Об Иоанне Крестителе.

Нижний
Православный христианин
Уважаемый Алексей Михайлович, разъясните, пожалуйста.
Слова Иисуса Христа(Мф.11:11): "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его."
На тот момент Богородица уже была рождена, рождена от обычной женщины и пребывала в земной жизни.
В молитве же канона Иоанну Предтечи мы читаем: "яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех".
Как соотносятся эти тексты? Видимо, в какой-то момент святость(степень святости) взаимоизменилась?
Спасибо.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Илья! Мне не очень понятна ваша заключительная мысль о «взаимоизменении святости», но в целом Вы задали ясный и интересный вопрос. Конечно, правильное понимание данного фрагмента возможно лишь в случае надлежащего толкования. В противном же случае у читателя может сложиться нелепое впечатление, будто и рожденный от Пресвятой Богородицы Иисус Христос также не «больше», чем святой Иоанн. Но это не так. По рассуждению Евфимия Зигабена: «Меньшим (Господь — А. Л.) называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства — удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни. Меньший же, т. е. кажущийся меньшим его, больше его в Царствии Небесном, как не только человек, но и Бог» [1, с. 139].

В принципе, то же можно сказать и о Матери Господа Иисуса Христа. Если Ее Сын (по человеческому естеству), будучи вместе с тем Богом, представлялся в глазах иудеев меньшим, нежели Иоанн Креститель, то есть не признавался за Бога, то, разумеется, и Пресвятая Мария не признавалась за Его Пречистую Мать.

С другой стороны, под Царством Небесным понимается Царство Мессии, в котором Его Мать является не только не меньшей, но и Величайшей Святой — Пресвятой (ср.: св. Николай Кавасила: «Так Дева соделала новое небо и новую землю. Более того, Она Сама есть новая земля и новое небо. Земля, потому что от земли [и произошла]. Новая же, потому что ни в чем [греховном] не уподобилась предкам, ветхую не унаследовала закваску, но, по слову апостола, Сама стала новым тестом (ср. 1 Кор. 5, 7) и некоему новому роду положила начало. Кто не знает затем, что она является небом? Новым же, потому что далеко отстоит от всякой ветхости как ставшая чуждой всякого истления...» [2, с. 245-246]; «Блаженная [Дева], единственная и одна только из всех людей принесшая Богу достойную душу, смогла послужить для помощи другим... Ведь не было никого, кто бы, будучи освобожден от обвинениний, мог бы быть чист и от наказания... Сию же воспетую осенили не сами херувимы (в отличие от Святая Святых ветхозаветной скинии и храма, служивших прообразом Пресвятой Богородицы) или кто-нибудь высший их, но Тот, кому служат херувимы» [2, с. 249].

Благодарю за вопрос!

1.Евфимий Зигабен. Толкование на Евангелие. СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000.
2.Патристика. Труды Отцов Церкви и патрологические исследования. Сборник. Н. Новгород: Изд. Христианская библиотека, 2007.
 
Сверху