О монашестве

Санкт-Петербург
Православный христианин
Думала на эту тему (о монашестве). Много вопросов. Хочется понять суть.

Сначала об обетах. При Крещении приносим обеты Христу, при пострижении - еще новые обеты. Чем принципиально обеты монашества отличаются от общехристианских? Чем это отличается от клятвы (от принесения которой предостерегает Писание)?

Монахи устраняются от брака. Желая большей, чем остальные христиане, чистоты.

Почему брак в наше время мешает отношениям с Господом, а раньше не мешал? (Имею в виду Моисея, сподобившегося от Бога высочайших откровений - он ведь был женат).

Пострижение - шаг, который "необращаем" - тут есть над чем задуматься.

Почему обет монашества приносится на всю оставшуюся жизнь? В Ветхом Завете обет назорейства давался на время. Почему, если монах впоследствии вступает в брак, это для него - падение? Почему нарушение монашеских обетов воспринимается как измена Господу, ведь греха никакого человек не совершал? Или совершал? В чем тогда этот грех?

***​

Вот есть мнение, что при принятии монашества человек умирает для мира. Смерть необратима.
Я думала, что любой христианин это делает (в Крещении).

И имеющие жен в каком-то смысле призваны вести жизнь, как не имеющие: дело ведь не в социальном статусе, а в отношении ума к происходящему...

Поясню - Авраам перешел в это состояние, когда принес в жертву сына. "Имеющий сына" стал в отношениях с Господом как "не имеющий".

Простите.
 
Елена, вопросы, которые Вас тревожат, как ни странно, относятся и к монашествующим, и к брачующимся. Любой христианский подвиг основывается на Евангелии, которое написано для всех верующих во Христа. Принципиально монашеские обеты отличаются от обетов крещения только обещанием девства. Это обуславливается тем, что человек желает перейти в состояние ангельское уже на этой земле и в этом теле, а ангелы "не женятся и не посягают". На что в чине пострига испрашивается Божие благословение. Когда два человека решают создать семью, то просят благословение Божие в том числе и на деторождение, потому как половая жизнь - единственный способ продолжения человеческого рода. Говорить о большей или меньшей чистоте монашества и семейных я бы не стал, потому что каждый христианин призван к святости (чистоте). Апостол призывал на время, а не постоянно, уклоняться от своих жён и то на время молитвы. И ни в одно из времён брак не мешал любить Бога. Иоанн Богослов был девственником и принял воплощённое Слово. У Петра была тёща, что говорит о семейности, но он - первоверховный апостол. А брак в Кане Галилейской? Если бы там был какой-нибудь повод для помех в богообщении, то Спаситель наверняка об этом сказал бы, но Он благословляет сосуды, чтобы продолжилось простое человеческое веселье о создании новой семьи. В апостольские времена епископат был женатым, но со временем рассудили и канонически закрепили безбрачие для епископов, чтобы те заботились о вверенной им Церкви, как о своей родной семье (были факты передачи по наследству епархий).
О нерасторжимости обетов можно рассуждать так же с точки зрения христианского брака, главное условие расторжения которого является прелюбодеяние. Чтобы расторгнуть брак надо, чтобы муж или жена или оба совершили измену. Тогда появляется основание для того, чтобы объявить этот союз недействительным. Бывает так, что обиженная половина ждёт в надежде исправления и покаяния и если это случается, то оба супруга венчаются от Господа: один за терпение, другой за искреннее покаяние. Чтобы аннулировать обеты монашества надо, чтобы нечто подобное произошло в отношениях между Богом и монахом.
Вы спросили:"Почему нарушение монашеских обетов воспринимается как измена Господу?" Ответ прост - это отказ от божественной любви в пользу своим страстям.
Человеку необходимо решиться каким путём он желает попасть в вечную жизнь, а Бог, видя нашу добрую волю, всегда поможет и семейным и иночествующим. Намного хуже, когда человек хочет и то и другое, а по правде - ни того, ни другого.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
О нерасторжимости обетов можно рассуждать так же с точки зрения христианского брака, главное условие расторжения которого является прелюбодеяние.

