О первородстве Адама или занимательный вопрос (Игорь Поветкин)

Уважаемый Алексей Михайлович!
Меня попросили написать квалифицированную рецензию на статью Игоря Поветкина "О первородстве Адама или занимательный вопрос", размещенную на литературном сайте, с которым я сотрудничаю. Однако, не считая себя столь компетентным в текстологических вопросах, дерзнул обратиться за помощью к вашей сокровищнице богословских знаний. Пожалуйста, если вас не затруднит, аргументированно оцените эту публикацию. Заранее благодарю вас, желая помощи Божией во всех трудах ваших!
 
Последнее редактирование модератором:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, дорогой отец Сергий!

Основные идеи, отраженные и развиваемые в статье И. Поветкина «О первородстве Адама или занимательный вопрос», не новы.

Задумаемся. В чём автор находит основу (или, по крайней мере, одну из основ) для своих выводов? — В кажущейся двойственности повествования о сотворении первого человека (первых людей).

Взглянем на его слова: «...мы утверждаем лишь то, что первым человеком, появившимся на земле, был Адам... Но что, если нет? Что, если не Адам? Что, если это как раз тот случай, когда общеизвестное, не требующее доказательств утверждение, вполне может оказаться ошибочным? Для того, чтобы сложить картинку, вспомним, что сообщает Моисей о сотворении человека. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». (Быт 1:27). После этого уже через одиннадцать стихов Библия вновь рассказывает о создании человека. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». (Быт 2:7)»

В свое время факт этой иллюзорной контрастности не ускользнул от внимания видного советского пропагандиста, Е. Ярославского (он же — ответственный редактор газеты «Безбожник» и председатель Центрального совета Союза воинствующих безбожников), стремившегося опровергнуть учение Церкви о происхождении всех людей из единого корня. А вообще-то играть на воображаемых «противоречиях» Священного Писания пытались многие идеологи атеизма. И это притом, что никаких существенных противоречий в Библии попросту нет!

Вернемся к статье. Развивая полёт своей мысли, И. Поветкин прибегает к лингвистике и филологии. «Обратим внимание на то, — пишет он, — что в первом случае идёт речь о “сотворении” человека, а во втором – о “создании”».

Что здесь не так? А вот что. В двух упомянутых автором библейских фрагментах и действительно употреблены два глагола: в первом — «ἐποίησεν», а во втором — «ἔπλασεν»: «И сотворил «(ἐποίησεν)» Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил (ἐποίησεν) их» (Быт. 1:27); «И создал (ἔπλασεν) Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).

Тогда как глагол ««ἐποίησεν» (сотворил) указывает, что Творцом родоначальника всех людей является Бог, глаголом «ἔπλασεν» (взятым в образной форме) подчеркивается, что тело Адама было «слеплено» Божественной десницей из праха земного (а не создано из ничего, как была создана первооснова нашего мира).

Чуть ниже И. Поветкин обращает внимание на то, что в первом из представленных стихов говорится и о мужчине, и о женщине, а во втором — об Адаме: «Отметим также и то обстоятельство, что вначале «сотворены» были мужчина и женщина, а позже «создан» один только Адам И лишь потом из его ребра бог создал (не сотворил, а именно – создал) жену его – Еву».

В этом аргументе правдоподобия не больше, чем в предыдущем. Повторим, два повествования суть не что иное как взаимно дополняющие друг друга параллельные места. Здесь нет даже малейшего намека на положение о зарождении двух разных человеческих ветвей.

«Словами же мужа и жену сотвори их (Быт. 1:27), — пишет по данному поводу преподобный Ефрем Сирин, — Моисей даёт знать, что Ева уже была в Адаме, в той кости, которая взята от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе, и по духу, ибо Бог ничего не присовокупил к взятой от Адама кости, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самой кости заключалось все, что нужно было для образования из нее Евы, то справедливо сказано: мужа и жену сотвори их» [1, т. 3, с. 476].

Мысль о происхождении всех людей от единого корня отображается в Священном Писании со всей определенностью: «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3:20); «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деян. 17:26). Верить в обратное, значит не верить ни бытописателю, ни апостолу Павлу, ни Евангелисту Луке.

Но автор статьи будто бы непреклонен. «...Кто есть жена Каина и откуда она взялась? — Спрашивает он. — С бухты барахты? Мало этого, вот ещё задачка. Из каких таких родов произошли те самые жёны Ламеховы Ада и Цилла? Может быть, это всё – люди, «сотворённые» господом до появления Адама? Если так, тогда текст Бытия становится последовательным и понятным. В самом деле, вот обычные люди, те, кто были сотворены в начале, ну, а вот другие, созданные чуть позже, те, кому уготовано пребывание в раю».

В реальности же все гораздо проще. Несмотря на то, что Писание не предоставляет детальных указаний о дочерях первой человеческой четы, из того, что именно Ева названа «матерью всех живущих», нетрудно догадаться, что она и являлась матерью жен своих сыновей. В сочинениях Отцов и Учителей Церкви это положение отражено со всей ответственностью.

Вот, например, что говорит блаженный Феодорит Кирский: «Кого имел Каин женою (Быт. 4, 17)? Очевидно, сестру; тогда не служило это к обвинению, потому что не запрещал сие никакой закон. Сверх того и невозможно было иначе умножаться роду. Богу же угодно было от одного мужа и от одной жены произвести все племена людей, чтобы, во-первых, как происшедшие от одной четы, знали они тождество естества, а притом, как процветшие от одного корня, жили в согласии» [2, с. 39].

1.Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения. Изд. Московский Патриархат, Молдавская митрополия, Единецко-Бричанская Епархия, 2003.
2.Блаженный Феодорит Кирский. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: Изд. Издательского Совета РПЦ, 2003.
 
Сердечно, благодарю вас, дорогой Алексей Михайлович!
С вашего позволения я размещу ваш комментарий к статье И.Поветкина на портале proza.ru с указанием автора.
Пусть же Ангел Господень помогает вам во всех трудах ваших!
 
Сверху