О расколе с староверами

Соня М.

Moderator
Москва
Православный христианин
Дорогой отец Олег.
Недавно Господь послал новокрещеного человека, почти совсем не наставленного в вере. Я ему помогаю, как могу. Конечно, направлю его и на Ваш форум. А пока он доберется до форума, хочу задать один из вопросов, который интересует и его и меня.

Вот он: "Почему был раскол со староверами, и не они ли были носителями правильной веры"?
 
Москва
Православный христианин
Вопрос о вере между нами и старообрядцами никогда не стоял, по крайней мере, с нашей стороны.
Иначе речь шла бы не о расколе, но о ереси. Раскол - это заведомо разделение не по вероучительному, но по любому иному принципу.
В случае со старообрядцами он касался обрядовых вопросов.

В 1971 году РПЦ МП на Поместном соборе устранила и обрядовый вопрос, признав разные обряды "равно благодатными" ("Де юре"). - "Де факто", - РПЦ признала это одобрив "Единоверие" еще на рубеже XVIII-XIX века.
Со стороны старообрядцев ответных шагов не было сделано, возможно, из-за их разобщенности друг с другом.
Возникло «Единоверие» в конце XVIII века, долгое время регламентировалось исключительными правилами, начатыми по инициативе московского митрополита Платона (Левшина). В советский период в связи с беспрецедентными гонениями на Русскую Церковь и на старый уклад русской жизни, единоверие почти исчезло. С конца 1980-х старый обряд в лоне Русской Православной Церкви переживает «второе рождение».

Но! Остаются и нравственные язвы - как результат разделения.
А.И. Солженицын писал:
"Наша Смута XVII века… не раскачала народных нравственных основ, сохранившихся здоровыми. Много глубже и не отвратимей сказался религиозный Раскол XVII века. Расколом была произведена та роковая трещина, куда стала потом садить дубина Петра, измолачивая наши нравы и уставы без разбору. С тех пор долго, устойчиво исконный русский характер сохранялся в обособленной среде старообрядцев - и их вы не упрекнете ни в распущенности, ни в разврате, ни в лени, ни в неумении вести промышленное, земледельческое или купеческое дело, ни в неграмотности, ни, тем более, равнодушии к духовным вопросам. А то, что третий век мы наблюдаем как «русский характер», - это уже результат искажения его жестоко бездумным Расколом, от Никона и Алексея Михайловича, затем от жестоко предприимчивого Петра и костеневших его наследников… И когда же дойдет до истинного примирения с нашей кореннейшей ветвью, со старообрядцами? не до «прощения» их, а принесения им раскаяния за жестокие гонения в прошлом. Неужели и сегодня, когда вся разоренная Россия не ведает, быть ли ей, в эту великую русскую Беду, - мы и тут все не можем из гордыни признать ту древнюю тяжбу надуманной?" (Из книги «Россия в обвале»)

2014_05_04_zhm33.jpg


Интерес представляет и следующий документ, принятый на Соборе РПЦЗ (2000 года):

