О православном монархизме

Одной из актуальных тем в православном обществе является тема православного монархизма. Об этом исписаны гигабайты текстов, создаются группы, исповедующие такую идею, даже на этой почве возникла одна псевдоправославная секта, которая требует канонизации Ивана Грозного и считает Николая II искупителем вместо Христа. Среди тех христиан, которые не дошли до таких крайностей, у многих бытует мнение, что Православие и идея монархизма неразрывно связаны.

Но в действительности же идея православного монархизма - это как раз то, от чего предостерегал Апостол Павел в Колос. 2:8: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу..." Ключевое слово здесь - по стихиям мира.

А что вы думаете по этому поводу?
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Как раз сегодня прочитал мнение о. Николая Савченко об отношении РПЦЗ к монархизму:
А насколько сегодня для зарубежных приходов характерны монархические настроения?
Можно ли сегодня говорить о монархизме как об общецерковной позиции Зарубежья?

"...очень многие архиереи, священники и миряне были монархистами. В конце 30-х годов было даже постановление Синода Зарубежной Церкви молиться о главе Императорского Дома на ектениях. И это никакая не политика, а просто стремление к возрождению России. Потом монархистов, конечно, стало меньше, появилось много иностранцев. Но и сейчас очень многие сочувствуют этому.
При этом, надо уточнить, нельзя называть республиканский строй совершенно незаконным. Была Новгородская республика. Ну а про республиканское устроение Рима даже положительно говорится в Священном Писании в 1-й Маккавейской Книге. Но монархия является более религиозно-укорененной формой правления, и большой для нас отрадой стали точные слова об этом в Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой Собором 2000 г".

Мне же кажется, что любая власть стремится к монархии, если не к родовой (наследственной), то к идеологической (классовой). Кто сможет назвать нашу выборную систему в полной мере демократической? Народ застыл в трепетном ожидании "когда же нынешний руководитель назовёт нам преемника?".

Но самое главное это то, что Православие не является системой политических взглядов.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Сама по себе идея монархии (автократии) скорее нейтральна. Всегда уместен вопрос: о какой именно форме монархического правления идет речь? Так, известный русский философ и идеолог традиционализма Л. А. Тихомиров настаивал на последовательном различении самодержавной, абсолютной и деспотической монархии. При этом он подчеркивал, что только православная самодержавная монархия воплощает принцип монархии в наиболее чистом виде.
Православная самодержавная монархия ценна тем, что проводит в жизнь древний византийский принцип СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ. Монархическая власть ставится на служение Православию, отстраняясь от вероисповедных вопросов, не вмешиваясь в смысло-жизненные сферы, которые она по определению не может решать. Для их решения есть духовный организм – Церковь, существующая по своим принципам. Православная монархическая власть ценна тем, что посредством нее можно наиболее полно претворять в жизнь христианские нравственные императивы. Она обеспечивает максимум условий для спасения людских душ. И в этом смысле православная монархическая власть также имеет сотериологическую (спасительную) миссию.
Если же симфонии властей нет, то забота о человеческой душе автоматически передается государству… А уж государственная система «умеет спасать»! Вместо ЦЕРКВИ возникает та или иная светская идеология (коммунизм, фашизм, либерализм), имеющая мало общего с реалиями жизни, зато обещающая награду в мире сем, гарантирующая процветание и благоденствие. Эта идеология, проводимая в жизнь через те или иные партии, стремится заменить Церковь и «духовно окормлять» нацию… Малоподготовленные, не знающие основных законов духовной жизни люди берут на себя ответственность за воспитание таких же людей, распространяют наивную, исторически не выверенную веру в «рай на земле», заставляя тем самым действительно СТРАДАТЬ миллионы, которые никогда не увидят этого рая…
Не лучше ли заботу о духе передать институту, который имеет более чем двух тысячелетний опыт борьбы со злом и нравственного преображения людей??? Разумеется, гарантом такой передачи может быть только христиански воспитанная личность, а не изменчивый закон, который всегда можно пересмотреть в угоду нравственно выродившемуся большинству. Личность православного монарха и обеспечивает союз Церкви и государства во всей полноте. В таком случае кесарево действительно отдается кесарю, а Божие Богу…
 
Сверху