Если не ошибаюсь, первым об отсутствии в наше время духоносных наставников писал преподобный
Нил Сорский в 15 веке. Но сам он, пользуясь наставлениями и советами обычных недухоносных наставников и книгами стал духоносным наставником и воспитал в этом же духе учеников.
Потом об этой проблеме писал (из самых известных святых) преподобный Паисий Велчковский в 18 веке. Сам он, пользуясь наставлениями недухоносных наставников и книгами стал духоносным наставником и воспитал учеников, ставших затем оптинскими и глинскими старцами.
Следующим писал об этой проблеме святитель
Игнатий (Брянчанинов) в 19 веке. Его книги сейчас являются настольными книгами почти всех русских монахов.
Таким образом, преодолеть первый, самый трудный, барьер в обучении можно под руководством и обычных наставников, не духоносных. А преодолев самое трудное, с определенного этапа дальше можно учиться самому уже по книгам.
Главное - не перепутать момент, когда можно уже учиться самому по книгам. Чтобы не вышло, как в рассказе преп.
Паисия Святогорца:
"Я был знаком с одним монахом на Святой Афонской Горе, который никого не слушал. Он ушел из своего монастыря и шатался по Афону. Четыре или пять раз он приходил ко мне для того, чтобы взять благословение проводить якобы аскетическую жизнь, и каждый раз я советовал ему вернуться в тот монастырь, где он принял постриг. В конце концов он купил каливу и жил в ней один. После семи месяцев такого пустынного жития он пришел ко мне в келью. "Возвращайся в свой монастырь", — уговаривал я его. "Сейчас, — отвечал он, — я взял от монастыря отпускную грамоту и меня уже не примут обратно". — "Будь внимателен, — увещевал его я, — будь очень внимателен. По крайней мере, постарайся привязаться к какому-нибудь старцу, чтобы жить по послушанию, а не по своей воле". — "А вот послушание, — ответил он мне на это, — я буду оказывать воле Божией". — "Давай, давай, — пытался убедить его я, — попросись в какой-нибудь монастырь". — "Я, — отвечал он мне на это, — став пустынником, буду возвращаться вспять? Это ты иди и просись в монастырь". — "Что же я буду проситься один, — говорю я, желая ему помочь. — Если хочешь, чтобы я попросился в монастырь вместе с тобой, то я сделаю это от всего сердца". — "Вот что, — ответил он мне на это, — послушай-ка меня внимательно. Если тебе опостылела жизнь в безмолвии и ты хочешь попроситься в монастырь, то иди и просись!" Увидев, что он ведет себя таким образом — с бесстыдством — я тоже оставил его в покое. Прошло немного времени, и я узнал, что в этого монаха вселился нечистый дух и, кроме этого, он сошел с ума. Ему явился диавол в образе Пресвятой Богородицы и сказал: "Чадо мое, если ты поклонишься мне в ноги, то я дам тебе семь дарований Святаго Духа..." Несчастный подумал: "Сейчас я получу семь дарований Святаго Духа и всем утру нос!" И, пав до земли, поклонился диаволу. Как только он поклонился, диавол потряс его и в него вошел нечистый дух. Однако от этого диавольского потрясения потряслось и его душевное состояние. Он захотел стать протэпистатом, пришел в Священный Кинот[121], закрыл на ключ находившихся в здании монахов, взял посох протэпистата и, любуясь собой, стал спускаться по лестнице. Монахи в Кариесе удивились, видя, как по лестнице Священного Кинота спускается вниз новый "протэпистат"! Некоторые из монахов потихоньку поехали за больным на джипе и чуть подальше от Кариеса посадили его в машину и отвезли в лечебницу для душевнобольных. Сейчас в отношении беснования его состояние улучшилось, однако психическая болезнь остается при нем."
https://nice-books.ru/books/religij...ii-svyatogorec-slova-iii-duhovnaya-borba.html