Нужно ли подавать милостыню просящим на улице

Интересующийся
Здравствуйте,

скажите, пожалуйста, нужно ли подавать милостыню просящим на улице? С одной стороны - есть много убедительных журналистских работ о том, что это мафия и людям, которые стоят на улице - плохо, они в рабстве и имеют они ничтожную долю того, что получают.

С другой - они иногда просят во имя Христа, потом, Христос, насколько я понимаю, говорил помогать людям без условий, в Библии я не встречал утверждений, типа, помогай, если уверен, что не мошенник.

Как по-христиански реагировать на просящих на улице (или в метро или ещё где?)

Спасибо.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Или я так думаю, или где читала: лучше иметь в кармане мелкие деньги разменные, чтобы можно было подать столько, сколько можешь отдать без сожаления и рассуждения.
Они просят ради Христа. И Вы подайте ради Христа. А Он все управит как надо.
 
Православный христианин
Не смущайтесь, что-то из милостыни дойдет до просящего, если вы не подадите..то ему и крохи не достанутся. Не от хорошей жизни они так просят, даже если у них собранное забирают, то что-то им все равно оставляют, на пищу.
 

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Так и делаю, да, по 1, 2, 10 рублей. Но иногда мелочи в кармане нет и возникает большое смущение в душе.
Мне недавно сказали (про пожертвования), что там, где рассуждение (почему человек попал в эту ситуацию, что он мог, а не сделал, как ему надо поступить, как распорядиться помощью и тп и тд....), там и осуждение. Если мы, по немощи своей, не можем отдать не рассуждая, то лучше свою немощь признать, помолиться за этого человека и пройти мимо

Дальше мы стали думать и пришли к тому, что сожаление и рассуждение появляется тогда, когда себя считаешь источником благ. А не посредником.
Источник благ - Бог. Я отдаю не свое, а то, что мне было дано. Мой свободный выбор: быть руками Господа или не быть в данном случае. Господь при моем отказе найдет другие руки. А я в деле не поучаствую, не стану Его соработником.

При этом помощь сверх своих сил (духовных) может привести к гордости. Так что тут такое...
 
Святая Русь
Православный христианин
Прот. Андрей Ткачёв говорил как-то, что для эффективной помощи таким людям надо бы их отмыть, приодеть, подлечить и дать работу или помочь оформить инвалидность (кто не может работать). А еще дать жилье. Такой опыт был: прав. Иоанн Кронштадтский основал Дом Трудолюбия для нищих и бездомных. Но если вы не можете им так кардинально помочь, то подайте мелкую денежку и не морочьте себе голову.

Я так думаю, что даже если их эксплуатируют нечестные люди, то только до тех пор, пока они приносят им деньги. А перестанут приносить, то просто умертвят или бросят умирать. А каждый человек хочет жить и надеяться. Поэтому лучше подавать. ИМХО
 
Православный христианин
... в Библии я не встречал утверждений, типа, помогай, если уверен, что не мошенник.
Давай благочестивому, и не помогай грешнику.
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя;
ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением.
Давай доброму, и не помогай грешнику. (Сирах гл. 12)
Но эти наставления до Иисуса Христа. Думаю, если идёшь мимо нищего, а капиталец твой на нуле, то пожелать Божьей помощи бедолаге, это тоже своего рода милость.
 
Последнее редактирование:

Жанна2525

Участник, заслуживающий доверия
ХМАО-Югра
Православный христианин
Давай благочестивому, и не помогай грешнику.
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя;
ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением.
Давай доброму, и не помогай грешнику. (Сирах гл. 12)
Но эти наставления до Иисуса Христа. Думаю, если идёшь мимо нищего, а капиталец твой на нуле, то пожелать Божьей помощи бедолаге, это тоже своего рода милость.
Надо будет посмотреть христологическое толкование этого текста. Сдается мне, что он очень символичен.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Здравствуйте,

скажите, пожалуйста, нужно ли подавать милостыню просящим на улице? С одной стороны - есть много убедительных журналистских работ о том, что это мафия и людям, которые стоят на улице - плохо, они в рабстве и имеют они ничтожную долю того, что получают.

С другой - они иногда просят во имя Христа, потом, Христос, насколько я понимаю, говорил помогать людям без условий, в Библии я не встречал утверждений, типа, помогай, если уверен, что не мошенник.

Как по-христиански реагировать на просящих на улице (или в метро или ещё где?)

