О причастности к воровству...

Православный христианин
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста по моей ситуации. Я работаю на заводе, рабочим слесарем. Воровство на нашем заводе, это обычное дело(не в осуждение, а в обыденность жизненной ситуации). Начальник, меня просит сделать некую работу, с деталями которые не применяются на нашем заводе(можно сказать что он их взял и сделал своими руками,из материала который у нас есть). Я незнаю, имеет ли он право их брать, и разрешали ли ему это кто то делать. Моей специальность обладают ещё ряд людей. Но он почему то подходит за этим ко мне. Как я понимаю, эти изделия после меня "утекают" за пределы моей работы(это тоже мне доподлинно неизвестно). Вот в чем вопрос, если это является кражей, виновен ли я в ней, если намерения этого человека от моего отказа не изменяться? Является ли он христианином я незнаю. Спасибо за ответ.
 
Дорогой Пётр!
Восьмая заповедь «Не кради» (Исх. 20:15) запрещает бесчестно поступать с имуществом другого. Гражданские юристы дают такое определение -воровству или краже: «совершать несправедливые действия над тем, что принадлежит другому», «посягать на право другого человека». Но, как понимаю, в механизме систематических хищений на вашем заводе вас используют «втёмную», как крохотный «винтик», не присваивающий себе никакой доли похищенного и лишь смутно догадывающийся о творящемся вокруг него криминальном «движении». Соответственно, начальство, пользуясь покладистостью вашего характера, поступает с вами далеко не по-евангельски, ибо заповедано: «...Чтобы вы ни в чём не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво...» (1 Фес. 4:6). В некоторой мере вы являетесь пострадавшим - тайное присвоение чужого труда тоже бывает замаскированным проявлением воровства. Впрочем, о чем сокрушаться, если вся экономика капитализма основана на присвоении прибавочной стоимости – воровстве чужого труда. Одни воруют кошельки и автомобили, другие - слова и идеи, третьи воруют самое дорогое – время… Есть тысяча причин красть. Пенсионер в садоводстве скручивает электросчетчик, энергосбытовая компания взвинчивает цену. Правительство ворует у народа, а народ у правительства. Бедные воруют от нищеты, богатые - для адреналина. Тысячи торговцев живут обвесами и обсчетами… Ворами слывут не только те, кто ворует! Сегодня миллионы наших граждан живут татьбой, но ещё больше тех, кто потворствует греху, свыкается с массовым воровством. Но надо хорошо понимать, что такое «оправдание» не устраняет потенциальную опасность для души, когда безнаказанность приводит к привыканию к «чужому винограду», а затем происходит оглушение совести и приобретается зависимость, когда человек фактически сам в душе становится потенциальным вором. Поэтому, нужно иметь духовное рассуждение, чтобы в каждом конкретном случае слышать свою совесть, ограничивающую душу от своекорыстного «участия в делах тьмы» - как, например, предписано Писанием: «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, можешь есть ягоды досыта, сколько [хочет] душа твоя, а в сосуд твой не клади». (Втор.23:24). Слава Богу, что голос совести верно подсказывает вам, что преступлением является не только само воровство, но и потакание нечестивым действиям – так полагающий, что заядлым ворам стоит позволить навороваться, подобен врачу, который считает, что болезнь можно исцелить путем потворствования ей.
Как вам поступать? Как достойно вести себя в запятнавшем кражами трудовом коллективе? Думаю, что христианин должен всячески избегать «ходить на совет нечестивых» (Пс.1:1). И не потому, что мы для них слишком праведны, а потому, что слишком плохи и не имеем такого масштаба души, чтобы отважно выступить против могущества всей преступной схемы. Ветхий Завет говорит об этом кратко: «Отойди от зла и – сотворишь благо» (Пс.33:15) А в Новом Завете Господь подробно раскрывает суть этого правила: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:15-17). Обличать же хорошо организованную систему воровства, не имея собственной чистоты, бессмысленно, да и опасно - это приведёт лишь к ожесточению и угрозам. Общаться со «злонамеренными» особенно трудно потому что тут нужны не только добрая воля, смирение и смелость, но и ум, и умение вести себя, которые Бог дает не всегда. Если грех татьбы стал в вашем коллективе нормой, готовьтесь к тому, что вашу праведность начнут высмеивать, будут оправдывать хищения, принимая без доказательств, что главное в жизни - деньги любой ценой. От малейшей веры в какую-то другую жизнь - в бескорыстие, в жертвенность, в благородство будут просто отмахиваться, так что даже нельзя будет об этом серьезно поспорить. Если в человеке нет страха Божьего, если он не понимает, что ему придется отчитаться и получить награду или возмездие, то для него не будет никаких сдерживающих факторов. А сдержать может либо страх Божий, либо страх человеческий. Поэтому именно в обращении человека к Богу решение таких проблем. Конечно, трудно в один день изменить мировоззрение и зажить праведно перед Богом. Но для Бога все возможно – лишь бы человек сделал свое первое движение. Информация о том, сколько в нашей стране воруют только «стимулирует» воровское мышление. Если же сообщать, сколько теряет человек в результате своего воровства, то это может как-то отрезвить. Да, скорее всего, положительной реакции на проповедь восьмой заповеди вы не дождётесь, возможно, даже возникнут репутационные потери – недоверие, скрытые язвительные ухмылки при личной неприязненности. Тогда «предоставьте место Богу» (Мф.18:18) - и, отойдя в сторону, игнорируя возникшее напряжение, поблагодарите Бога за зримое предупреждение, как и вы могли бы пасть. Желаю вам, дорогой Петр, полностью уйти от криминальной зависимости в производственном процессе, и с любовью исцелить духовное неблагополучие ваших вороватых коллег, даже если они вам неприятны – как предписано Апостолом: «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18). Живите, трудясь. «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное...» (Еф. 4:28).
И будьте праведны сами, чтобы ближние ваши захотели бы стать такими же…
 
Сверху