О действенности и правильности окормления....

Армянская Апостольская церковь
Что делает благодать и молитва при окормлени и каковы цели окормления? Любой ли священник может окормлять качественно? Сколько заплатить чтобы тот всерьез занялся делом? Деятельность пастыря при окормлении и деятельность окормляемого каковы? Можно ли окормлением приобрести веру с горчичное зерно? Если у меня из за лекарств проблемы с памятью, что означает трудность в усвоении теории, достижим ли результат окормления в виде получения веры с горчичное зерно и труда в виде молитвы и прочего нацеленное на благодатное исцеление?
Спасибо.
 
Ох, дорогой Евгений, как же много вопросов вывалили в одной теме! Хоть бы Правила прежде почитали…
Бог спасает человека не принудительно, но только видя его веру, его волю, его свободное к Нему устремление. А если такой воли у человека нет, то словесным окормлением - убеждениями и уговорами здесь мало что сделаешь: еще до вхождения в Церковь человек должен сердцем своим почувствовать истину христианства, сердечно поверить в него. Сердцем мы обычно называем свое чувство, свою любовь, в отличие от разума и воли. А без любви все бездейственно. Поэтому только личный пример праведной жизни наставника (не обязательно священника!) будет гораздо сильнее, чем все доводы, доказательства и проповеди... Надо реально увидеть, как христиане любят своих ближних, и - возжаждать такого же ангельского жития… Любому даже самому заблудшему человеку всегда может встретиться такой духоносный подвижник, который сможет коснуться его сердца – и тогда его неверие, подобно чудесному обращению Савла, чудесным образом обратится в праведную жизнь, о которой сегодня вы даже не подозреваете. Какое же счастье внимать яркому проповеднику - человеку, которого «поцеловал Бог»! Такие пассионарии, вводя человека в Православие, пробуждают любопытство, собственное желание. И лучше всего помогают им в этом ни пересказ Нового Завета, ни святотеческие цитаты, ни ораторские приемы, но личный пример праведной евангельской жизни. Апостол сказал: «Вера действует любовью» (Гал.5, 6), и если окормитель явит в себе эту любовь - это будет лучшим свидетельством его позитивного личного опыта жизни во Христе. Поэтому терпеливо молитесь, чтобы Господь уготовал вам такую душеспасительную встречу, и в тоже время будьте благоразумны в своей ревности, ибо по святоотеческому учению христианином является совсем не тот, кто верит по традиции или кто убедился в бытии Бога какими-то доказательствами, и не тот, кто ходит в храм и чувствует себя выше всех грешников и безбожников. А христианин тот, кто видит свою духовную и нравственную нечистоту, свою греховность, видит себя погибающим, страдает об этом и потому внутренне способен к принятию Спасителя, к действительной вере во Христа… Церковный писатель и богослов С.И.Фудель так написал об этом: "Доказать веру нельзя, можно только показать живым дыханием правды. Убедить можно только убедительностью своего личного счастья в ней, заразительностью своего божественного веселья веры. Только этим путем передается она, и для этой передачи рождаются слова духоносные. Поэтому-то так трудно "наставление Господне". Надо иметь "власть" для наставления, живую и горячую веру и - убедительность своего личного счастья в ней".
Всем нам хочется, чтобы в Церкви служили отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца - лучшие из лучших, имеющие от Бога бесценный дар – зажигать веру в сердцах людей. Но таких всегда было немного, и именно они составляют «золотой фонд Церкви». Большинство же – простые требоисполнители, звёзд с Неба не хватающие, но честно помогающие людям найти свою верную дорогу в Царствие Божие. Встречаются просто ленивые в молитве и в высшем творческом труде, есть и совсем неспособные - такие, обычно тяготятся священническими обязанностями, исполняя их второпях и формально, а по окончании богослужебной череды поскорее спешат сменить рясу на светский пиджачок . Но это ещё полбеды. К сожалению, но иногда попадаются и такие редкие типы, которым окормление паствы в принципе противопоказано. Увы, ставленническая грамота, свидетельствующая о каноничности рукоположения и отсутствии прещений не гарантирует высокое христианское достоинство пастыря. А сегодня вообще каждый мирянин может свободно приобрести себе рясу и наперсный крест, хотя, например, офицерский мундир продается только по военному билету. Сам Господь предупреждает нас о пастырской ответственности, говоря словами Евангелия: «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.» (Ин.10:11–16).
