви) ...
таким образом СВЯТОЙ ОБЕТ является инструментом 2-3 степени, смотря по виду жертвы.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Вы сами используете ПОДКУП в отношении малых детей, обещая то мороженое, то аквапарк, ...
Нет, Сергей. Пример не подходит.

Мы даем нашим детям правила поведения, заповеди. Не врать, не грубить матери, не материться, не жадничать, не брать чужого, не обижать других. Мы устанавливаем для них обязанности: помыть за собой (а позже - и за всеми) посуду, убирать свою комнату, рабочий стол и т.д.

И, добиваясь от них следования этим правилам, мы не говорим: "Доча, давай ты не будешь брать у этого мальчика его мячик, а я тебя в аквапарк отведу!", или "помой за собой тарелку, а я тебе дам конфету!", - так мы воспитаем ровно противоположные повадки: когда нас рядом не будет и перспектива посещения аквапарка или получения конфеты маячить не будет, причины не брать чужое и мыть посуду не будет тоже!

И если нам ребенок говорит: "Папа, купи мне мороженое, а я не буду сегодня орать на бабушку!", правильным поступком будет не покупка мороженого, а ответ: "Орать на бабушку нельзя, потому что мы должны поступать с другими так, как хотели бы, чтобы они поступали с нами. Если до тебя это не дойдет через уши, придется тебя наказывать, чего мне не хотелось бы!"

Когда мы просим у Бога чего-то, мы добавляем: "да будет на то Воля Твоя!", поскольку верим, что Всеблагой и Человеколюбивый Бог все управит наилучшим для нас образом. Наилучшим! И если то, о чем мы просим, не является для нас наилучшим, то Господь нам этого и не даст, независимо от наших обетов.

Так что совершать добрые дела и поступки во славу Божию нужно, но не обуславливая их выполнением каких-то наших просьб. По-моему, это граничит с маловерием, с неверием в то, что Бог действует только во благо нам!
 
Православный христианин

Так что совершать добрые дела и поступки во славу Божию нужно, но не обуславливая их выполнением каких-то наших просьб. По-моему, это граничит с маловерием, с неверием в то, что Бог действует только во благо нам!

Слышали о трёх степенях любви к Богу? Раб (за страх), наёмник (за плату), сын (по любви) ...
таким образом СВЯТОЙ ОБЕТ является инструментом 2-3 степени, смотря по виду жертвы.
Олег, не противоречит, лишь свидетельствует, что в семье Вы держите планку на максимальной высоте (1 степень - по любви).
Приведу пример из Ветхого Завета:
29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
**************************************************************************************
Олег, обрати внимание на то, что Иеффай принёс обет будучи В ДУХЕ, следовательно не под действием врага ...
 
агностик
И если нам ребенок говорит: "Папа, купи мне мороженое, а я не буду сегодня орать на бабушку!"
А если ребенок говорит, что после покупки мороженого прочитает учебник на 50 страниц вперед программы?
Как заметил Дед Сергий, есть планка "норматива" поведения. Просить вкусняшки за выполнение этого норматива - неправильно, но просить их за выполнение чего-то сверх нормы - вполне уместно.

Другое дело, что в случае с Богом мне это кажется совершенно бессмысленным, поскольку, как вы уже сказали, Бог сам устроит как лучше. Но тогда и любые просьбы в его адрес не имеют смысла, а не только просьбы с условием.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Олег, не противоречит, лишь свидетельствует, что в семье Вы держите планку на максимальной высоте (1 степень - по любви).
Приведу пример из Ветхого Завета:
29 И был на Иеффае Дух Господень, и прошел он Галаад и Манассию, и прошел Массифу Галаадскую, и из Массифы Галаадской пошел к Аммонитянам.
30 И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои,
31 то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение.

36 Она сказала ему: отец мой! ты отверз уста твои пред Господом — и делай со мною то, что произнесли уста твои, когда Господь совершил чрез тебя отмщение врагам твоим Аммонитянам.
**************************************************************************************
Олег, обрати внимание на то, что Иеффай принёс обет будучи В ДУХЕ, следовательно не под действием врага ...
Хороший пример, брат!

Рассмотрим.
Иеффай, будучи в Духе Господне, выступил против Аммонитян, дав перед этим (см. толкование Лопухина на этот стих) обет Богу. Был ли он в Духе, когда давал обет? Не уверен, но - допустим.

Каковы же результаты?

Аммонитяне побеждены. Кстати, это было неизбежно, поскольку Бог берег Свой народ, готовя Рождение в нем Девочки, от Которой должен воплотиться Сам Бог. Аммонитяне, выступив против Израиля, уже были обречены на поражение. Они могли избежать его, вняв словам послов Иеффая, через которых он внятно выразил им мысль, что спорные земли дал ему Бог, а их боги их не дали им. Если бы они задумались над тем, какой Бог - истинный, и повременили бы с войной, возможно, и жили бы себе. Но они пошли против Воли Божьей. И в их поражении было благо, не только для людей Израиля, но и для всех людей планеты Земля, включая самих Аммонитян.