Верующих чад Русской Православной Церкви на Родине и в рассеянии, держащихся старого обряда, Собор Епископов Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) приветствует!
Возлюбленные братья и сестры по святой православной вере нашей: благодать и милость Человеколюбца Спаса да будут с вами во веки!
В год, когда святая Православная Церковь обращена к двухтысячному юбилею Рождества во плоти Господа Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, мы, Собор епископов РПЦЗ, на наших заседаниях думаем и о том, как бы мы могли способствовать уврачеванию того разделения, которое уже столько столетий переживает Церковь Русская вследствие богослужебных изменений, установленных в 17 веке.
Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам старого обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Российской Церкви только за любовь старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его.
Русская Зарубежная Церковь с самого своего основания соответственно искала примирения со старообрядцами и на своем Третьем Всезарубежном Соборе, состоявшемся в 1974 г., во всеуслышание провозгласила древние богослужебные обычаи и обряды православными и спасительными; запрещения же и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи считать недействительными, отмененными и яко не бывшими.
И несмотря на это, хотя наша иерархия и наши верующие никогда не участвовали в преследованиях и насилиях, причиненных старообрядцам, мы хотим воспользоваться и ныне данным случаем, дабы испросить у них прощения за тех, кто презрительно относился к их благочестивым отцам.
Этим мы хотели бы последовать примеру святого императора Феодосия Младшего, перенесшего святые мощи Святителя Иоанна Златоуста в Царственный град из дальней ссылки, куда родители его немилостиво отправили Святителя.
Применяя его слова, мы взываем к преследованным:
«Простите братья и сестры наши, прегрешения, причиненные вам ненавистью. Не считайте нас сообщниками в грехах наших предшественников, не возлагайте горечь на нас за невоздержные деяния их. Хотя мы потомки гонителей ваших, но неповинны в причиненных вам бедствиях.
Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрека, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам.
Простите оскорбивших вас безрассудным насилием, ибо нашими устами они раскаялись в содеянном вам и испрашивают прощения».
В ХХ веке на Православную Русскую Церковь обрушились новые преследования, теперь уже от рук богоборного коммунистического режима. Перед нашими глазами ярким образом представилось преследование при малодушном или даже безсовестном сотрудничестве и пособничестве гражданским безбожным властям со стороны лиц, именующих себя церковными. Мы со скорбью признаем, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками.
Итак, мы сознаем горькие последствия событий, разделивших нас и тем самым ослабивших духовную мощь Русской Церкви.
Мы торжественно провозглашаем свое глубокое желание исцелить нанесенную Церкви рану и молимся о том, чтобы мы, если на то будет воля Всемилостивого Бога, могли бы участвовать в таком богоугодном деле.
Мы верим, что с обеих сторон требуется воля следовать спасительным заповедям Христовым в исповедании, что не обряды наши сами по себе приближают нас к Богу, но покаяние наше, смирение, готовность к взаимному прощению, любовь и все христианские добродетели устрояют нам наше спасение.
Мы искренно желаем встретить представителей Церквей старого обряда и согласий, а также их приходов, дабы мы могли совместно разрушить средостение, разделяющее нас и подготовить путь к добрым отношениям и, наконец, к восстановлению полного общения между нашей Церковью и теми, кто стремится сохранить старый обряд в лоне Русской Церкви.
+ Митрополит ВИТАЛИЙ, Первоиерарх РПЦЗ
+ Архиепископ ЛАЗАРЬ Одесский и Тамбовский
+ Епископ ВЕНИАМИН Черноморский и Кубанский
+ Епископ ВАРНАВА Каннский
+ Епископ ДАНИИЛ Ирийскийи др. епископы РПЦЗ
 
