О возникновении крещения и исповеди

Беларусь
Православный христианин
Кем и когда было установлено крещение и исповедь ? Иоанн Креститель крестил и принимал исповедь ещё до Иисуса (до Его учения) и почему применялось слово крестить, ведь ещё тогда Иисуса не распяли на кресте ?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин


Здравствуйте, Анатолий! Ваше недоумение по поводу именования крещения «крещением» понятно. По большому же счету, ваш вопрос уже заключает в себе некоторые намеки на ответ. Начнем по-порядку.

Вы спрашиваете: «Иоанн Креститель крестил и принимал исповедь ещё до Иисуса (до Его учения)... почему (же для обозначения этого действия) применялось слово крестить, ведь ещё тогда Иисуса не распяли на кресте?». Вы правильно заметили, что указанное русское слово («крестить») имеет сопряженность с совкупностью христианский понятий: «Крестные страдания, Крестная смерть, Крест (Христов)». Собственно, происхождение рассматриваемого термина связывают именно с последним из вышеперечисленных именований ("Крест"): считается, что глагол «крестить» и есть отыменное производное от существительного «крест». Однако глагол, употребленный в греческом оригинале (варианте) Святого Евангалия — βαπτίζω (по-русски: крещу), — происходит не от этого слова и буквально переводится на русский: «погружаю в воду», «омываю». Равным образом и термин «крещение» есть интерпретация греческого слова «βάπτισμα» — «погружение в воду». Известно, что Таинство Святого Крещения имеет прообразом ветхозаветные религиозные омовения, связанные с обрядом очищения человека от болезни и скверны греха: «Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист» (Лев. 14, 8). Ветхозаветные омовения, как, впрочем и крещение народа в Иордане последним из ветхозаветных пророков, Иоанном Предтечей, не имели силы и целесообразности Крещения, совершаемого в лоне Матери-Церкви. Первые несли, главным образом, прообразовательное и духовно-воспитательное значение, второе — предуготовительное (в том числе — через покаяние «крещаемых»): «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов (βάπτισμα — букв.: погружение в воду)» (Мк. 1, 3 — 4); «Я крещу (βαπτίζω — букв.: погружаю (в воду)) вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (Мф. 3, 11 — 12). Таинство же Святого Крещения во имя Отца и Сына и Святого Духа всецело очищает человека от грехов: как первородного (под первородным грехом Церковь понимает порчу человеческой природы, вызванную грехопадением прародителей), так и личных.

Вы интересуетесь: «Кем и когда было установлено крещение и исповедь ?». Отвечаю: Таинство Святого Крещения, как и Таинство Покаяния установлено Господом Иисусом Христом. Что касается первого (из перечисленных Таинств), его учреждение следует соотносить с Крещением Спасителя, благословившего вóды, а также со словами: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия... истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3, 3 — 6); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19 — 20).

Теперь, что касается Исповеди. Ясные указания на необходимость обращения грешника провозвещались задолго до Пришествия Спасителя: «живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам» (Иез. 33, 11); «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро... Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 16 — 20). Тем не менее, «полное» освобождение человека от грехов стало достижимо лишь в Церкви. Собственно, еще прежде искупительных страданий и смерти на Кресте Мессия говорил апостолу Петру: «и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 18 — 19). Несколько позже данные слова были озвучены и для других учеников: «Истинно говорю вам: чтó вы свяжете на земле, тó будет связано на небе; и чтó разрешите на земле, тó будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). В действительности же власть связывать и разрешать человека от грехов была дарована апостолам Христом по Воскресении: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21 — 23). Это и можно считать установлением Таинства.

...Вернемся к началу вопроса: «почему (же для обозначения настоящего действия) применялось слово крестить, ведь ещё тогда Иисуса не распяли на кресте?». Как вы могли убедиться, между событиями Ветхого и Нового Заветов существовала и существует тесно-сопряженная прообразовательная (и) логическая связь. Это объясняется тем, что весь исторический период, предшествовавший Боговоплощению, имел своею целью предуготовление человеческого рода к Пришествию Христа (и, соответственно, к Спасению людей, осуществляемого ныне в лоне Матери-Церкви). Собственно, проповедь и крещение народа в Иордане святым Иоанном Предтечей предвозвещались задолго до Крещения Господня; причем, предвозвещались именно как действия, направленные на приготовление людей к встрече со Христом, к достойному принятию дара Спасения: «приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это» (Ис. 40, 3 — 5) (сравните это древнее пророчество с Евангельским повествованием:«Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямымисделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1, 3 — 4)). Важнейшим же актом в деле Домостроительсва нашего Спасения явились искупительные страдания и смерть на Кресте вочеловечившегося Сына Божия. Поэтому не стоит удивляться, что и священнодействие, совершаемое Иоанном через водное «погружение (βάπτισμα)» грешников, получило именование, связанное со словом «Крест». Напомню вам, что и на некоторых Православных иконах Креститель изображается с Крестом (как человек, сыгравший важную роль в деле подготовки людей к принятию Спасения, свзязанного с Искуплением нас Мессией на Кресте)...

Спаси вас Господь!
 
Сверху