Зависело ли поражение Аммонитян от обета, данного Иеффаем? Конечно, нет! Дал бы Бог погибнуть Израилю не за грехи их, но лишь за отсутствие обета? Конечно, не дал бы! Нужна ли была Ему, Всеблагому, смерть невинной девушки? Конечно, нет! Ему и иудейские всесожжения не нужны были (см. Пс. 49:13 "Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию?" и Пс. 50:19 "Жертва Богу дух сокрушен...").

Почему же Он попустил Иеффаю дать обет, да еще такой страшный?

Думаю, Он через это необдуманное действие Иеффая достиг следующего:
- показал Иеффаю (и всем нам, читающим слова Книги Судей) опасность и неразумность обетов, даваемых необдуманно.
- дал Иеффаю и его дочери шанс доказать их "лояльность" и верность слову, покорность воле отца. Думаю, в этом-то и была жертва Иеффая: "дух сокрушен" он точно поимел.

Итак, Бог действует во благо, а обеты в обмен на выполнение просьб - это наше маловерие в Его Всеблагость и Человеколюбие. Обеты можно давать лишь не ожидая взамен ничего, кроме надежды на спасение, по-моему.
 
Православный христианин
Зависело ли поражение Аммонитян от обета, данного Иеффаем? Конечно, нет! Дал бы Бог погибнуть Израилю не за грехи их, но лишь за отсутствие обета? Конечно, не дал бы! Нужна ли была Ему, Всеблагому, смерть невинной девушки? Конечно, нет! Ему и иудейские всесожжения не нужны были (см. Пс. 49:13 "Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию?" и Пс. 50:19 "Жертва Богу дух сокрушен...").
Итак, Бог действует во благо, а обеты в обмен на выполнение просьб - это наше маловерие в Его Всеблагость и Человеколюбие. Обеты можно давать лишь не ожидая взамен ничего, кроме надежды на спасение, по-моему.
Вот мяса Богу - точно не нужно:
1 Царств 15:22, где пророк Самуил, обращаясь к царю Саулу, говорит:

Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов.
(Иеремия 7:21–23):

…всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте мясо;
22 ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди в тот день, в который Я вывел их из земли Египетской, о всесожжении и жертве;
23 но такую заповедь дал им: «слушайтесь гласа Моего, и Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо».
Уважаемый Олег, не все так глубокомысленны, но смотри КАК УСЛЫШАНА МОЛИТВА ПРОСТОЙ ЖЕНЫ (Я ЕЙ ПОСЛЕДУЮ, не Тебе ...)

Но Анна не имела сил утешиться. По окончании трапезы она встала и пошла в Силом, в храм Господень Священник Илий сидел в это время на своем священническом месте у порога дверей храма Господня. Став перед храмом, Анна поклонилась Господу и стала плакать от скорби сердца своего. Она начала молиться, говоря в тайне:

– Адонаи Господи Саваоф! если Ты милостиво призришь на смирение рабы Твоей и, вспомнив обо мне, дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я принесу его Тебе в дар, чтобы оно служило Тебе во все дни жизни своей. Оно не будет пить вина и никакого опьяняющего напитка, и бритва (как это в обычае у назореев) не коснется головы его.
Речь о Самуиле, смотри, даже не себя, а дерзко СЫНА СВЯЗЫВАЕТ СВОИМ ОБЕЩАНИЕМ!
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Адонаи Господи Саваоф! если Ты милостиво призришь на смирение рабы Твоей и, вспомнив обо мне, дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я принесу его Тебе в дар, чтобы оно служило Тебе во все дни жизни своей. Оно не будет пить вина и никакого опьяняющего напитка, и бритва (как это в обычае у назореев) не коснется головы его.
Речь о Самуиле, смотри, даже не себя, а дерзко СЫНА СВЯЗЫВАЕТ СВОИМ ОБЕЩАНИЕМ!
И опять-таки: зависела ли Воля Бога от обета, данного матерью Самуила?
Что, если бы она не дала обета, Бог не воздвиг бы Себе пророка, который помажет первого царя Израиля?
Он попустил ей принести обет и использовал его для выполнения Своего Замысла о судьбах мира. Вот и все.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
А если ребенок говорит, что после покупки мороженого прочитает учебник на 50 страниц вперед программы?
Как заметил Дед Сергий, есть планка "норматива" поведения. Просить вкусняшки за выполнение этого норматива - неправильно, но просить их за выполнение чего-то сверх нормы - вполне уместно.
:) Возможно! Однако, вопрос, стоит ли поощрять такой "стахановский почин" родителю! Усвоит ли ребенок то, что прочтет "сдельно" так, как это нужно усвоить? Конечно нет! А если усвоит, чем он будет заниматься в то время, когда его одноклассники будут проходить этот материал? Бездельничать? Хорошо ли ребенку сидеть за рабочим столом сврхурочно, ожидая неполезного лакомства? Не лучше ли, сделав заданные уроки, пойти погулять или заняться чем-то интересным/полезным?

А мороженое... я и так его куплю, просто, чтобы побаловать ребенка.

любые просьбы в его адрес не имеют смысла, а не только просьбы с условием.
Есть такое мнение, кстати. Но молитвы - не безсмысленны! Говоря с Богом, прося Его о чем-то, мы приближаемся к Нему!
В молитве оптинских старцев читаем:

"Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь."

По-моему, это - идеал доверия Богу!
 
Сверху