О посте

... бытует и другое мнение, что именно через эти тщетные и бесполезные труды человек сокрушает свой дух и научается любви.

Вероятно здесь вырван фрагмент из общего контекста о научении Любви через подвиг иноческого послушания духоносным старцам. Приведите, пожалуйста, конкретную святоотеческую ссылку.
 
Вот, к примеру, что я нашел.
"Дела сами по себе не спасают человека, они не являются какими-то заслугами. Их необходимость вызвана совсем другой причиной. Без них очень трудно приобрести то, чем единственно спасается человек - смирение. Ибо только через всемерное понуждение себя к исполнению всех заповедей Евангелия можно увидеть и глубокую поврежденность человеческой природы, и свое бессилие самому, без помощи Божией чисто исполнить хотя бы одну заповедь Христову, совершить хотя бы одно доброе дело."
http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/ponyatie/osipov_osnovu_07g-all.shtml

Это внутреннее видение, являющееся по слову преподобного Петра Дамаскина «первым признаком начинающегося здравия души», дается христианину только при всецелом его понуждении к исполнению всех заповедей Евангелия и искреннем покаянии и приводит к смирениюединственно непоколебимому фундаменту для построения дома спасения.
http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/sofroniy_starets_siluan_afonskiy_18-all.shtml

насколько я слышал, обрести любовь без смирения невозможно. Выходит, сначала нужно делать дела не основанные на любви, приобрести смирение, а уже потом и любовь, что бы уже дальше совершать дела любви по слову прп.Симеона Нового Богослова, имея источник любви уже в самом себе.
Почему я так смутился:
вот как я принял бы к исполнению слова прп.Симеона Нового Богослова, приведенные вами. ("все труды и подвиги, которые начала своего не имеют в любви, с духом сокрушенным, тщетны и бесполезны" ):
при начале любого дела (подвига, так сказать), я бы посмотрел в свое сердце, поискав там любви, от нее ли я хочу сделать это дело, и, скорее всего не найдя её там, не начинал бы никакого дела, так как без любви-то все дела тщетны.
Извините, но вот так категорически я воспринял приведенную вами цитату:(
Что делать? Куда идти?
 
... при начале любого дела (подвига, так сказать), я бы посмотрел в свое сердце, поискав там любви, от нее ли я хочу сделать это дело, и, скорее всего не найдя её там, не начинал бы никакого дела, так как без любви-то все дела тщетны. Извините, но вот так категорически я воспринял приведенную вами цитату :( Что делать? Куда идти?

Дорогой Николай Николаевич!

Действительно, Царство Божие - силой берется, нудится! То есть только через упорное самопринуждение к повижническим делам, к молитве, дается первоначальный импульс душе, а уж ответный отклик любви рождается позже (или лживо подменяется глубоко скрытым самолюбованием). Так обобщенно говоря, человек научается аромату святости, будучи непрестанно отвлекаемым миазмами "закваски фарисейской" - гордыни.

Но мы здесь глаголем о делах очень конкретных и весьма специфических - о действенности постовых самоограничений. А Господь очень ясно сказал: "Когда поститеся, не будьте унылы, как лицемеры... чтобы показаться людям постящимся" (Мф. 6, 16) . Страшно, если подобная "показуха" совершается для самоудовлетворения - где же тут место любви? Поэтому противоречия нет, так как любовь - важнейший критерий всех дел христианина. Любовь есть отложение всякого противного помышления, ибо любы... не мыслит зла (1 Кор.13, 4-5). Прекрасно, если любовь служит их зачатком, хорошо, когда в процессе доброделания возникает плод любви, и печально, когда вместо него рождается пустоцет тщеславия.
 
Скажите пожалуйста, а во время старстной недели когда можно причащаться
Когда служится литургия - в Великие среду, четверток и субботу... Но все же особенно важно причаститься в Великий Четверток, когда Господом Иисусом Христом было установлено таинство Святой Евхаристии
 
Днепропетровск
Православный христианин
Добрый день, отец Сергий!
Подскажите, пожалуйста, не грех ли готовить в посты и постные дни скоромную пищу для людей, которые пост не соблюдают? И не грех ли в пост раздавать нищим скоромную еду?

Большое спасибо!

Татьяна
 
... не грех ли готовить в посты и постные дни скоромную пищу для людей, которые пост не соблюдают? И не грех ли в пост раздавать нищим скоромную еду?
Все в христианстве проверяется любовью... А любовь выражается через служение людям, но не их страстям и похотям. Поэтому нужно проявлять благоразумие: ведь одно дело - насытить нищих и голодных, и совсем другое провоцировать сытых и самодовольных на чревоугодие и пьянство. Почувствуйте безошибочным критерием чистого сердца что такое правильный пост - он должен быть светлым, милосердным и, как поем мы в постных стихирах, "время его веселое"...

А не-любовь - самое страшное невоздержание, первоисточный грех против Святого Духа. Вспомните к кому обращены слова Спасителя: "Голоден был и не накормили меня" (Мф. 25,42).
 
Киев
Православный христианин
Определитесь, дорогая сестра, для вас баня - развлечение?
Если лишь средство гигиены - пожалуйста, не пренебрегайте баней, а то нечистый дух надолго соединится с телом... :)

Отец Сергий, а как же быть с тем, что излишняя забота о своем теле еще больше привлекает злой дух. В записках иеромонаха Пантелеймона бесы из одержимых, в частности, выкрикивали и такие фразы: "причесанные, намалеванные (и т.д.) - все мои".
А Христа ради Юродивые... (рясофорный инок Паисий Киево-Печерский в частности), вот они не мылись десятилетиями, чтобы бесов не радовать....
А свидетельство того, что такая, ПРОСТИ ГОСПОДИ, нечесть как домовые очень любят вымытые жилища, а в грязных не селятся, о чем сами и заявляют (по свидетельствам и запискам священников из общения с теми, кому проводили обряд освящения квартиры).... То есть если мы часто моемся, паримся, хотим вкусно пахнуть, разве это не разжжение телесное ?
 
....излишняя забота о своем теле еще больше привлекает злой дух.
Все наооброт - нечистый дух заставляет ИЗЛИШНЕ заботиться о своем теле...

А заботиться все же необходимо, но, конечно, благоразумно соблюдая меру, поскольку сказано Отцами: "Тело твое, христианин, есть храм Святого Духа, желающего обитать в тебе. Поэтому имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в нем. ... Великий будет стыд и строгий суд осквернившему храм Господень - тело свое, если он не получит прощения покаянием и не омоет слезами своими нечистоты". (прп.Ефрем Сирин)

Надо понимать, что «плоть» и «тело» - разные категории. «Плоть» - это искаженная грехом природа нашей телесной и душевной жизни. Тело же свято и божественно, тело – это храм души и сонаследник вечности. Забвение человеком своей божественной идеи, осквернение формы, утрата целомудренного восприятия бытия - погружение в «плоть» и есть тяжкий грех богоотступничества человечества.

...Христа ради Юродивые... не мылись десятилетиями, чтобы бесов не радовать....

Уместно ли нам, грешным мирянам, дерзновнно уподобляться сим святым отшельникам, решительно отвергнувшмм мирские соблазны? Нам даже трудно представить те удивительные духовные состояния подвижников-аскетов, когда в процессе правильной и интенсивной духовной жизни одухотворяется не только душа, но и само тело.(которое, например, чудесным образом начинает благоухать еще при земной жизни)! Именно эти духовные вершины, недостижимые в миру, даруют человеку высшее блаженство, обрести которое можно лишь находясь вне совокупности мирских страстей и забот: «Самые роскошные и прекрасные цветы можно вырастить только в оранжерее, но они неспособны жить в условиях полевых». (Свт. Игнатий (Брянчанинов)).

.. такая нечесть как домовые очень любят вымытые жилища, а в грязных не селятся... то есть если мы часто моемся, паримся, хотим вкусно пахнуть, разве это не разжжение телесное ?
Давайте лучше посмотрим не на смердящих демонов, а на Божьих Ангелов... Любят ли они грязные жилища?

.. если мы часто моемся, паримся, хотим вкусно пахнуть, разве это не разжжение телесное ?
Отвечу вам мудрыми словами святителя Григория Богослова: "Должен сказать вам, братья, что мы обязаны заботиться и о теле - этом родственнике нашем и сослужителе души. Хотя я и винил его, как врага, за то, что терплю от него, но я же и люблю его, как друга, ради Того, Кто соединил меня с ним. По-христиански заботиться должно и о телах наших ближних не меньше, чем о собственном, остаемся мы сами здоровыми или подвержены тем же недугам".

И он же вослед говорит: "Если излишнее попечение о теле бесполезно для самого тела и вредно для души,то покоряться и услуживать телу - явное безумие"

Т.е.все дело в самоограничении плотских страстей через норму благоразумной умеренности...
 
Сверху