О призраках

Москва
Крещён в Православии
Здравствуйте!Скажите пожалуйста как объяснить многочисленные,различные феномены явления самых различных призраков(которые даже могут оставлять письма) по всему миру,если по учению ПЦ душа отходит на 3 день.Кто это тогда??
P.s.Вопрос возник после прочтения книги Игоря Винокурова "Призраки и приведения"(там перечислены ну все возможные призраки,известные спириты,а также отличия галюцинации от "реального видения)).И очень много самых необычных и иследованных историй.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Татьяна! Характер «видений» тех или иных являемых человеку ликов — неодинаков.

Что касается подлинных явлений добрых ангелов или душ святых, они совершаются не часто, причем всегда — в особых Божественных промыслительных целях. Как правило, такие явления преподаются людям добродетельным, праведным. Подобные события хорошо описаны в Книгах библейских пророков, в Житиях святых.

Явления духов осуществляются как тогда, когда человек пребывает в бодрственном состоянии, так и во время его сна. Примером первого рода может служить явление архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария» (Лк. 1:26-27). Примером второго рода — явление ангела Иосифу: «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго» (Мф. 1:19-20).
Относительно явлений душ усопших святых, уместно вспомнить явление Сергия Радонежского преподобному Иринарху во время осады поляками Троице-Сергиевой Лавры (в смутное время): «Сам небесный покровитель обители, великий радонежский игумен неоднократно помогал осажденным. Так, монастырскому пономарю, преподобному Иринарху Сергий явился в чудном видении, чтобы предупредить о намерении поляков совершить ночью “приступ зело тяжел” у Пивного двора, поэтому осажденные смогли хорошо подготовиться к приступу и успешно его отразить» [4, с. 278].
Случается, что подобные «встречи» происходят и с людьми, не отличающимися особой добродетелью. Скажем, при помощи явления одному крестьянину (одержимому страстью пьянства) благочестивого «старца» был открыт образ, известный нам ныне как икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (сам же крестьянин после молитвы перед означенной иконой был исцелен).

Однако доверять можно далеко не всяким явлениям духов, поскольку не все они истинны. «Явления», например, могут быть плодом искусственно созданной силой разгоряченного воображения (в том числе — болезненного) мечтательной, а не реальной картины (ср. преп. Иоанн Лествичник: «мечтание есть исступление ума при бодрствовании тела. Мечтание есть видение того, чего нет» [1, с. 58]), или результатом прямого внушения лукавых демонических сил. Вот, например, что об этом повествует Антоний Великий: «Мы имеем у себя страшных и коварных врагов, злых демонов. Демоны всякому христианину... как скоро увидят, что он трудолюбив и преуспевает в добродетели, стараются положить на пути соблазны, внушая лукавые помыслы... И когда не могут обольстить сердце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают, стараясь уже страшить мечтательными привидениями, принимая на себя подобие женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов, множества воинов и так далее» [цит. по: 2, с. 79]. Согласно убеждению святого, «и в таком случае не должно приходить в боязнь, потому что эти призраки сами по себе ничтожны и скоро исчезают, особливо если кто с верою в помощь Божию оградит себя крестным знамением» [цит. по: 2, с. 79].

Иногда бесовские внушения одолевают человека во время сна. Так, по наблюдению преподобного Иоанна Лествичника: «когда мы, ради Господа, оставив свои домы и родственников, предаем себя отшельнической жизни из любви к Богу: тогда бесы стараются возмущать нас сновидениями, представляя нам сродников наших или сетующих, или за нас в заключении держимых и другие напасти терпящих» [1, с. 58]. Случается, что в формате подобных воздействий «бесы... преобразуются в Ангелов света и в образ мучеников, и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением» [1, с. 59]. Из опыта святых известно: «Если начнем покоряться бесам в сновидениях, то они начнут издеваться над нами и в бодрственном состоянии» [3, с. 15]. Отсюда и вывод (преподобного Иоанна Лествичника): «кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своей тенью и старается схватить ее» [1, с. 58].

