Дорогая Наташа!
Конечно, большое. Я бы сказал, что после Революции они только об этом и говорили. Потому что обо все ином большевики запретили говорить. О вере нельзя – религиозная пропаганда, о атеизме нельзя – поповское мракобесие и контрреволюционность. О чем еще? Священное Писание толковать – нельзя, имена «прихвостней царизма» Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского упоминать нельзя… Один священник сказал, что преподобный Иоанн Дамаскин (это 8-й век) служил у визиря и жил, "как нам и не снилось", так его арестовали за клевету на советский строй. Дескать, в СССР люди живут лучше всех, кто где-либо и когда-либо жил…
Вот и оставались темы: прославлять Советскую власть, распространяться о том, как мы должны любить свою Советскую Родину и призывать людей к делам помощи ближнему.
Слава Богу, что сегодня мы можем говорить, что хотим, с амвонов, и вновь зазвучали слова и Священного Писания, и имена великих святых, и высокое богословие.
Ну, а что касается конкретных дел милосердия, то да, Наташа, конечно, Церковь этим активно занимается.
То тут, то там слышу – мало занимается. Я таковых спрашиваю: А, собственно, почему Церковь должна этим заниматься? Почему один батюшка открыл благотворительную столовую, другой приют, третий хоспис?.. Разве государство дает Церкви на это деньги?..
В Западных странах (Германии, Финляндии и других) государство финансирует благотворительную деятельность Церкви, а почему у нас священники должны этим заниматься на бабушкины пожертвования, на деньги, принесенные в храм, пожертвованные на восстановление?
…И несмотря на все это, Церковь занимается делами милосердия и помощи.
С любовью свящ. К.
Приложение:
Родственники одной умершей бабушки принесли мне ее "церковные бумаги". Среди них оказался очень любопытный документ. Это проповедь, сказанная молодым студентом Семинарии. Все студенты говорят проповеди.
Но парадокс в том, что если сегодня священник, или студент Семинарии выходит и говорит о чем хочет, то в советское время твоя проповедь, отпечатанная на машинке, должна была быть завизирована в целом ряде инстанций. Чтобы, упаси Боже, то что-нибудь антисоветское не сказал.
И произносить разрешалось только то, что отпечатано и завизировано. От текста не отклоняться.
Студент, произносивший проповедь сегодня заслуженный протоиерей, настоятель собора в г. Гатчина.
Наверное и он не подозревает, что листки его семинарской проповеди за 1957 год, сохранились у какой-то благочестивой петербургской бабушки...