- Православный христианин
Здравствуйте, Ваше Преподобие о. Олег!
Разъясните, пожалуйста, вот какое затруднение. В трудах Святителя Игнатия (Брянчанинова) (а именно: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Том 4, Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери) прочел следующее о природе тела Спасителя:
" Божественное тело по воскресении проникло сквозь затворенную дверь к собранным Апостолам.<…> С такими сверхъестественными преимуществами явил, постоянно являл и являет Богочеловек Свое человеческое тело по воскресении. Эти преимущества — нетленный, духовный венец, которым со справедливостию тело Богочеловека увенчано Им, как победившее и поправшее смертию смерть. Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении [*]. Нет! Оно как тело всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. "
Ниже привожу текст ссылки на Св.Иоанна Дамаскина [*]
[*] - Итак, нечестиво утверждать, согласно с мнением безумного Юлиана и Гайяна, что тело Господа и до воскресения было нетленно – в первом значении слова тление. Ибо если бы оно было нетленно, то не было бы одинаково с нашей сущностью, и в таком случае то, о чем говорит Евангелие, как о совершившемся – алкание, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, – совершилось бы лишь призрачно, а не в действительности. Если же (все это) совершилось призрачно, то и тайна домостроительства нашего спасения является лишь ложью и представлением на сцене, и Господь призрачно, а не поистине соделался человеком, и мы спасены призрачно, а не действительно. Но – да не будет сего, – и те, которые говорят это, да лишатся участия в спасении!(Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры , книга 3, гл. 28)
Вопрос: Святитель Игнатий говорит о способности Плоти Господа Иисуса проходить сквозь всевозможные преграды до Его Воскресения. А если как же тогда осуществилось наше спасение? Ведь тогда и гвозди, и копие не могли Ему причинить страдания (прости, Господи, за такое предположение!). По мнению же св. Иоанна Дамаскина эти свойства были приобретены Его телом только по Его Воскресении. И тот же Св.Иоанн Дамаскин говорит о том, что до Воскресения Христос ходил стопами по водам, мог спокойно поститься 40 дней(и только в конце взалкать!) и совершал другие чудные дела Своей Плотию не потому, что Она уже была с сверхъестественными способностями, но Своею Божественною Силою Бога-Слова.
Я думаю, что я где-то чего-то не домысливаю, но все же: как понять это разногласие? Буду очень признателен за Ваши разъяснения.
С уважением
р. Б.Владимир.
Разъясните, пожалуйста, вот какое затруднение. В трудах Святителя Игнатия (Брянчанинова) (а именно: Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетическая проповедь. Том 4, Изложение учения Православной Церкви о Божией Матери) прочел следующее о природе тела Спасителя:
" Божественное тело по воскресении проникло сквозь затворенную дверь к собранным Апостолам.<…> С такими сверхъестественными преимуществами явил, постоянно являл и являет Богочеловек Свое человеческое тело по воскресении. Эти преимущества — нетленный, духовный венец, которым со справедливостию тело Богочеловека увенчано Им, как победившее и поправшее смертию смерть. Не должно думать, чтоб тело Христово получило такие свойства только по воскресении [*]. Нет! Оно как тело всесовершенного Бога всегда имело их, а по воскресении лишь постоянно проявляло их. "
Ниже привожу текст ссылки на Св.Иоанна Дамаскина [*]
[*] - Итак, нечестиво утверждать, согласно с мнением безумного Юлиана и Гайяна, что тело Господа и до воскресения было нетленно – в первом значении слова тление. Ибо если бы оно было нетленно, то не было бы одинаково с нашей сущностью, и в таком случае то, о чем говорит Евангелие, как о совершившемся – алкание, жажда, гвозди, прободение ребра, смерть, – совершилось бы лишь призрачно, а не в действительности. Если же (все это) совершилось призрачно, то и тайна домостроительства нашего спасения является лишь ложью и представлением на сцене, и Господь призрачно, а не поистине соделался человеком, и мы спасены призрачно, а не действительно. Но – да не будет сего, – и те, которые говорят это, да лишатся участия в спасении!(Св.Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры , книга 3, гл. 28)
Вопрос: Святитель Игнатий говорит о способности Плоти Господа Иисуса проходить сквозь всевозможные преграды до Его Воскресения. А если как же тогда осуществилось наше спасение? Ведь тогда и гвозди, и копие не могли Ему причинить страдания (прости, Господи, за такое предположение!). По мнению же св. Иоанна Дамаскина эти свойства были приобретены Его телом только по Его Воскресении. И тот же Св.Иоанн Дамаскин говорит о том, что до Воскресения Христос ходил стопами по водам, мог спокойно поститься 40 дней(и только в конце взалкать!) и совершал другие чудные дела Своей Плотию не потому, что Она уже была с сверхъестественными способностями, но Своею Божественною Силою Бога-Слова.
Я думаю, что я где-то чего-то не домысливаю, но все же: как понять это разногласие? Буду очень признателен за Ваши разъяснения.
С уважением
р. Б.Владимир.
Последнее редактирование модератором: