О цивилизационной идее Русского мира

Православный христианин
Здравствуйте! В последнее время всё чаще звучат идеи о так называемом "Русском мире". Бегло ознакамливался с "Декларацией об учении о "Русском мире" (.https://publicorthodoxy.org/ru/2022/03/13/10845/) С последней не согласен, она носит явный заказной политизированный и клеветнический характер. Ознакамливался с идеями о Русском мире из выступлений нашего Патриарха, статей духовных лиц нашей Церкви. Возникло множество моих личных самостоятельных вопросов по некоторым положениям этой развиваемой концепции о Русском мире:
1. Говорится о некоем наднациональном характере Русского мира (-далее Русской цивилизации), который слагается не только из ядра (русский, белорус, украинец), но и объединяет под собой всех, кто тяготеет и любит русскую культуру и быт. Вопрос: как, к примеру человек, являющийся японцем, арабом или французом по национальности (и культуре) может стать чуть ли не русским по причастности к русскому миру?
Безусловно, если человек не русской национальности начнёт приобщаться к русской культуре, это в какой-то степени (в большей или меньшей) окажет на него влияние, может даже приобщит его к русской ментальности, но это будет не более чем закономерный процесс (психологический, впитывание в себя иной культуры) по принципу: мы есть то, что мы читаем, слушаем, смотрим. Но станет ли такой человек русским по национальности (генетически)? Как нация (русская нация в контексте Русского мира) может быть наднациональной? Если в России жили другие нации, то с идеей Русского мира эти другие нации автоматически не станут русским этносом, а нивелировать их прямо или косвенно перед русской цивилизацией не этично. Генетику мыслями о Русском мире не изменишь, человек как был определённой национальности так и останется принадлежащим к определённой национальности до конца своих дней. Как по мне каждая нация должна существовать в лоне своей нации в равноправном мире с другими нациями (даже в многонациональном государстве). Кроме того, в Священном Писании говорится, что во Христе нет ни Эллина, ни Иудея и тем самым подтверждается, что в мире были, есть и будут другие равнозначимые для Бога нации и нет необходимости в какой-либо унификации других наций под началом какой-бы то ни было нации (русской, арабской, японской, китайской - это уже будет какой-то односторонней экспансией). Перед Богом все нации равны, а Церковь по определению "Основ социальной концепции Русской Православной Церкви" является наднациональным организмом, который исходит из её свойства Вселенскости (Верую во... Соборную Церковь) и следовательно только Она одна в подлинности может объединять в себе нации в мире и согласии во Христе.
Из свойства Соборности Церкви логически выходит, что Церковь не только наднациональна, но и должна быть надцивилизационна. Да и при том зачем так много духовными лицами уделяется внимание разрабатываемой концепции Русской цивилизации? Разве Церковь призвана в первую очередь к формированию земных цивилизаций или в первую очередь ко спасению (обожению) во Христе?
2. Я всю жизнь считаю себя русским. Но идея о русской цивилизации (как чем-то особенным) вызывает у меня греховное чувство гордости и превозношение на другими нациями (ближними, созданными по образу и подобию Божию). Более для меня как-то по христиански считать, что перед Богом все нации и культуры (в их положительном смысле и содержании) равны и одинаково призваны каждая к христианскому совершенству.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Наднациональная идея - это эсхатологическая идея. Идея судьбы человечества. Называться она может как угодно. Пусть даже как и "Русский мир". Но этому нужно соответствовать! И идея эта не может содержать в себе этнический момент. Как только этнический момент будет поставлен во главу угла ("краеугольный камень") - идея перестанет существовать.

В ветхозаветные времена в среде евреев существовал запрет на браки только с народами Ханаана (семь народов. (Втор. 7:1), и только потому, что эти народы были злостными язычниками. Запрета на браки с другими народами, при условии принятия ими веры в Бога Авраама, Исаака и Иакова - не было. Лишь значительно позже, запрет на смешанные браки стал абсолютным. Но основной причиной этих запретов была не "чистота крови", а то, что будет отвращение сынов (и дочерей) от Меня, - т.е. утрата веры (Втор. 7:3-4); об абсолютном запрете смешанных браков - (Езд. 9:12). Позже этот запрет стал касаться только брака еврея с нееврейкой (после Вавилонского плена) - но это был уже талмудический новодел.
 
Православный христианин
Наднациональная идея - это эсхатологическая идея. Идея судьбы человечества. Называться она может как угодно. Пусть даже как и "Русский мир". Но этому нужно соответствовать! И идея эта не может содержать в себе этнический момент. Как только этнический момент будет поставлен во главу угла ("краеугольный камень") - идея перестанет существовать.

В ветхозаветные времена в среде евреев существовал запрет на браки только с народами Ханаана (семь народов. (Втор. 7:1), и только потому, что эти народы были злостными язычниками. Запрета на браки с другими народами, при условии принятия ими веры в Бога Авраама, Исаака и Иакова - не было. Лишь значительно позже, запрет на смешанные браки стал абсолютным. Но основной причиной этих запретов была не "чистота крови", а то, что будет отвращение сынов (и дочерей) от Меня, - т.е. утрата веры (Втор. 7:3-4); об абсолютном запрете смешанных браков - (Езд. 9:12). Позже этот запрет стал касаться только брака еврея с нееврейкой (после Вавилонского плена) - но это был уже талмудический новодел.
Павел, а в чём собственно эсхатологичность идеи Русского мира? В Ветхом Завете определённая замкнутость Богоизбранного народа определялась прямым волеизъявлением Бога. В Новом завете таких предпосылок нет. Да и идея Русского мира не может быть богословским учением, это учение цивилизационное (культурное), а не сугубо религиозное (богословское), хоть религия и оказывает влияние на формирование цивилизаций. О том, что идея русского мира не может быть богословским (тем более догматическим учением) учением сказано здесь: https://pravoslavie.ru/145690.html
Вот цитата из этой статьи: И поскольку понятие «Русского мира» – культурное и историософское, оно в принципе не может быть догматизировано, а, следовательно, и относиться к нему как верному догмату (со стороны апологетов) или ереси (со стороны противников) богословски совершенно недопустимо. И вот тут крайнее удивление вызывает ряд по-настоящему глубоких ученых богословов, которые поставили свои подписи под не просто сырым, но и совершенно несостоятельным c научной точки зрения документом.
Да и Патриарх говорил о том, что идея Русского мира это цивилизационное понятие.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Эсхатологическая идея - идея спасения. Как она называется - не важно. Но эта идея должна быть узкоконфессиональной. Ведь путей спасения не может быть много; а, вероятно, вообще один. Еврейство потому и было создано свыше, - как одно единственное направление, приводящее к спасению. Но еврейство - этап одного большого пути - христианства (т.е. единственного пути, приводящего к спасению). Когда-то этот путь указывали евреи (как вероисповедание и народ - всё вместе: нельзя было быть евреем и не быть, в то же время, верующим в Бога Авраама, Исаака и Иакова). По сути дела христианами, со времен Авраама, были те, кто ждал Мессию, и в то же время понял, что Мессия не явится к одному народу, но явится из среды одного народа - для всех народов.
В Ветхом Завете определённая замкнутость Богоизбранного народа определялась прямым волеизъявлением Бога.
По причине падения остальных народов.

Я, например, хочу видеть Русский мир, как аналог ветхозаветного еврейства. Узкоконфессиональным, но этнически неузким в культурном и историческом отношении. Ведь ветхозаветная религия - это совсем не иудаизм.
 
К

Константин 777

Guest
, а в чём собственно эсхатологичность идеи Русского мира?
Да и Патриарх говорил о том, что идея Русского мира это цивилизационное понятие.
Мне представляется, что просто постеснялись или посчитали невозможным применить термин империя. Каковой была Российская Империя... по идее православная.
 
Сверху