Последнее редактирование модератором:
Москва
Православный христианин
Прошение московских старообрядцев митрополиту Платону
о принятии их в церковь при старых книгах и обрядах.
На подлинном собственною рукою Императора Павла I написано:
"Быть по сему октября 27 дня 1800 года. Гатчино".
Святейшаго Правительствующаго Синода Члену великому Господину Высокопреосвященнейшему Платону Митрополиту Московскому и Калужскому, Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Священно-Архимандриту и орденов Святых Апостола Андрея и Александра Невскаго Кавалеру.
Московских старообрядцев всепокорнейшее
ПРОШЕНИЕ
Надеясь на безпримерныя щедроты и великия милости Его Императорскаго Величества Благочестивейшаго Государя нашего Императора Павла Петровича к сторообрядцам и на благоснисхождение пастырей Грекороссийския Церкви к оным, восприяли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе Святых Церквей, и о снабдении нас правильными священниками; а на каком положении о том явствует в нижеследующих статьях.
1. Святейший Синод разрешил преждеположенныя клятвы на двоеперстное сложение и другие, подобные сему, обряды.
Пункты прошения и мнения м. Платона повторяются и в указе Св. Синода 1801 года. Февраля 6. - В Архиве Московской духовной консистории этот указ см. в книге указов Св. Синода за 1801 год №17.
2. Да соблаговолит ваше высокопреосвященство избрать священников и диаконов, кои по собственному желанию согласятся быть в старообрядчестве, и по желанию прихожан. - Если же таковых не окажется, то хиротонисать по старопечатным книгам, избранных вашим высокопреосвященством священников, и по согласию прихожан. - Также священников, уклонившихся в старообрядчество до ныне, если они окажутся безпорочны, и явятся к вашему высокопреосвященству с истинным смирением, таковых разрешить и благословить отправлять службу Божию и требы христианския; отлучившиеся же таковые священники без воли своего Епископа, впредь к старообрядческим церквам принимаемы не будут.
3. Дабы Святейший Синод и ваше высокопрсосвященство благословили старообрядческим священникам службу Божию, таинства и требы христианския совершать по старопечатным книгам при всероссийских Патриархах Иове, Ермогене, Филарете, Иоасафе и Иосифе. Чему следовать должны диаконы и церковнослужители.
4. Церкви для старообрядцев освятить вашему высокопреосвященству по старопечатным книгам, или по благословению вашего высокопреосвященства, старообрядческим священникам; и да будут Антиминсы, освященные при вышепоименованных Патриархах, или вновь освящены быть имеют вашим высокопреосвященством по старопечатным книгам, и изображены так, как показано в старопечатном потребнике.
5. Старообрядческих священников не требовать в Грекороссийскую церковь к соборным молениям, как-то: к крестные ходы и тому подобное; а отправлять им по благословению вашего высокопреосвященства в церквах старообрядческих оныя соборныя моления. Также не принуждать старообрядцев к допущению на общее моление знаменующихся тремя персты, брады бриющих, и прочия имеющих несогласия древним обыкновениям, выключая высочайших особ. Старообрядцам, хотя и не записанным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския Церкве, таковым не возбранять присоединяться к церкви старообрядческой.
6. Старообрядческим священникам и приемлющим сие священство старообрядцам по духовным делам быть под судом и в полном ведении у вашего высокопреосвященства; по делам же, принадлежащим до старообрядцев, благоволите чинить разбирательство и суждение чрез старообрядческих священников, выключая таковых дел, кои требуют законнаго следствия. Но в чем надлежит оным священникам относиться к Святейшему Синоду и вашему высокопреосвященству, на то иметь особаго письмоводителя с произвождением платы от общества старообрядческаго.
