Сама по себе идея монархии (автократии) скорее нейтральна. Всегда уместен вопрос: о какой именно форме монархического правления идет речь? Так, известный русский философ и идеолог традиционализма Л. А. Тихомиров настаивал на последовательном различении самодержавной, абсолютной и деспотической монархии. При этом он подчеркивал, что только православная самодержавная монархия воплощает принцип монархии в наиболее чистом виде.
Православная самодержавная монархия ценна тем, что проводит в жизнь древний византийский принцип СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ. Монархическая власть ставится на служение Православию, отстраняясь от вероисповедных вопросов, не вмешиваясь в смысло-жизненные сферы, которые она по определению не может решать. Для их решения есть духовный организм – Церковь, существующая по своим принципам. Православная монархическая власть ценна тем, что посредством нее можно наиболее полно претворять в жизнь христианские нравственные императивы. Она обеспечивает максимум условий для спасения людских душ. И в этом смысле православная монархическая власть также имеет сотериологическую (спасительную) миссию.
Если же симфонии властей нет, то забота о человеческой душе автоматически передается государству… А уж государственная система «умеет спасать»! Вместо ЦЕРКВИ возникает та или иная светская идеология (коммунизм, фашизм, либерализм), имеющая мало общего с реалиями жизни, зато обещающая награду в мире сем, гарантирующая процветание и благоденствие. Эта идеология, проводимая в жизнь через те или иные партии, стремится заменить Церковь и «духовно окормлять» нацию… Малоподготовленные, не знающие основных законов духовной жизни люди берут на себя ответственность за воспитание таких же людей, распространяют наивную, исторически не выверенную веру в «рай на земле», заставляя тем самым действительно СТРАДАТЬ миллионы, которые никогда не увидят этого рая…
Не лучше ли заботу о духе передать институту, который имеет более чем двух тысячелетний опыт борьбы со злом и нравственного преображения людей??? Разумеется, гарантом такой передачи может быть только христиански воспитанная личность, а не изменчивый закон, который всегда можно пересмотреть в угоду нравственно выродившемуся большинству. Личность православного монарха и обеспечивает союз Церкви и государства во всей полноте. В таком случае кесарево действительно отдается кесарю, а Божие Богу…