Спасибо.
А Вы прочитайте историю возникновения Светописанного образа Богородицы.
 
Святая Русь
Православный христианин
Давай благочестивому, и не помогай грешнику.
Делай добро смиренному, и не давай нечестивому: запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он чрез то не превозмог тебя;
ибо ты получил бы сугубое зло за все добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением.
Давай доброму, и не помогай грешнику. (Сирах гл. 12)
Тут смотря как помогать. Речь не идет о помощи в пище, одежде, крыше над головой. А о серьезном возвышении человека, о чем читаем в следующих стихах:
Друг не познается в счастье, и враг не скроется в несчастье.

Сир.12:9 При счастье человека враги его в печали, а в несчастье его и друг разойдется с ним.

Сир.12:10 Не верь врагу твоему вовек, ибо, как ржавеет медь, так и злоба его:

Сир.12:11 хотя бы он смирился и ходил согнувшись, будь внимателен душею твоею и остерегайся его, и будешь пред ним, как чистое зеркало, и узнаешь, что он не до конца очистился от ржавчины;

Сир.12:12 не ставь его подле себя, чтобы он, низринув тебя, не стал на твое место; не сажай его по правую сторону себя, чтобы он когда-нибудь не стал домогаться твоего седалища, и ты наконец поймешь слова мои и со скорбью вспомнишь о наставлениях моих.

Сир.12:13 Кто пожалеет об ужаленном заклинателе змей и обо всех, приближающихся к диким зверям? Так и о сближающемся с грешником и приобщающемся грехам его:

Сир.12:14 на время он останется с тобою, но если ты поколеблешься, он не устоит.

Известный на весь мир профессор-хирург Фёдор Углов в своей книге "Человек среди людей" рассказывает такую историю:

"
Однажды у меня на даче зазвонил телефон, и я услышал в трубке бодрый и приятный мужской голос:

– Фёдор Григорьевич, позвольте передать вам привет от моего шефа Петра Петровича. Вы знаете, как я вас обоих уважаю, и мне приятно выполнить это поручение.

То был москвич-архитектор, сотрудник учреждения, которое возглавлял мой старый друг, известный архитектор Пётр Петрович. Мне не однажды приходилось бывать в учреждении моего друга, видел я и этого архитектора. Он был высок ростом и, разговаривая, склонялся к нам, неизменно улыбаясь. «Вот приятный человек!» – подумал я, знакомясь с ним. Правда, настораживали его глаза – они не останавливались на одном месте, а всё время куда-то уплывали, но деталь эта, едва пришедши на ум, тут же забывалась. И сейчас, заслышав его голос, я живо представил улыбающегося москвича и сказал:

– Где вы остановились? Может, приедете к нам на дачу? Приезжайте, право, посидим за чаем, потолкуем.

Москвич не заставил себя упрашивать, и вскоре всей семьей мы сидели за столом, угощали гостя.

Он, как всегда, был корректен, наклонялся к каждому говорившему, согласно кивал и ворковал грудным низким голосом: «Да, конечно, вы правы, очень мило с вашей стороны».

Он, хоть и неохотно и с оговорками, но рюмки осушал до дна, и очень скоро лицо его, а затем и шея покраснели, глаза увлажнились, возбуждённо заблестели.

Москвич много рассказывал из жизни архитектурной мастерской, давал меткие характеристики и хоть прямо о себе не говорил, но из рассказов его как-то так ловко выходило, что все добрые дела замыкаются на нём и что от него идут все прогрессивные начинания в мастерской Петра Петровича и чуть ли не во всей отечественной архитектуре.

– Вам повезло, – сказал я, увлекшись приятной беседой, – Пётр Петрович большой души человек и авторитет, можно сказать…

– Э-э… – махнул рукой москвич. И глаза его как-то нехорошо блеснули. – Прошло время, Фёдор Григорьевич! Ваш друг Пётр Петрович – вчерашний день архитектуры…

Этой его фразой я был оглушен. Как?.. Это Пётр-то Петрович – вчерашний день? – хотел возразить гостю. Но возмущение было так велико, что мы не нашли никаких слов для возражения, а только переглянулись молча да плечами пожали. Я смотрел на москвича, ожидал разъяснения только что слышанному. Авторитет моего друга был общепризнанным, его даже явные противники признавали, а тут… его сотрудник и ученик!..

Видимо, и гость наш понял, что сболтнул лишнее, лицо и шея его покраснели ещё более. Неловко как-то и виновато заговорил:

– Вы меня правильно поймите: шеф наш авторитет большой, школа его всеми признана, я только хотел сказать, что даже такие авторитеты ныне опровергаются.