7. Старообрядческие священники да будут снабжены Святым миром от вашего высокопреосвященства.
8. Старообрядческих священников не принуждать исповедь иметь, кроме старообрядческих же священников.
9. Благоволите ваше высокопреосвященство благословлять старообрядческих священников и старообрядцев, слагая два перста по обычаю древле бывшему в России.
10. Священнодействия, до ныне старообрядческими священниками учиненныя, как-то: крещение, бракосочетание, молитвословие, монашество (если к сему не окажется со стороны светскаго правительства препятствия) и другия требы христианския да будут оставлены в существенной их силе, а не повторять оныя; разве токмо окажется каковый-либо из оных старообрядческих священников бывших до ныне, самозванец, или правильно изверженный, священнодействия оныя совершал. - Также и старообрядческие священники, определяемые ныне к старообрядческим церквам, не долженствуют поправлять приемлемыя старообрядцами от Грекороссийския Церкве священныя тайны, как-то: хиротонию, крещение, мvропомазание, брак и проч., но принимать оныя в действительной их силе.
11. Если кто из сынов Грекороссийския Церкве пожелает приобщиться Святых Таин от старообрядческаго священника, таковому не возбранять, - равнож, если и старообрядец пожелает приобщиться Святых Таин в Грекороссийской Церкви, не возбранять оному.
12. Если учинит старообрядческий священник преступление, достойное извержения, таковый предоставляется суду вашего высокопреосвященства. - А если же в таковой вине окажется, за которую только временно должен понести наказание, таковой епитимийствуется при церквах старообрядческих по разсуждению вашего высокопреосвященства.
13. При старообрядческих церквах иметь троечастныя книги. - Но во время святых постов, если кто из старообрядцев по каким-либо встретившимся обстоятельствам, на исповеди и у причащения Святых Таин не будет, таковых ко взысканию с них штрафных денег не выписывать, и о том никуда не представлять, но да судят о том духовные их отцы по священным правилам. - Еслиж кто по нерадению, или пренебрежению, или другим незаконным причинам уклоняться будет от оныя Святыни, таковых записывать в особыя книги, и наказывать епитимиею, и другим духовным исправлением.
14. Если случится быть браку, состоящему одной половине Грекороссийския Церкве, а другой - старообрядческой, таковых по общему согласию или в Грекороссийской, или старообрядческой церкви.
15. Священники старообрядческие во всех служениях имеют приносить моление о Высочайшем здравии и благоденствии Его Императорскаго Величества, Супруги Его, Ея Императорскаго Величества, Наследника Его, всей Высочайшей фамилии и прочих, кого следует, по данной от Святейшаго Синода форме.
16. Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения, ибо таковая обоесторонняя разность, как не принадлежит по сущности веры, то и да пребудутъ старообрядцы и сынове Грекороссийския церкве в мире, любви и соединении, яко чада единыя Святыя Соборныя и Апостольския церкви.
Того ради, препоручая себя в Милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам Архипастырскую Свою милость и благоснисхождение, открыть нам Святыя церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить.
К сему прошению Московской первой гильдии купец Григорий Александров в семействе имею пять человек и руку приложил.
(Далее идут по этакому же образцу остальныя подписи, количеством до 250 лиц).