Насколько небезопасны для верующего такие сновидения, видно из сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), которой, со ссылкой на преподобного Кассиана Римлянина, пересказывает нижеследующий исторический эпизод: «Преподобный Кассиан Римлянин повествует о некотором иноке, уроженце Месопотамском, что он проводил самую уединенную и постническую жизнь, но погиб от обольщения бесовскими сновидениями. Демоны, усмотрев, что инок обращал мало внимания на свое развитие духовное, а устремил все внимание на телесный подвиг и дал ему, а, следовательно, и себе, цену, начали представлять ему сновидения, которые по злохитрости бесовской сбывались на самом деле. Когда инок утвердился в доверенности к своим сновидениям и к себе, то диавол представил ему в великолепном сновидении иудеев, наслаждающимися небесным блаженством, а христиан томимыми в адских муках. При этом демон — разумеется, в образе ангела или какго-то ветхозаветного праведника — дал совет иноку принять иудейство для получения возможности принять участие в блаженстве иудеев, что инок без малейшего промедления и исполнил» [3, с. 16].
Сопровождая изложенное заключением, святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Достаточно сказанного для объяснения возлюбленным братиям нашим, современным инокам, сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним» [3, с. 16].

Конечно же, существуют и некоторые положения общего плана, позволяющие различать явления ангелов от внушений злых духов. Тот же Антоний Великий наставляет по данному поводу: «Явление святых Ангелов бывает невозмутительно. Являются они безмолвно и кротко; почему и в душе немедленно является радость, веселие и дерзновение... Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно, с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников, от всего в душе происходят: боязнь, смятение, страх смертный... Поэтому если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен и вместо его в душе вашей явилась неизглаголанная радость, то не теряйте упования и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, то знайте, что это нашествие злых ангелов» [цит. по: 2, с. 81].

Однако отметим, способностью отличать подлинные явления добрых ангелов или святых душ от ложных видений обладают лишь духовно опытные, облагодатствованные люди, наделенные этим даром от Бога. Поэтому, во всех подобных случаях (если таковые, вдруг, с Вами произойдут) следует обращаться к опытному духовнику.

Благодарю за вопрос! (см. также: http://azbyka.org/video/pravoslavnoe-uchenie-ob-angelax-i-demonax/)


1.Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица, возводящая на небо. М.: Изд. Ставрос, 2004.
2.Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М.: Изд. Ковчег, 2008.
3.Сны. Их происхождение и роль в христианском истолковании (сборник, составитель Баранов А). М.: Изд. Образ, 2007.
4.Малков Ю. Русь святая. Очерк истории Православия в России. М.: Изд. Правило веры, 2002.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо за ответ!Но я имела не много другое в виду(о видениях Святых тут то всё понятно)
Я имела в виду такие явления как например:
Крики,шумы в брошенных психиат. клиниках,тюрьмах( изв.приведение подобного рода Англия,Тауэрская тюрьма)),в домах где умирали люди и их дух является родственникам даже через много лет(ведь таких случаев очень много).
Чьи же это души?Демоны?Почему то слабо верится.
И ещё один вопрос правда не в тему(не хочется создавать новую).
Почему Бог создал дерево познания добра и зла?Ведь логически думая,если бы его не было,не было и выбора,а значит и греха.
Заранее благодарю за ответы.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Почему Бог создал дерево познания добра и зла?Ведь логически думая,если бы его не было,не было и выбора,а значит и греха.
Заранее благодарю за ответы.

Татьяна обратитесь к материалам сайта Азбука Веры, по этому вопросу Вы быстро найдетет ответ ....
Так называется и дерево познания добра и зла не потому, чтобы само оно имело знание, а потому, что у него совершилось обнаружение познания8) добра и зла

и Адам знал, что послушание добро, а непослушание зло, а потом узнал яснее, когда, вкусив от древа, изгнан был из рая и лишился того блаженства. Когда он подвергся наказанию за то, что, вопреки божественному запрещению, вкусил от древа, то наказание яснее, самым делом, показало ему, какое зло составляет непослушание Богу, и какое добро – повиновение. Поэтому и называется это дерево деревом познания добра и зла.
Святитель Иоанн Златоуст
Восемь слов на Книгу Бытия*

