О расположенности ко греху

г. Нижний Новгород
Православный христианин
Здравствуйте, отец Сергий!
Прочитал Ваши ответы на вопросы о борьбе с порочными помыслами, по-настоящему глубокие и дающие помощь, и прошу ответить на мой вопрос.
Так получается, что я регулярно повторяю один и тот же грех. Для того, чтобы не допустить его, стараюсь отсеивать и сразу отвергать порочные помыслы.
На протяжении некоторого периода времени (от нескольких дней до нескольких недель) я могу без сочетания отвергать эти помыслы.
Но, по прошествии этих дней (недель), помысл приходит ко мне уже не в виде прилога, а сразу как желание, которое уже нашло свое место в моем сердце. Когда наступает такое состояние, даже если я пытаюсь отвергнуть свой помысл, максимум чего я могу добиться, это изгнать его только из своей головы (перестать обдумывать и предвкушать будущий грех). Но в глубине сердца остается желание и расположенность ко греху. Эту остающуюся расположенность я сознаю.
Замечаю, что это желание согрешить часто подступает вскоре после совершения добрых дел, после Причастия.
В итоге, как правило, я согрешаю. После падения, некоторое время я снова могу процеживать помыслы, но такой же сценарий вновь приводит к повторению греха.

Отец Сергий, дайте, пожалуйста, совет, как можно предупредить такую сердечную расположенность ко греху, которая приходит сразу, минуя стадию помысла?

P.s. Уважаемый отец Сергий, задав свой вопрос, я продолжаю думать над ним и, кроме того, много пищи для рассуждения мне дал духовный совет, который я получил в личном сообщении от одного из форумчан здесь на форме "Азбука веры".
И у меня появилась версия, которую я буду проверять: возможно, что такое "внезапное" нападение моей господствующей страсти может провоцироваться другими грехами, на которые я обращаю недостаточно внимания, поскольку не их считаю главными (в частности, осуждение, раздражение и другие) и образом жизни (остается свободное время и неизрасходованная энергия, которые становятся как бы почвой для греха).
В любом случае, очень рассчитываю на Ваш духовный совет и буду очень благодарен за него!
Игорь
 
… я регулярно повторяю один и тот же грех. …стараюсь отсеивать и сразу отвергать порочные помыслы.
…помысл приходит ко мне уже не в виде прилога, а сразу как желание, которое уже нашло свое место в моем сердце. .... В итоге, как правило, я согрешаю. ...сценарий вновь приводит к повторению греха.//

Дорогой Игорь!

Простите, если что-то потерялось их-за трагической системной ошибки. Попытаюсь восстановить..

Непреодолимое, внезапное и сильное желание подчиниться страсти приходит потому, что болезнь запущена и перешла в «хроническую» стадию пленения, на которой борьба с тревожащими помыслами уже не приносит результатов – так насморк незаметен на фоне онкологического новообразования, и тогда требуется уже не щадящая терапия, а хирургическое «отсечение».

Епископ Феофан Затворник пишет, что страсти – это болезнь воли, и поэтому пленение есть пленение воли, ослабление воли, или её несвобода. Вам только кажется, что страсть рождается беспричинно, мгновенно и сильно – человек часто живет только поверхностными чувствами вместо того, чтобы жить из сердцевины своего бытия. На самом деле это реакция на внешнюю жизнь, простой отблеск тех мутных лучей, которые падают на него. Мы все рождаемся со способностью принимать страсти и болеть ими. Однако нужно понимать, что страсть не является существом, которое обладает собственной волей и силой, чтобы поработить человека. Страсти – это не духи, страсти – это духовно-психические явления, которые в душе человека появляются, существуют и исцеляются. Это производные человеческой души, но это не самостоятельные духовные твари, подобно демонам.

Страсть возникает на основе естественных человеческих потребностей, то есть страсть начинается незаметно в изначально присущих психологических механизмах нашей души. Увы, мы окружены громадным разнообразием греховных образцов - особенно заражает нас тлением современная массовая культура, а побуждающим допингом к ней является беспорядочный интернет-серфинг. В каждом человеке тлеет фитиль изначальной предпосылки к греховности, которая предшествует греху, но сам грех является конкретным воплощением греховности, вследствие устремленности желаний и внимания человека ко внешнему. Например, для возникающих как бы спонтанно похотливых мыслей, спусковым механизмом становится вылезшая на экран монитора эротическая реклама или какой-нибудь «случайный» порносайт. Надо быть честным перед самим собой, признав, что болезненная страсть представляет собой патологическую форму самоутверждения человека в окружающем мире, способ расширения границ своего влияния и возможностей, форму скрытого тщеславия, которую необходимо решительно отсечь!

И верно вы чувствуете - Святые Отцы указавают на взамосвязанность страстей: они как бы происходят одна из другой, и «излишество предыдущей дает начало последующей». Во множестве конкретных греховным падений, всегда есть какая-то единая фундаментальная причина, чаще всего человеческая гордыня, настолько глубоко укорененная в самых глубинных недрах личности, так что сам человек не в силах ее откопать. Вот почему так важен христанину в помощь выносливый душекопатель, опытный духовник-наставник!

Надо хорошо понимать, что есть внутреннние и внешние причины прегрешений наших – эти хитрости греха нужно научиться самому раскапывать и тщательно пропалывать быстрорастущие сорняки души. Вот что говорит, например, свт.Симеон Новый Богослов: "Грех совершается и по воли нашей, и не по нашей воле. Ибо грех всегда является пред нами только как некая обманчивая приманка... бывает по воле его потому, что ум сам склоняется на грех; бывает не по воле его потому, что когда слагается он совершить грех делом, то на это бывает влеком и нудим диаволом" И свт.Феофан Затворник вторит: "Враг соблазняет только до сосложения, а там оставляет человека, и он доводит то до конца уже сам: так что дело делается им одним, – и он является кругом виноватым; враг же – в стороне".

Но не нужно отчаиваться - благодать Божия помогает познавать и преодолевать коварности греха. Не любезничайте со своим страстным желанием - ужаснувшись страшным видением будущих душевных мук, возопите во весь голос подобно Господу: "Изыде от меня, сатана!". И Божией благодатью самовозведенные колдовские чары в вашем немощноодержимом сознании - разрушатся...
 
Сверху