– Кем? – спросил я с излишней строгостью. И хотел добавить: «Такими, как вы?.. Но ведь сами-то вы пока ещё ничего не создали…» И хоть возмущение своё против гостя я сдержал, но беседа наша расстроилась, нарушился тот доверительный дружеский тон, с которым все мы садились за стол. И как ни старался москвич загладить неприятное впечатление от своих слов, беседа не клеилась. А я ещё в душе досадовал и на друга своего, Петра Петровича, который не однажды характеризовал мне в радужных тонах своего сотрудника, расхваливал твёрдость его характера, принципиальность, нетерпимость к проявлениям модернизма в архитектуре, голого рационализма и безвкусицы. «Ну, погоди, – мысленно обращался я к другу, – вот приеду в Москву, расскажу тебе о твоем любимчике».

Но «любимчик» опередил меня, он сам первый рассказал Петру Петровичу о беседе, происшедшей у нас на даче. Только автором фразы «…вчерашний день архитектуры» он выставил меня, а не себя. И когда я приехал в Москву, Пётр Петрович со своей неизменной добродушной шутливостью укорил: «Что же это ты своего старого друга в запас списываешь?..» И, видя моё недоумение, пояснил: «Вчерашним днем архитектуры меня называешь?..» Я был ошеломлён, обескуражен. Овладев собой, сказал: «Змею же ты пригрел у себя на груди. Мерзавец он, этот твой любимчик! И ты в другой раз приветы мне с такими людьми не посылай».

И рассказал, как было дело. Пётр Петрович выслушал меня спокойно. Потом сказал:

– Я, Федя, знал, что ты не мог обо мне говорить такое. Догадывался и о том, что это он меня так характеризует, а потом одумался и начал путать следы. Мелкий человечишка – чего и ждать от него. Недаром из него и архитектор не вышел. В архитектуре как в поэзии: в сорок лет поэта нет и не будет. Так и тут. А ему уже скоро пятьдесят стукнет.

– Мелкий, мелкий, а какого черта за уши его тянешь?.. Он ведь начальник отдела у тебя, в любимчиках ходит. Извини, но я такого у себя в клинике не терплю.

– Знавал я и у тебя одного такого. Помнишь, доцент К.? Ты ведь тоже его за уши тащил, докторскую помог сделать, звания профессора для него добивался. А он как себя показал? Эх, Фёдор! Одинаковы мы с тобой оказались в этом деле. А почему? Да потому, что плохо понимаем людей. Все честные, порядочные люди тихо работают, сидят спокойно, на высокие должности не рвутся. А эти всё перед глазами. Прикидываются хорошими, преданными… А доверься им, они тебя же и понесут…" https://kartaslov.ru/книги/Углов_Ф_Будни_хирурга_Человек_среди_людей/2

Т.е. высокопоставленный руководитель из личной симпатии помог выбиться в начальники молодому человеку, а тот стал его подсиживать, говоря о своем благодетеле, что он - отстой, вчерашний день. Иисус Сирахов о такой помощи говорил, а не чтобы мелкой денежкой, одеждой или пищей поделиться.
 
Вы читали рассказ Конан Дойла "Человек с рассеченной губой"? Как один журналист переодевался нищим и так зарабатывал.
Это, конечно, просто рассказ, но в 90х уже газеты писали о группах, которые на самом деле так зарабатывали, в том числе используя детей. В том числе - объявления типа "нужны деньги на операцию". Т.е. давили на жалость, а сами жили при этом весьма неплохо.
Поэтому вопрос: как отличить действительно нуждающихся от мошенников?
 
Православный христианин
С одной стороны это порошайки, образ жизни, с другой стороны они не гопники, можно и подать из принципа, что они никого не избивают, не обижают и не отнимают таким способом. Как спасибо за это. Но не подаю нищенкам с ребенком на руках, считаю что они их чем то накачивают, чтобы не плакал.
 
Николаев
Интересующийся
Христос учит давать просящему у тебя. Он не уточняет цель просящего или его помыслы.

Да, сам часто неподаю милостыню, потому-что мерещутся везде мошенники, но по христиански это неправильно.
Но если ты точно знаешь, что перед тобой мошенник, то тут наверное нужно поступать с рассуждением, по совести. Или найти толкование сего вопроса в Св. Писании или Св.Предании.
 
Сверху