О чтении духовной литературы

Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Елена Олеговна!

Полагаю, что сообразно со словами Спасителя: «исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), изучение Православия можно начинать со Священного Писания Нового Завета (ср. свт. Николай Сербский: «Не спрашивай у христианина, верует ли он в Бога, спрашивай, верует ли в Евангелие — в Радостную Весть Христову. Ибо если он говорит, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, он — отсталый и язычник, пришедший к вере так, как люди приходили две тысячи лет назад — как, например, эллинские и азиатские философы. А зачем тогда Христос сходил с Неба? И зачем Он Кровью Своей запечатлел миру Свое Откровение, Свою Радостную Весть? Воистину, такой христианин принял на свою голову Пречистую Кровь Сына Божиего так, как те, что кричали: распни Его, распни!» [1, с. 12]».

При этом не следует исключать из внимания и Книги Священного Писания Ветхого Завета, по поводу которых Господь также указывал: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39).

Однако, всвязи с возвышенностью, глубиной и таинственностью заключенных в Писании истин, многие из содержимых в нем положения подразумевают, в целях правильного понимания, уместность изучения соответствующих комментариев и пояснений. А это значит, что без помощи дополнительных пособий — не обойтись (ср.: свт. Иннокентий (Вениаминов), «апостол Америки и Сибири»: «...чтобы идти за Иисусом Христом, прежде всего надо иметь к тому собственное желание и решимость; а чтобы иметь желание идти за Ним, надобно знать, куда идти, и какой это путь, и что нужно для сего пути. Но как можно знать обстоятельно то, чего не хочешь знать или что слыхал мельком и поверхностно? Итак, прежде нежели ты пойдешь за Иисусом Христом, ты должен сделать следующее. Внимательно испытать основание христианства, то есть самые Книги Священного Писания, на коих основана наша Православная вера: узнать откуда они произошли, кто и когда их написал, как они сохранились и перешли к нам и почему они называются Божественными и Священными и прочее» [2, с. 31-32]).

Опять же, для того, чтобы правильно понимать храмовое богослужение, необходимо, наряду с прочим, изучать и соответствующие труды по Литургике.

Отмечу, что с ранних времен существования Церкви для преподания основ нашей веры использовались специальные пособия, так называемые Огласительные поучения или беседы, среди которых, например, такие, как, «Большое огласительное слово» святителя Григория Нисского, «Поучения огласительные и тайноводственные» святителя Кирилла Иерусалимского, «Огласительные гомилии» святителя Иоанна Златоуста, «Огласительные поучения» преподобного Феодора Студита. Кроме того, Вам могут помочь и катихизисы более поздних редакций.

Что же касается вопроса, «какие именно пособия следует изучить в первую очередь, а какие впоследствии, какие предпочесть, а какие отложить “на потом”», думаю детальный ответ на него может быть правильно дан не в общей, а в индивидуальной форме (здесь многое зависит от ваших особенностей: возраста, уровня общей образованности, меры просвещенности в основах нашей веры и пр.). Могу порекомендовать Вам по данному поводу обратиться к духовнику или к любому священнику, с которым Вы сможете подробно обсудить этот вопрос.

Особо отмечу, что изучение основ нашей веры следует осуществлять под руководством наставника, имеющего на то благословение!

Спаси Господи!

1.Святитель Николай Сербский. Двести слов о вере и любви. Мн.: Изд. Свято-Елизаветинского монастыря, 2006.
2.Святитель Иннокентий (Вениаминов). Указание пути в Царствие Небесное. М.: Изд. Отчий дом, 2010.
 
Сверху