Как же отличить пастыря доброго от наёмника? По словам святителя Григория Двоеслова наёмником является тот, кто, «занимая место пастыря, не желает пользы душам, пристращаясь к земным выгодам, в первую очередь радуется чести почтения от людей» , тот есть, искушаясь властью. А ведь использование людских страхов – одни из самых любимых приемов манипуляторов всех типов и мастей. Так, например, в эпоху католического средневековья считалось, что для управления народом надо посильнее пугать простолюдинов зловещими картинами Страшного суда и адских мук. Однако и психология паствы содействует рождению лжестарцев. Не желая меняться, люди хотят переложить ответственность на пастыря. По сути рвущийся к власти возвращает пастве её собственный страх, который сам же и проповедует. В обмен такой «пастырь» забирает свободу выбора и независимость действий, формируя вокруг себя группу почитателей с явно сектантским душком и проповедуя беспрекословное "послушание".
Вошедший в этот ближний круг человек с облегчением передает ему ответственность за принятие решений, потому что напуган. Очень часто такие манипуляторы играют на недостаточной информированности человека. Пророчествами о пришествии Антихриста ныне зачитываются люди, разочаровавшиеся в жизненной справедливости и устрашившиеcя обилия зла и нечистоты в мiре земном. В результате они теряют свет в душе, надежду на Бога, и нередко вообще отпадают от Церкви, и даже попадают в психолечебницы.
Если человек живет в гармонии с собой и с окружающим миром, в своем естественном молитвенном ритме — для окормления ему достаточен духовный советчик, но не нужен властелин, диктующий свою волю. Такой человек духовно свободен в своей жизни и сам принимает решения в соответствии со святыми евангельскими заповедями. Если же человек духовно слаб, мнителен и не верит в охранительную силу Церковных Таинств, да еще склонен к суевериям, то внешние психотравмирующие ситуации, усиленные информационным внушением, легко программируют у него неврозы и психопатические расстройства, которые субъективно воспринимаются как апокалиптическая фобия. Чем больше человек слушает, думает и говорит о признаках антихриста, тем больше боится и усиливает свою фобию, хотя на самом деле подобные «страшилки» существует лишь в темных уголках человеческого подсознания, активируемые маловерием в Господа нашего Иисуса Христа. Следует выработать в себе позитивное отношение к жизни, научиться контролировать настроение, не поддаваясь панике, которая происходит от маловерия, повышеной внушаемости и духовной незрелости. Свт.Тихон Задонский так и говорил «Окаянен и беден, кто не боится Господа и Бога, ибо тот всего боится».
Существует тонкая грань, отделяющая естественную потребность души в очищении от регламентированного ритуального хождения в храм - все зависит от нашего отношения к таинствам и от соблюдения меры, поэтому может случиться так, что грех от правильно совершённой, но фальшивой и формальной исповеди всё равно будет угнетать душу, и в ней по-прежнему будут открыты двери для вхождения тёмной силы и развития страстей и пристрастий. Качество исповеди определяет вовсе не её правильное чинопоследование, продолжительность и предписанный регламент, а глубина сердечного сокрушения. К тому же оно зависит не только от кающегося - хороший духовник и краткую исповедь сумеет провести на должной высоте, а плохой и многочасовую испортит. Для хорошей исповеди нужно не просто сердечное сокрушение самих исповедующихся, но и такие качества духовника, как достаточный социальный опыт и сердечное сострадание к кающимся людям. Увы, к сожалению профанация этого таинства у нас иногда имеет место. Обычно многоэтажное здание человеческих грехов строится на едином фундаменте порока, а уж задача священника - докопаться до этой духовной первопричины. Исповедь вообще должна переживаться, как катастрофа – анализу и регламенту не должно быть места ни в разуме, ни в сердце. «Даруй ми зрети моя прегрешения…» – вот естественный молитвенный вздох падшего человека... Поэтому каяться нужно прежде в том, о чем стонет душа.