Что за "прелюбодеяние" совершает человек, который, приняв постриг, затем уходит из монастыря? Если вы сами свидетельствуете, что брак ничем не ниже монашеской жизни... С кем "прелюбодействует" бывший монах? Ведь супружеские отношения никак не могут мешать глубоким отношениям с Господом...

И еще вы не ответили на вопрос о клятве (=обете). Почему нельзя обойтись без взятия обязательств на всю оставшуюся жизнь?

В случае с браком это понятно: тут необратимо меняется состояние каждого из супругов (невозможно, познав друг друга, вернуться в состояние девства).

Можно ли эту логику распространить на монашеский обет - что это какое-то необратимое изменение внутренней наличности (духовной, или душевной) того, кто принес обет? Что-то типа неотъемлемого священнического дара, который получают в рукоположении?

Поясню свою мысль.

Вот можно в миру жить вне брака, молиться, стараться цельно выстраивать всю свою жизнь вокруг молитвы. Уходить от суеты. Не иметь перспективой вступление в брак.

И все это делать без принесения специальных обетов.

Это может быть также глубоко, как в случае обетов? Обет - для чего он?

Простите, что так настойчива. Вопрос меня интересует не теоретически.
 

администратор

Команда форума
Православный христианин
Человек бросает Того, Кому он обещался быть верным до смерти и уходит. Вот Вам и прелюбодеяние. В чине венчания (при обручении) спрашивается у обоих: не обещались ли они перед этим кому-то ещё. А монах обещался Богу. Вы пишите:"Ведь супружеские отношения никак не могут мешать глубоким отношениям с Господом..."Маленькое уточнение: законные. И о каких глубоких отношениях можно рассуждать со своим "бывшим"? Гименопластика не вернёт невинность женщине и переход в язычество не украсит почитаемого миссионера, а что говорить об ангелах, отступивших от Бога?
К вопросу о клятве. В крещении мы публично отрицаемся от сатаны и сочетаемся Христу навеки. В покаянии мы публично, при священнике, каемся в своих грехах и клянёмся, целуя Крест и Евангелие, так больше не делать никогда. Почему Вас смущает вечность обета монашества? Христианский брак тоже вечен. В этой жизни мы имеем время на подготовку к вечной жизни и нам стоит уже здесь пытаться мыслить теми категориями, с которыми столкнёмся там. А там - вечность.
 
Вот можно в миру жить вне брака, молиться, стараться цельно выстраивать всю свою жизнь вокруг молитвы. Уходить от суеты. Не иметь перспективой вступление в брак.

И все это делать без принесения специальных обетов.

Это может быть также глубоко, как в случае обетов? Обет - для чего он?

Простите, что так настойчива. Вопрос меня интересует не теоретически.

Можно, если есть объективные причины (в основном физические). И при Советской власти этих причин было гораздо больше, чем теперь. А в Ваших словах читается неблаговидная причина, которая называется комфорт. Я уйду от суеты и буду только молиться. Неподготовленный подвижник способен довольно быстро забыть истинную цель своего подвига и завершить его большим отступлением. Трудностей нигде и никому не удалось избежать. Можно создать семью, где далеко не всегда можно творить свою волю и спастись, воспитав своих детей в вере православной. Можно пойти в монастырь, где тоже всякого насмотреться можно, но и утешения особенные. Действовать по правилам несколько надёжнее, чем пользоваться исключениями.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Можно, если есть объективные причины (в основном физические)

Не уверена, что правильно поняла Ваш ответ.

То есть, физические причины для чего - для "не принесения обета"? А для принесения обета нужны особые физические силы?

Что-то у меня вопрос не проясняется, а все больше запутывается...

иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
в Ваших словах читается неблаговидная причина, которая называется комфорт. Я уйду от суеты и буду только молиться.

Да, я почему-то вижу монашество в первую очередь как молитву. Это неправильно?

Вот если оттолкнуться от образов Марфы и Марии... Марфа хлопочет, а Мария - образ созерцательной молитвенной жизни. Это плохо - ориентироваться в жизни на Марию?

Огорчилась, что вы увидели здесь неблаговидную причину.

