О трехсоставности поста: время, количество, качество

МО
Православный христианин
Здравствуйте, батюшка!
К своему стыду, только совсем недавно узнал, что пост, относящийся к пище, имеет три составные части (митр. Стефан (Яворский), "Камень веры"):
- время принятия пищи;
- количество пищи;
- качество пищи.

Не могу говорить в общем и за всех, но в тех проповедях и суждениях священников, которые встречались, обычно упоминается только 3-тья часть- качество. Грубо говоря: "мясо нельзя вообще, сегодня можно елей, завтра елея нельзя" и т.п. Об ограничениях по времени и количеству слышать не довелось (или пропустил мимо ушей).
Так или иначе, правильно ли я понимаю, или ошибаюсь, что по снисхождению к современному человеку, сейчас Церковь не требует от мирян соблюдения всех 3-х частей поста, ограничивая только качество? А время/количество каждый выбирает по своему мудрованию.

С тем, что написано у митр. Стефана я, честно говоря, не смог разобраться. Вот две цитаты из раздела "Догмат о Святых Постах, Положение второе":
-Церковь Христова своим постящимся православным не дает указаний об определенном времени поста. Многие воздерживаются от пищи до вечера по примеру древних Отцов. [...] Немощные же и не привыкшие поститься обычно, за исключением субботних и воскресных дней, постятся до девятого часа, то есть до третьего часа дня (Немощным- воздержание до 3-х дня: сражен наповал- прим. Ал-др).

-Наша же Православно-Кафолическая Восточная Церковь [...] велит соблюдать правила не только времени и количества приема пищи, но и ее качества...

Т.е., с одной стороны, митрополит пишет: "Церковь не дает указаний о времени поста", а чуть ниже говорит, что как раз велит соблюдать правила и времени, и количества.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
С тем, что написано у митр. Стефана я, честно говоря, не смог разобраться
Хорошая книга! но, не самостоятельная. Целые разделы списаны с католических источников. Это такая особенность православных авторов 17-го, 18-го века, от греческих до русских. Чего стоит, одна, "Невидимая брань"?!...

Впрочем, заслуга латинских схоластов, с которых все и все списывали, они никогда не предлагали своего решения, тех или иных вопросов, но всегда отталкивались от библейской, или, святоотеческой цитаты. Поэтому, все схоластическое наследие (к которому относиться и труд Стефана (Яворского)), и надо воспринимать как добротную хрестоматию, по целому ряду интересующих нас вопросов.
 
Последнее редактирование:
МО
Православный христианин
Чего стоит, одна, "Невидимая брань"?!...

Ого, и "Невидимая брань" тоже!? Я-то считал ее на 100% исходящей из православной греческой традиции.
Отче, если не затруднит, уточните, пожалуйста, какие там есть сомнительные моменты? Поскольку книга довольно-таки популярная...

Получается, наиболее безопасно - опираться на нашу великолепную двойку: святителей Игнатия да Феофана? Которые отфильтровали то, что наработалось до них за время великой схизмы, и проложили все тот же царский путь в православном книгописании.

p.s. А на "Камень Веры" сильно ополчился гос. аппарат того времени- как пишется в предисловии. Вплоть до пыток и ссылок духовенства, издававшего книгу. Видимо, тогдашним местным протестантам сильно не понравилось как их прикладывают лицом об стол. Тем более, получить такое транзитом через православного митрополита от бывших "коллег по партии" - ведь целые разделы списаны с католических источников.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
-
Я-то считал ее на 100% исходящей из православной греческой традиции.
1. На самом деле Никодим Святогорец не автор, а переводчик "Невидимой брани" (лат. «Il combattimento spirituale»). Автор ее — иезуит Лоренцо Скуполи (Lorenzo Scupoli).
На греческий язык книгу перевел Никодим Святогорец и издал её в 1796 году в латинской Венеции, под названием «Ο Αόρατος Πόλεμος» ("Невидимая брань"). Книга Никодима была адаптирована, название её было изменено, оно приобрело более восточно-православный оттенок, и он убрал имя автора, упомянув лишь о том, что книга - труд "некоего мудрого мужа". - Причем, целые разделы этой книги, буквально, списаны с трудов Игнатия Лайола (López de Loyola), - основателя "Общество Иисуса" (Societas Jesu).

2. "Камень Веры", действительно раздражал протестанствующих из числа члена Синода РПЦ, того времени. И прежде всего архиепископа Феофана Прокоповича (1681-1736), последовательного лютеранофила, масона и автора скандального, и антицерковного: "Духовного регламента".
 
Последнее редактирование:
Сверху