Да, формально таинство исповеди исполнено, когда прочитана разрешительная молитва. Но действительный критерий завершенности покаяния - если от него приходит Божественное утешение. Полное и искреннее исповедание своего прегрешения должно приносить облегчение душе. А если этого не происходит, то скорее всего не уврачёвана глубинная первопричина греха. Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова молитвы формальный и сухой ритуализм. Можно одухотворенно потеть под епитрахилью священника, как бы принося самоотреченное покаяние, а по сути - совершая тонкое мошенничество.
Вот вы говорите, что страдаете нарушением психики? Вера может быть как очень ценным средством в борьбе с с психическим расстройством, так и значительным препятствием для выздоровления. Однако самому больному отличить подлинный духовный опыт от проявления болезни невозможно. В этом требуется помощь квалифицированных и духовно опытных специалистов. Поэтому в «Основах социальной концепции РПЦ» четко говорится о том, что верующий врач-психотерапевт должен предшествовать встрече больного со священником, решая, будет ли полезна религиозная практика. Но даже войдя в храм, нужно долго и упорно искать такого духовника, который хорошо понимает специфику болезни – и, если человек ведет правильный образ духовной жизни под чутким руководством, болезнь не будет развиваться дальше, вера непременно станет источником надежды, и пройзойдет видимое улучшение качества жизни. А когда сознание расщеплено, молиться очень сложно – опытный духовник должен определить меру молитвы сообразно с силой вашей веры. И постарайтесь выбрать храм, где немного людей – тогда священник сможет уделять вам больше внимания, и вы быстрее обретете психическую стабильность. Психическая болезнь - это частный случай греховного повреждения, и главная проблема заключается в адаптации психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в церковной общине. И здесь велико значение близких, окружения и, конечно, доброго и чуткого пастыря.
В то же время без святоотеческого руководства правильная духовная жизнь немыслима. И, если понимание Отцов Церкви не всегда просто, то более трудным и болезненным для нашего времени является обретение истинного наставника, видящего душу человека. Но такие руководители и в древние времена были редки. Тем труднее их найти в настоящее время. Святые Отцы предвидели этот голод при одновременном изобилии богословских книг и потому предписали нам иметь "...жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий".
А чтобы не ошибиться с выбором, советуют: "Если ты пришел к неизвестному врачу и в неведомую лечебницу, то будь в ней как бы мимоходом, а между тем тайно рассматривай жизнь и духовную опытность там живущих". (прп.Иоанн Лествичник). И будьте осторожны по отношению к избираемому наставнику, помня, что ошибка в выборе может стать роковой для верующего.
Именно поэтому нам нужно постоянно выверять свою жизнь по Святому Евангелию и бесценным святоотеческим наставлениям. Опыт этот сегодня нисколько не устарел, и многие грешники спасены им, ибо святые подвижники получили благодать учительства через свои личные духовные подвиги, через свое незлобие, тщание и молитву, через ухабы и вершины, падения и взлеты...
И постарайтесь почувствовать блaгoтвopнoe дыхание молитвы! Молитва, выраженная хотя бы своими словами, жизненно необходима для шизофреников - она помогает отдыхать, когда воспаленное сознание устаёт, легко засыпать без фармацевтических средств, способствует самоконтролю сознания. К сожалению медикаментозные методы лечения при временном облегчении лишь переводят заболевание в хроническую стадию, но при обострении заболевания все же не пренебрегайте средствами официальной медициной. И конечно же, надейтесь на Бога и веруйте Ему - по вере вашей и будет вам!
 
Последнее редактирование:
Сверху