Кто-то может возразить: если это древо (познания добра и зла) представляло собой опасность такого искушения для человека, то почему Господь Бог не оградил его, чтобы рай сделать недоступным для людей? Потому, что Господь Бог сотворил человека по образу Своему, наделив его особым даром – свободной волей. Человек с самого начала – свободное существо, и с первых шагов своего бытия вплоть до наших дней он должен был сам сделать свой выбор. Поэтому грехопадение – не единичное событие, не чья-то древняя вина, за которую расплачиваются сотни поколений ни в чем не повинных людей. Оно тянется сквозь всю историю человечества, проявляясь в стремлении общества освободиться от влияния Церкви (это мы называем секуляризацией общества). И на пагубном витке этого отступления от основ веры, от Божия водительства, Божия попечения, отказ от жизни в единстве с Божественной волей грехопадения, подобно раковой опухоли, пожирает души людей и соборную душу целых народов. Первородный грех – это духовная чума, излечиться от которой можно только Божией благодатью, дарованной нам в Церкви великим Искупительным Подвигом Сына Божия – Господа нашего Иисуса Христа.
священник Олег Стеняев
Беседа 1. Сотворение человека. Грехопадение
Грехопадение


Догматическое богословие. арихимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин);архимандрит Исайя (Белов) 24. Что собой представляло древо познания добра и зла?
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо за ответ.Я ознак. с подобными статьями,и в курсе что дерово познания это аллегория.
Из статьи Добросельского "Происхождение человека":
"Приведем по данному вопросу мнение протоиерея Николая Иванова: «Человек видит, что плоды от древа познания добра и зла хороши для пищи, то есть, что это хорошо для его материального существования, а все остальное в мире представляет собой лишь “пищу” для “я”. Душа забывает о своей связи с Источником и со всей природой, она хочет лишь удовлетворения своих вожделений. Нормальное самоутверждение плоти и та радость ощущения, которая возникает при становлении, превращается в похоть — похоть плоти. Такова первая ступень грехопадения.
Человек видит, что возникшее представление о новых возможностях, не только чисто материальных, хорошо для пищи, но и приятно для глаз, и желанно — хорошо для глаз и вожделенно, ибо дает душе удовлетворение. Целый комплекс душевных сил находит свое удовлетворение на путивкушения добра и зла, то есть на том пути, где добро и зло — лишь одинаково приемлемые средства для удовлетворения желаний. В себе самом человек может помышлять: “Все то, что мне представляется, что ко мне относится, должно относится ко мне так, чтобы давать наслаждение”.
Вторая ступень грехопадения — это кажущаяся возможность жизни по-новому. Гармония красоты целого, когда все в мире прекрасно лишь в силу того, что отражает в себе славу Божию и восхваляет Творца, — эта гармония и красота становятся хороши, лишь поскольку они хороши для меня. Мое “я” становится в центре гармонии и центре красоты и желает всего только для себя. Такова вторая ступень грехопадения — похоть очей.
И наконец, третья ступень грехопадения. Человек хочет иметь знание в смысле владения тем, что видит... Но если человек станет на самостоятельный путь, упиваясь полной свободой выбора, забыв о заповеди, данной ему Творцом, то легко может потянуться к “злому” знанию, то есть знанию лишь того, что выгодно ему, но губительно для его собратий. И он будет упорствовать, стремясь овладеть этим знанием.
Путь познания (фактически смешения) в себе добра и зла есть путь индивидуалистического самоутверждения. Он дает опыт борьбы, самовозвышения, наслаждения в чувстве самолюбования, чувство превосходства над теми, кто может быть превращен в объект наслаждения и господства. Предлагаемый путь есть путь гордости собой, своим знанием и своим мнимым совершенством. Этот путь есть путь созерцания своего превосходства. Такова третья ступень грехопадения — гордость житейская» (12: 235-237) [97]
3.2. Почему в природе человека заложена возможность греха
Таким образом, прародители впали в порочные чувства, мысли и желания до нарушения ими заповеди Божией — вкушения плодов запретного дерева [98]. «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь…» (3 Езд. 3: 21). Отсюда следует, что возможность получать удовольствие вне Бога (возможность греха) была у человека до грехопадения и потери благодати, то есть входила в его природу (была заложена Богом в природу человека при его создании).
По мнению протоиерея Николая Малиновского: «Что же касается дарования человеку свободы с возможностью греха, то без такой возможности свобода не отличалась бы от необходимости. Тогда и добродетель не была бы заслугою и он пользовался бы блаженством не по праву» (23: 316. Книга 1)."

Отсюда вышел ещё один вопрос:
-Откуда у них появилось желание?Значит его создал Бог?
И другой вопрос.Откуда у сатаны появилась гордость??Ведь изначально он тоже был без греха.По своб.воле?=Воля дана всем Богом.=Значит по Его произволению появилось(Создал зло).Если же это не так,то по др.получается.=Если Бог не создал зла,значит оно самобытно,пришло не известно откуда.
 
