О некоторых изречениях святого Гавриила (Ургебадзе)

Православный христианин
Христос Воскресе, отец Сергий! Пожалуйста, я хотела бы спросить Вашего мнения насчёт одного вопроса, который меня немного беспокоит.
В свое время узнала о святом Гаврииле Самтаврийском (Ургебадзе), мне очень понравился этот святой, хотя не могу объяснить чем, и я купила его икону, молюсь ему о предстательстве за нас пред Господом. Я читала книги о нем ("Диадема старца", "Ваша жизнь - это моя жизнь" Малхаза Джинории, "Люди Божии" Ольги Рожневой, "Юродивый. Святой преподобноисповедник Гавриил (Ургебадзе)" архим. Кирилла Ониани). И иногда мне начинало казаться, а вдруг его поучения не совсем отвечают духу православного учения... Например: "для того мы и живём на земле, чтобы сделать как можно больше добра" (может, и так, но ведь многие святые говорят, что цель земной жизни человека - обОжение, приближение к Богу). Или это все взаимосвязано... И ещё его высказывание о том, что для спасения монахи должны жить по Евангелию, а мирянам достаточно десяти заповедей. Но ведь мы все живём в условиях Нового Завета! И сам отец Гавриил говорил в другой раз, что нет большей книги, чем Новый Завета.
В общем, есть такие моменты, вроде бы небольшие, но немного напрягают. Особенно учитывая, что Святой этот мне уже стал в каком-то смысле "родным", я часто к нему обращаюсь в молитве (при этом я понимаю, что по молитвами святых помогает Господь, и в центре всего должен стоять Господь). Но как-то неуютно думать, что такой близкий мне святой мог говорить не вполне правильные с точки зрения вероучения вещи. Я понимаю, что и святые изредка ошибаются, но все равно... И ещё его пророчества о последних временах... но у меня, если честно, ощущение, что уж что-что, а пророчества о конце света, если таковые и были, уж точно могли обрасти всякими искажения, домыслами и преувеличениями, пока попали в печать, учитывая ажиотаж вокруг этой темы.
При этом у отца Гавриила много поучений о смирении, воздержании, о любви и добрых делах, о неосуждении, которые, насколько я смею судить по своему ограниченному опыту чтения, не противоречат святоотеческому учению.
Как относиться к таким "сомнительным" (или на самом деле не сомнительным) поучениям? Возможно, мы или не знаем контекста и ситуации, где они были произнесены, а возможно, некоторые из уст в уста передававшиеся поучения исказились немного... Плюс ещё тот факт, что Святой Гавриил многое говорил как бы юродствуя, так что опять же, если вырвать из контекста, то можно неправильно понять. Хочется верить, что отец Гавриил был человеком в вероисповедании строго православным и учил тому же, без непонятных домыслов. Но ведь не будь это так, его бы и не канонизировали, ведь так? Помогите, пожалуйста, разобраться.
Заранее благодарю за ответ.
Иулиания.
 
Если говорить обобщенно, то разномыслие в Церкви действительно наблюдается и у духовенства, и у рядовых прихожан, и даже у авторитетных учителей благочестия - Святых Отцов. Поэтому не надо удивляться пестроте высказываний: такое разнословие вполне естественно – только оно не должно служить раздору в умах и нарушению заповеди Любви. Ещё апостол Павел заповедал своим ученикам «надлежит быть и разномыслию между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор,11:19). Святые тоже были людьми, и могли высказывать свою индивидуальную точку зрения на какую-либо конкретную жизненную ситуацию, но, учитывая степень их почитания уже при жизни, каждое их слово могло наивно восприниматься окружающими, как непререкаемое суждение. К тому же в подавляющем большинстве отеческие высказывания дошли до нас в пересказе других людей, часто вырванными из контекста конкретного разговора, то есть, уже по определению искаженными, без точного документального подтверждения.
А о святости грузинского старца Гавриила лучше всего свидетельствуют не его слова, а дела праведности, подтверждённые всенародным почитанием. Все духовные пути в христианстве проверяются безошибочным показателем любви. Мне посчастливилось несколько раз побывать на месте его погребения в монастыре Самтавро близ Мцехты, причём первый раз ещё до официального прославления в лике преподобных и обретения нетленных святых мощей. Уже тогда здесь происходили чудесные исцеления, а землю с могилы массово изымали многочисленные паломники...
 
Последнее редактирование:
Сверху