P.S. Буду маленькими порциями продолжать разговор. На мой взгляд, нужно время, чтобы возникло взаимное доверие.

Еще раз простите.
 
Я имел в виду, что можно жить в миру без брака по вполне объективным причинам, в том числе и физическим, и психическим, и духовным. Довольно часто их может назвать только духовник, который хорошо знает конкретного человека. А для принесения обета монашества необходимо свободное произволение и возрастной ценз: 10 лет от рождения. Про брак я смогу рассказать через неделю, когда буду в Санкт-Петербурге. Там у меня та часть библиотеки, которой я редко пользуюсь.
Марфа получает вразумление когда осуждает Марию, а Мария вряд ли исполнит долг гостеприимства к которому на Востоке до сих пор относятся очень трепетно. У человека есть душа, которая хочет молиться и есть тело, которое хочет есть. Преподобный Иоанн Колов как-то заявил своему брату, что будет только молиться. Тот пожал плечами и продолжил плести корзину. Вечером, когда принимали пищу, пришёл Иоанн, а дверь оказалась заперта. Он начал стучать и сказал, что голоден и в пустыне холодно. Брат ответил, что Иоанн стал ангелом и ему теперь ничего из телесного не надо. Но после раскаяния всё-таки впустил.
В монастырях с давних пор стараются совместить эти оба служения. И, опираясь на опыт многих поколений, достаточно удачно.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Я имел в виду, что можно жить в миру без брака по вполне объективным причинам, в том числе и физическим, и психическим, и духовным

Спасибо за разъяснения.

Тогда и я точнее сформулирую свою мысль: вот можно решиться посвятить жизнь Господу. Именно из этих соображений не быть настроенным на брак. Молиться, найти тихую работу, которая бы этому не мешала. Выстроить свою жизнь вокруг этой своей цели - быть как можно ближе к Господу.

Нужны ли в этом случае монашеские обеты? Или можно без них обойтись?

У нас на приходе как-то возник разговор насчет этого. Сравнили с кровоточивой женой, которая, прикоснувшись хитону Господа, исполнилась исцеляющей силы. Сила изошла и обратно ее уже не вернуть. Она неотчуждаема теперь. Если ты ее не используешь по назначению - то получается что просил и получил зря. Это плохо - отказываться от дара, который сам испросил.

Смысл монашеского обета вижу в этом - в испрашивании сил на особый род жизни. На то, чтобы "подвизаться". Это не для всех, а только для тех, кто особо просит...

Но с моей стороны это только догадки. Тут с моей стороны могут быть фантазии наворочены.

Поэтому спросила именно Вас о смысле монашеских обетов. Вы об этом можете свидетельствовать не теоретически, а на основании реального опыта.
 
До пострига я чувствовал себя одним человеком, а после - мир изменился так, что придя в келлию, к некоторым вещам пришлось привыкать по-новому. Так что скорее это не испрашивание силы, а смерть и новое рождение.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
До пострига я чувствовал себя одним человеком, а после - мир изменился так, что придя в келлию, к некоторым вещам пришлось привыкать по-новому. Так что скорее это не испрашивание силы, а смерть и новое рождение.

А когда Вы крестились?

Я почитала по ссылке, которую мне дали в этой теме

Игумен Иларион (Алфеев) написал(а):
Подобно Крещению, пострижение в монашество является умиранием для прежней жизни и возрождением в новое бытие; подобно Миропомазанию, оно является печатью избранничества; подобно Браку, оно есть обручение Небесному Жениху - Христу; подобно Священству, оно - посвящение на служение Богу; подобно Евхаристии, оно - соединение со Христом. Как при Крещении, при пострижении человек получает новое имя и ему прощаются все грехи, он отрекается от греховной жизни и произносит обеты верности Христу, сбрасывает с себя мирскую одежду и облачается в новое одеяние. Заново рождаясь

Тут какое-то дублирование получается. По той причине, что крещение большинство людей проживает несознательно (кто во младенчестве, кто без предварительной подготовки...)

Так что вполне возможно, что это восполнение того опыта, который, по идее, должен каждый христианин получать в Таинстве Крещения.