Асино
Православный христианин
его (зла) вообще нет как такового. Зло не имеет существования. Так свет имеет существование, а тьма - нет, это просто отсутствие света. Так и зло есть отсутствие добра. Извращение добра. Направление данных средств не на ту цель для которой они даны.
Желание - любое - есть свойство проявления воли. Согласимся что свобода воления отсутствует если субъект может выбирать одно такое добро и одно другое добро. На самом же деле вариантов выбора множество в любой ситуации. Возможно это множество вообще не является счетным, особенно если увязывать с одним решением производство дополнительтных вариантов выбора в совокупности с другими решениями. Насколько любое решение соответствует наилучшему - причем не только само по себе но и вместе с душевным устремлением субъекта - производившего решение - настолько это решение "доброе". По сути - по несовершенству человека - человек всегда выбирает как ни грустно "меньшее зло" - поскольку просто никто не благ. И только с Богом человек выбирает чистое добро.

Поэтому зло не самобытно. Оно вообще не "бытно". Зло есть только в результате наличия эталона - добра, субъекта способного следовать эталону или извращать его. Мы не производим зло как таковое, не даем ему бытие собственное, мы производим "отсутствие добра" и это не тавтология.
Понятие "Сущее зло" не равно понятию "Не добро". Именно поэтому из-за такого отношения категории зло к категории бытие.
а) грех может стать "не бывшим"
б) грех не только творение чего-то, но и само неверное устремление к действию. Нет чисто благого действия с неблагим устремлением. Утрировано: если человек милостыней решил "купить" себе Царствие Небесное и гордится - вот я каков, то его шансы на спасение вобщем мало на такой момент отличаются от шансов того, кто сказал - никому ничего не дам- мне самому нужнее. Да, первый ПОСТУПОК - лучше чисто в силу того, что кого-то накормят. Но для самого человека добра так и не появилось. Добро слишком высокий эталон. Потому и "человеку это невозможно". Каков бы праведник своею силою не был. Но - возможно с Богом. Потому такие "строгие" требования.
в) собственно и случилось грехопадение. Добро - есть. Сущее. Бог. НО зла нет. Зло - отсутствие добра, но поскольку добро - сущее а зло - не сущее. Именно в этом и есть "Тобою в мир вошла смерть". Нет добра, нет сущего - есть не-сущее, зло, смерть. Зло в любой его форме по сути не есть что-то реально наличное, а есть отсутствие наличного. Смерть. Танатос. Разрушение. Творя зло - не создаем новое - рушим данное сущее и благое.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Татьяна! Видения «призраков», как я уже, собственно, ответил в предыдущем сообщении, могут иметь совершенно различную суть. Иногда они могут быть вызваны игрой человеческого разума, воображения, органов чувств (галлюцинации, «мечтания» (фантазии), иллюзии и т. п.); иногда — воздействием злых, темных духов; а иногда — реальными явлениями представителей духовного мира.

Случается, что «такие» явления поддаются четкому определению, а бывает, что нет. Возьмем, хотя бы, случай с явлением духа Самуила Аэндорской волшебнице: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков. Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница. И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе... Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне. И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты – Саул. И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли. Какой он видом? – спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился» (1 Цар. 28:14).

Исходя из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, как будто вытекает, что явившимся и действительно был Самуил: «Он пророчествовал и по смерти своей, и предсказал царю смерть его, и в пророчестве возвысил из земли голос свой, что беззаконный народ истребится» (Сир. 46:23). Однако с подобным суждением согласны не все. Вот, например, что по данному поводу пишет блаженный Феодорит Кирский: «Иные говорят, что волшебница действительно вызвала Самуила. А другие опровергли это мнение и полагают, что обольститель людей демон показал Самуилов образ и говорил изречения Самуила, которые часто слышал, но не знал времени Сауловой смерти. А я первое мнение признаю хульным и злочестивым. Ибо не верю, что вызывающие мертвых могут извести чью бы то ни было душу, а не только душу пророка, и такого пророка. Явно, что души пребывают в другом некоем месте, ожидая воскресения тел» [1, с. 259].