Донесение митрополита Платона Св. Синоду о просьбе московских старообрядцев
.
Святейшему Правительствующему Синоду от синодальнаго члена Платона, Митрополита Московскаго и свято Троицкия Сергиевы Лавры Архимандрита:
ДОНОШЕНИЕ
Находящиеся в Москве именующии себя Старообрядцами, подали мне прошение, на коем до 250-ти человек подписались, прося, чтоб дозволить иметь церковь, и дать священников; а на каком основании, прилагаю при сем с их прошения точную копию.
О чем, яко о деле для церкви важном, довольно разсуждая, тоже самое к прилежному разсуждению предложил и Консистории вкупе со обретающимися в Москве Архимандритами и всех сороков благочинными, которые по тому представили мне разныя мнения; с каковых мнений прилагаю при сем точныя копии. Я во все то вникая со тщанием, сколько важность материи требует, и призвав Пастыреначальника Христа в помощь, мнение свое полагаю следующее, объясняя каждую статью по порядку, в их прошении прописанному.
1. От клятв, прежде на них возложенных, разрешить: ибо хотя церковь на них оныя возложила праведно, что они и сами признают, почитая ими себя связанных и от оных просят разрешения; но как ныне они сближаются или паче соединяются с церковию, и истину ея, и таинства, и священство ея признают действительными, то и потребно сие разрешение, и не должна более теми клятвами их совесть быть отягощаема, под каковыми отторгающиеся еще от церкви, имеют и впредь состоять праведно. А чтоб сие разрешение было открытее и их более успокаивающее, то над каждым принимаемым к дозволяемой им церкви, прочесть Епископу, или Пресвитеру с возложением руки, следующую разрешительную молитву: "Господь наш Иисус Христос, благодатию своею и человеколюбием да разрешит тя к церкви святей обращающагося, от всех клятв, им же от церкви, отторжением от нея, подверглся еси. И аз недостойный (архиерей, или иерей имя рек), властию от Него мне данною, разрешаю тя раба Божия (имя рек), от оных клятв и всех грехов твоих: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь".
2. Вторую статью во всей ея силе по снисхождению дозволить: но с тем, чтоб определить священников по избранию прихожан и по разсмотрению и разсуждению Епископа, а прежних их попов яко беглецов и предателей церкви, совести и сана своего, к таковой церкви не определять.
3. Третию статью так же дозволить: ибо хотя в книгах, ими употребляемых и находятся погрешности, но не в существенных веры догматах, а в словах и обрядах, и что приобретение мира церковнаго есть важнее сего.
4. На четвертую статью можно преподать согласие.
5. Так же. Но что надлежит до недопущения им в церковь некоторых ими объясненных особ, на сие согласиться предусмотрительно, а предоставить сие благоразсуждению определенных к ним священников с наставлением Епископа. А чтоб не возбранять присоединиться к церкви ими просимой, и другим не записным, но издавна удалившимся от сообщества Грекороссийския церкви, сие не иначе дозволено быть может, как по изследовании от Епископа, что он никогда дотоле в церковь православную не ходил, и Таинств ея не принимал; и то, нашедши его таковым, при принятии к церкви прочесть над ним вышеписанную разрешительную молитву. А в церкви нашей православной доселе бывших, никак до такового присоединения не допускать.
6. Шестую статью можно принять.
7. Приемлется.
8. Оставить сие каждому священнику на совесть.
9. Сие предоставить благоразумию и совести каждаго Епископа, однако предохраняя других от соблазна.
10. Приемлется.
11. По сей статье сын православныя Грекороссийския церкви не иначе может иметь дозволение, разве в крайней нужде и в смертном случае, где б не случилось найти православнаго священника и церкви, а старообрядцу дозволять то без всякаго затруднения.
12. Приемлется.
13. Хотя на сию статью и можно согласиться, но как деньги штрафныя собираются в казну, то сие зависит от благоразсмотрения Святейшаго Синода. А ежелиб и все православные от онаго денежнаго штрафа были освобождены, а наказаны б они были за духовное преступление духовными епитимиями, сие бы сходственнее было с духовным прегрешением.
14. Сию статью принять можно.
15. Сие необходимо потребно.
16. Требование благое и достойное, чтоб оное было от всех сохраняемо в точности.
Сверх всего того заключаю свое мнение тем: 1-е, чтоб по таковом взаимном всего вышеписаннаго принятии и согласии, таковых приемших, и согласившихся и получивших на вышепрописанном основании церковь, не называть более раскольниками или старообрядцами; ибо в церкви ничего новаго нет, и нет новообрядцев; а называть их соединенцами или единоверцами, на что они, особливо на последнее по предложению моему и согласны быть оказываются, а потому и церковь их имеет называться единоверческою, а в упорстве и во отторжении от церкви прибывающие да останутся при прежнем их имяновании раскольниками. 2-е. При дозволении просителям церкви потребно быть судится провозгласить следующее: что несчастливый раскол от чего произошел и когда, сие известно из многих изданных о том книг. Церковь все тщание и ревность прилагала к приведению на путь истины отторгшихся от нея, и для того изданы многия книги, в коих явственно и доказательно показано и заблуждение отторгшихся, и погрешности от нерадения и невежества взошедшия в прежния церковныя книги, и как сходственно с греческими и славянскими древними книгами оныя погрешности исправлены, и что таковым образом исправленныя книги в нашей церкви православной употребляются; и хотя и ныне не может быть о всем том иная церкви мысль, разве каковая ею доселе за истину признана и признается, однако церковь, яко мать сердобольная, не видя в обращении отторгшихся от нея великаго успеха, (хотя некоторые Богом просвещенные и совершенно соединяются с нею) разсудила за благо учинить некоторое таковым в неведении погрешающим снисхождение, однако без соблазна правоверных, особливо разсуждая их прошение, которое довольным образом их с церковию сближает, или паче соединяет, следуя примеру Апостольскому, иже немощным бысть яко немощен, но с тем, да немощных приобрящет; и дабы возыметь благую надежду, что таковые со времянем, Богом просветятся и ни в чем в неразнствующее с церковию приидут согласие. Прописать сие почитается нужным, дабы всем ведомо было, по какой вине церковь ныне таковое им творит снисхождение, и дабы развратные не протолковали акиб святая церковь свое прегрешение, а их истину познала, как то некоторые дерзают и мыслить и говорить.
Того ради с прописанием сего моего мнения, предаю в благоразсмотрение Святейшаго Правительствующаго Синода и имею ожидать указаннаго предписания. А при том прошу, ежели по сему велено будет просителям дать церковь, то чтоб устроить повелеть на нынешнем их кладбище, о чем они меня настоятельно просили.
Вашего Святейшества послушный (Платон Митрополит Московский).
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху