- Православный христианин
Здравствуйте, о. Николай.
Меня интересует следующее:
Я периодически не получаю на церковных богослужениях особенной духовной радости, просто хожу по обязанности, а под конец и просто "выстаиваю" с трудом.
Так бывает в основном, если церковное пение особенно латинизированное, страстное, скорее мешающее молитве, чем помогающее ей. К прискорбию, это в наше время встречается очень часто, а подобрать приход, где постоянно практиковалось бы знаменное пение, сразу оговорюсь, для меня не представляется возможным в силу различных причин.
Суть вопроса: я убежден, что ходить на богослужения, даже в случае, если это не приносит особенной духовной радости, и даже если в храм иной раз идти просто не хочется, все равно необходимо. Я думаю, что Православие - это не погоня за "радостями", а прежде всего духовная дисциплина, и необходимые для веры вещи надо делать и "через не хочу"... А потом, видя послушание, Бог даст и радость церковной молитвы. Прав ли я в этом, или я заблуждаюсь и стал жертвой ложных умозаключений?
И, если я не прав, какие есть пути решения этого вопроса?
Второй вопрос связан с первым:
Недавно нарвался на обсуждение, где одна женщина либерального-протестантского типа доказывала, что не надо читать полное утреннее и вечернее правило, если все молитвы не идут так, как надо, с душой. По ее словам, надо в этом случае ограничиться собственными молитвами, в любом объеме.
Мой опыт подсказывает мне, что правило в любом случае читать надо, даже если большинство молитв при этом просто механически прочитывается. Надо понуждать себя, и тогда то та, то другая молитва проговаривается так, как должно, потом их число растет, пока и все правило не начнет даваться.
А просто все бросить и пойти легким путем - это не правильный путь для христианина.
Прав ли я и в этих выводах с позиции святоотеческого учения и Вашего опыта, как иерея?
Спаси Бог.
Меня интересует следующее:
Я периодически не получаю на церковных богослужениях особенной духовной радости, просто хожу по обязанности, а под конец и просто "выстаиваю" с трудом.
Так бывает в основном, если церковное пение особенно латинизированное, страстное, скорее мешающее молитве, чем помогающее ей. К прискорбию, это в наше время встречается очень часто, а подобрать приход, где постоянно практиковалось бы знаменное пение, сразу оговорюсь, для меня не представляется возможным в силу различных причин.
Суть вопроса: я убежден, что ходить на богослужения, даже в случае, если это не приносит особенной духовной радости, и даже если в храм иной раз идти просто не хочется, все равно необходимо. Я думаю, что Православие - это не погоня за "радостями", а прежде всего духовная дисциплина, и необходимые для веры вещи надо делать и "через не хочу"... А потом, видя послушание, Бог даст и радость церковной молитвы. Прав ли я в этом, или я заблуждаюсь и стал жертвой ложных умозаключений?
И, если я не прав, какие есть пути решения этого вопроса?
Второй вопрос связан с первым:
Недавно нарвался на обсуждение, где одна женщина либерального-протестантского типа доказывала, что не надо читать полное утреннее и вечернее правило, если все молитвы не идут так, как надо, с душой. По ее словам, надо в этом случае ограничиться собственными молитвами, в любом объеме.
Мой опыт подсказывает мне, что правило в любом случае читать надо, даже если большинство молитв при этом просто механически прочитывается. Надо понуждать себя, и тогда то та, то другая молитва проговаривается так, как должно, потом их число растет, пока и все правило не начнет даваться.
А просто все бросить и пойти легким путем - это не правильный путь для христианина.
Прав ли я и в этих выводах с позиции святоотеческого учения и Вашего опыта, как иерея?
Спаси Бог.