Обратим внимание на концовку цитаты: «Явно, что души пребывают в другом некоем месте, ожидая воскресения тел» [1, с. 259]. Эти слова означают, что душам усопших не свойственно свободное, самопроизвольное блуждание из мест их посмертного обитания в наш вещественный мир. Подлинные явления душ людям относительно редки. Вы же пишите о каких-то массовых событиях (ср. ваши слова: «ведь таких случаев очень много»).

Опять же, как правило, явления душ происходят с определенными целями: праведные души посылаются Богом для помощи людям, а грешные могут являться, например, потому что сами имеют в ней острую нужду.

Так, скажем, святитель Григорий Двоеслов описывает случай лицезрения некой «кормилицей» двух умерших монахинь, которые во время возглашаемых диаконом на Божественной Литургии слов «Лишенные общения, изыдите» «вставали из своих гробов и выходили из церкви» [2, с. 113]. Тогда эта кормилица «с тяжкою скорбью... рассказала о сем рабу Божию. Св. Венедикт тотчас дал ей просфору из своих рук, сказав: “Иди, принеси за них Господу эту просфору, и они не будут более в отлучении”. Когда сделано было за них сие приношение и диакон провозгласил по обыкновению, чтобы отлученные вышли из церкви, уже не видно было, чтобы и монахини выходили из церкви» [2, с. 114]. И далее святитель Григорий заключает: «Из этого ясно видно, что лишенные общения не могли выйти из числа отлученных, пока не удостоились от Господа общения с Церковью через раба Божия» [2, с. 114].
Но каковы цели упоминаемых Вами тюремных и больничных «криков» и «шумов»?

Вы пишите: «Крики, шумы в брошенных психиат. клиниках, тюрьмах (изв. приведение подобного рода Англия, Тауэрская тюрьма)), в домах где умирали люди и их дух является родственникам даже через много лет (ведь таких случаев очень много). Чьи же это души? Демоны?». Думаю, что такие явления нельзя объединить в один тип. Считаю, что причинами многих подобных рассказов могут быть фантазии, легенды, иллюзии и даже откровенные выдумки. Возможно, что некоторые из рассказов описывают действительные явления душ. По-видимому, часть из описанных в этих рассказах явлений суть козни лукавых демонических сил (сравните, например, высказывание Антония Великого с вашим: Антоний Великий: «...Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно, с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников, от всего в душе происходят: боязнь, смятение, страх смертный» [цит. по 3, с. 81]; ваши слова: «Крики, шумы в брошенных психиат. клиниках, тюрьмах...»).

В качестве иллюстрации ложного явления души приведу «случай из жизни императрицы Екатерины II», описанный в изданных в 1828 г. в Париже «Memoires de Louis XVIII» (в 12 томах; издатель: герцог de Doudeauville, «один из самых приближенных людей к Людовику XVIII»; «записки составлены в виде автобиографии несчастного короля, и рассказ в них ведется от его имени»):
«За 2 дня до смерти фрейлины, дежурившие у дверей спальни ее Величества, увидели, что государыня, в ночном костюме и со свечой в руках, выходит из своей спальни и идет по направлению к тронной зале и входит туда. Сперва они были очень удивлены таким странным и поздним выходом, а вскоре начали тревожиться ее продолжительным отсутствием. Каково же было их изумление, когда они услыхали из спальни государыни звонок, которым обыкновенно призывалась дежурная прислуга! Бросившись в спальню, они увидели государыню, лежавшую на кровати; Екатерина спросила с неудовольствием, кто это ей мешает спать. Фрейлины замялись, боясь сказать ей правду; но императрица быстро заметила их смущение и в конце концов заставила-таки рассказать себе подробно всё происшествие. Живо заинтересованная рассказом, она приказала подать себе одеться и в сопровождении свих фрейлин отправилась в тронный зал. Дверь была отворена — и странное зрелище представилось глазам всех присутствующих: громадная зала была освещена каким-то зеленоватым светом. На троне сидел призрак — другая Екатерина!..
Императрица вскрикнула и упала без чувств. С этой минуты здоровье ее расстроилось и два дня спустя апоплексический удар прекратил ее жизнь.
Описанное событие имело стольких свидетелей, что невозможно скрыть его, и я был одним из первых, кто узнал о нем» [цит. по: 4, ч. 1, с. 176].
Полагаю, что описанный призрак не мог быть душой (тогда еще живой) императрицы. Ангелам не свойственно обманывать людей ложными образами. А вот демоны склонны к обману... (Ср.: Антоний Великий: «Демоны... когда не могут обольстить сердце явным и нечистым сластолюбием, тогда снова нападают, стараясь уже страшить мечтательными привидениями, принимая на себя подобие женщин, зверей, пресмыкающихся, великанов, множества воинов и так далее» [цит. по: 3, с. 79]).