Точки зрения на обет разные. Знаю священника, который считает, что обета Крещения (в нем ведь три раза свидетельствуем, что "сочетаемся Христу") достаточно для христианина. Что это покрывает и исполняет все.

Помогите разобраться.

Поэтому вот еще ВОПРОС:

Возможно ли ДВА РАЗА "умирать во Христе"? Или в монашеских обетах какая-то особая смерть?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Монашество чаще всего видят как особый образ общежительной жизни. И идут в монастырь, чтобы поменять образ жизни. Часто от своих житейских неурядиц и проблем. Монашество как образ жизни - это более-менее ясно, это то, что на виду.

Для меня есть некоторая разница, мыслит ли человек этот шаг как "уйти в монастырь" ( в определенное сообщество, в общину, в место) или как "стать монахом" (т.е. вступить через это в особые отношения с Господом).

Это мои фантазии про то, что "стать монахом"="вступить в особые отношения с Господом"? Смысл монашества именно в изменении образа жизни на монастырскую?

Мне важно понять.
 
Есть обычные номерные полки, а есть блестящая лейб-гвардия. Но и те и другие составляют единую армию, если угодно такое сравнение мирян и иноков. Присяга (крещение) одна, но честь разная.
От житейских неурядиц пришедшие, как правило, недовольны и в монастыре, потому как от себя не убежать никуда."Мне мир распялся"(уйти в монастырь)"И аз мирови"(стать монахом).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
администратор написал(а):
....Вот можно в миру .... Уходить от суеты...

Елена, простите за вмешательство. Вы верите, что это возможно?

Верю, что возможно. Знаю людей, который под молитву подстраивают всю жизнь, меняют работу и т.д...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Есть обычные номерные полки, а есть блестящая лейб-гвардия. Но и те и другие составляют единую армию, если угодно такое сравнение мирян и иноков. Присяга (крещение) одна, но честь разная.

Разная бывает мотивация. Кто-то идет в монахи ради чести, как в элитный полк.

Бывает иначе. Приведу мнение (не мое), которое мне близко:

Монах (моно) – это человек, которые не заставил себя стать монахом, а который не может жить иначе. Обет - не преграда, не ограничение, а радость.
В человеке «сидит» монах и сколько в миру не живи, все равно будешь инородным телом в нем. Обет - это лишь констатация внутренней жизни.
 
Разная бывает мотивация. Кто-то идет в монахи ради чести, как в элитный полк.

Бывает иначе. Приведу мнение (не мое), которое мне близко:
Когда человек получает некие дополнительные права, то приходят и дополнительные обязанности. В духовной жизни точно так же. Элитные части выполняют то, что другим не под силу. Ни одному мирянину не ставится задача молитвы за весь мир, а для монашествующих это считается нормой жизни. Цитата, которую Вы привели, интересна, но не раскрывает очень важной стороны в жизни инока, а именно - отношений с Богом. Возможно, она вырвана из контекста и поэтому смотрится достаточно неоднозначно. Когда произносятся сами обеты, то постригаемый отвечая на вопросы, говорит, что он обещается всё выполнить, если Бог будет ему содействовать. Будь мирянин в душе хоть трижды монах, но ему никогда не понять и не почувствовать что это такое, потому что нет этого особого союза любви и особых взаимных обязательств. Это как пресловутая вера в душе. С одной стороны - я крещён, с другой - мне это не надо.
 
Об обетах. Чем это отличается от клятвы (от принесения которой предостерегает Писание)?
Насколько я понял из толкования Евфимия Зигабена на Евангелие от Матфея, клятва подразумевает некие гарантии, юридический оттенок и Ветхий Завет допускает клятвы, как уступку слабости веры ветхозаветных евреев. Нагорная проповедь указала на дальнейшее совершенствование, потому что детовождение закончилось и вступил в действие новый закон, который подразумевает более высокие и доверительные отношения. Клятва всегда подразумевает некое наказание, которое клятвопреступник вызовет на себя. Обет, обещание не подтверждаются никакими "пусть меня настигнет участь Содома и Гоморры", но эти "да" или "нет" утверждают, что нарушая это человек просто отказывается от любви Небесного Отца. После Страшного Суда "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную"(Мф 25.46), т.е. отказавшиеся от божественной Любви и стремившиеся быть с Богом (в том числе раскаявшиеся грешники).
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Обет, обещание не подтверждаются никакими "пусть меня настигнет участь Содома и Гоморры", но эти "да" или "нет" утверждают, что нарушая это человек просто отказывается от любви Небесного Отца. После Страшного Суда "И пойдут сии в муку вечную"...