Вы интересуетесь: «Почему Бог создал дерево познания добра и зла? Ведь логически думая, если бы его не было, не было и выбора, а значит и греха». Это не правильное мнение, хотя для многих оно и действительно представляется логически стройным.
В качестве ответа могу предложить Вам мою статью «Для чего Бог создал людей, имеющих мучиться в аду?», а также видеозапись: http://azbyka.org/video/beseda-o-grexopadenii-cheloveka/

Спаси Господи!

1.Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Изд. Издательского Совета РПЦ, 2003.
2.Святой Григорий Двоеслов. Собеседования о жизни италийских отцов и о безсмертии души. М.: Изд. Синтагма, 2011.
3.Игумен Марк. Злые духи и их влияние на людей. М.: Изд. Ковчег, 2008.
4.Дьяченко Г., свящ. Из области таинственного. М.: Изд. Камея, 1994.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо за ответ,и предоставленную литературу.
P.s.Историю про Екатерину давно слышала.Пушу это к тому что существует феномен "двойников",например одного и того же человека одновременно видели,в двух разных местах,или когда видели человека,а рядом с ним шёл его призр. двойник,тот же самый двойник Екатерины-посмертный(там несколько классиф.есть).И ведь после этого случая она и скончалась вскоре.Зачем злым силам предупреждать человека о смерти?Или всё таки это могут быть видения от Бога?Мне интересно Ваше мнение по поводу этого феномена.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Татьяна!

Вы спрашиваете: «Зачем злым силам предупреждать человека о смерти? Или всё таки это могут быть видения от Бога?». Всё, что ни происходит в нашем мире, происходит либо по благоволению, либо по попущению Божию.
При этом видения, имеющие причиной Божественное волеизъявление (в том числе и предсмертные), всегда подразумевают благие цели: вразумление человека, побуждение его к покаянию, к молитве и т. д. Видения же, производимые темными духами (в частности — лжеявления «двойников») подразумевают противоположный результат: смущение духа, обескураживание человека, приведение его в состояние отчаяния, неверия и пр. Вот почему Святые Отцы настоятельно рекомендуют остерегаться завязывания отношений с являющимися темными духами-призраками: «Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для дальнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы; хотя они иногда и предсказывают будущее (в том числе, касающееся даты смерти — А. Л.); хотя открывают тайны: но вверяться им никак не должно» [5, с. 11].Согласно предупреждению святителя Иоанна Златоуста, если «демоны говорят: я — душа такого-то монаха. Разумеется этому не верю именно потому, что говорят это демоны» [5, с. 11].

Само собою понятно, что если явление демонов тому или иному человеку происходит непосредственно перед его физической смертью (что бы они ни внушали ему) для него возрастает опасность умереть, находясь в состоянии прелести, со всеми вытекающими из этого последствиями...
Спаси Господи!

5.Святитель Игнатий (Брянчанинов). Слово о чувственном и духовном видении духов. СПб.: Изд. Светослов, 1997.
 
Москва
Крещён в Православии
Спасибо,я всё поняла.

И последний самый важный вопрос на эту тему..

В мире существуют разные виды колдовства,магии (1. эзотерика,белая магия и т.п.-то что прикрывается благими намерении; 2.сатанизим, веретничество и т.п.-открыто показывает кому идёт хвала,но для благих намерений)

Их все(большинство)объединяет:при выполнении ритуалов-начертание странных знаков,заговоров и т.п.

Вопрос:
Как Вы думаете почему дьявол выбирает такие способы для его(демонов,духов) вызволения?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Татьяна! При обольщении людей демоны нередко прибегают к тем способам общения с ними, которые представляются наиболее удобными и эффективными. Что же касается сатанизма, магии, колдовства, чародейства и пр., эти способы прикосновения к потустороннему миру люди выбирают для себя сами (при этом многие из существующих в настоящее время способов общения с темными силами уходят корнями в далекую языческую древность, о чем сообщается как в исторической литературе, так и в Библии: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18:9-14)).

Спаси Господи!
 
Сверху