Получается, что Вы уравниваете неспособность понести монашеский обет с отказом от Божественной любви? И пророчите всем, нарушившим обет, что "пойдут сии в муку вечную"?

Поясните, пожалуйста. Боюсь неправильно Вас понять...
 
Получается, что Вы уравниваете неспособность понести монашеский обет с отказом от Божественной любви? И пророчите всем, нарушившим обет, что "пойдут сии в муку вечную"?

Поясните, пожалуйста. Боюсь неправильно Вас понять...
Человек обещается Богу, потому что желает совершенства, а потом отказывается от этого. Почему Вы не задаёте вопрос об участи крещёных, но после расстреливавших верующих? Потому что он достаточно очевиден. "Буди верен до смерти, и дам ти венец живота."(Откр 2.10) Зачем 2-3 года мурыжить послушника, если постриг занимает всего час? Чтобы человек имел достаточно времени для формирования своих желаний. Я общаюсь с некоторыми бывшими послушниками, у которых сейчас есть семьи. Они с радостью вспоминают то время, но никогда не комплексуют по поводу ухода. Грубо говоря: я попробовал, но это не моё. А вот те, кто наобещал, обычно не общаются с теми, кто был с ними в обители. Странно,не так ли?
Так что я бы поставил под сомнение участь этих людей, если они сильно не покаются о своём поступке.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Обет монашества - это нечто, что человек берет на себя сверх обычного. Этот путь не для всех (иначе так прямо и было бы заповедано - всем устраниться от мира, от брака и т.д.) - путь для тех, кто особо избран и призван. Тут может быть ошибка со стороны человека в определении собственного призвания. Может быть самоволие в самом принятии обета. И тогда неспособность понести бремя - это свидетельство неправильности выбора. Уравнивать отказ от обета с отказом от любви Небесного Отца (с перспективой мук) - это очень смелое с Вашей стороны утверждение. Не могу его принять. Нутро протестует.

Не каждый может жить по заповедям блаженства (испытывать счастье в претерпевании добровольных лишений ради Господа). Новозаветные заповеди блаженства - это не указание к действию, не алгоритм поведения - это свидетельство уже наличного результата. Указание на присутствие новой жизни, в которой нищета, скорби, плач могут проживаться как блаженство. Могу представить ситуацию, когда этого нет - действия подкрепляющей Божией Благодати - тогда это свидетельство ошибки выбора. Когда осознаешь ошибку, тогда раскаянием можешь ее исправить. Не вижу здесь роковых последствий. Нигде в нашем пути не спрятано погибельных ловушек. Раскаяться, признав вину самоволия выбора - это честнее, чем тянуть не свое призвание.

Сообщение от иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Зачем 2-3 года мурыжить послушника, если постриг занимает всего час?

Даже в этом случае могут быть ошибки. По вине самого человека, конечно. Но в момент принесения обета может быть высказано желание, не соответствующее жизненному предназначению.

Сообщение от иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
Так что я бы поставил под сомнение участь этих людей, если они сильно не покаются о своём поступке.

Раскаяние необходимо, конечно. Каяться можно в разном: как в "сбегании с линии фронта" - и тогда следствием покаяния будет возврат в монастырь, так и в самоволии выбора пути - тогда Бог даст силы и возможности пребывать в миру и там спасаться.

иеромонах Александр (Пахомов) написал(а):
А вот те, кто наобещал, обычно не общаются с теми, кто был с ними в обители. Странно,не так ли?

Для меня не странно. Тяжело общаться с тем, кто считает тебя изменником. У Вас сложилась однозначная осудительная позиция по отношению к таким людям.
 
Сверху