Все подобные цитаты - выдергивания и передергивания из св.отцов,перевернутые А.И. Осиповым и его последователями так,как это надо им,с искажением смысла,давно и много раз разобраны.Сотни статей уже,наверное !
Напр.:
"
Может быть, они будут там крещены огнем этим последним крещением, самым трудным и продолжительных, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха". [Святитель
Григорий Богослов. Сочинение творений: В. 2 т. Т 1. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 1994. С. 543]
В подтверждение мнения о возможности
«посмертного спасения через ад ... посредством крещения в огне» некоторые православные
апологеты "крещения огнем" приводят слова свт.
Григория Богослова:
«Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительных, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»
(Слово 39. На святые светы явлений Господних).
Интересно, но именно эти слова свт. Григория приводились
не как аргументы спасительности подобного "крещения", а как аргументы эсхатологии
непреходящей вечности адского огня, святителем Марком Эфесским, против католического учения о временном
«очистительном огне»:
«Поэтому, если временные мучения после смерти, — будь то огонь, как вы говорите, или иное нечто, как мы говорим, — сразу же сменятся после оного Суда на вечные муки, то когда же будет иметь место тот очистительный огонь и когда он очистит проходящих чрез него?
Вот, и Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, именно: что тот огонь (о котором говорит Апостол) будет не временным и преходящим, но более мучительным и более длительным, ибо, говоря о новатианах, он так пишет в слове "На Светы":
"Быть может, там они будут крещены огнем конечного крещения, более мучительным и длительным, который пожирает материал как солому и уничтожает легкую материю всякого зла" . Видите ли, как поверхностно касаются смысла ваши Учители, и как они не вникают в смысл его, как вникают, например, златоязычный Иоанн и тот (Григорий) Богослов и прочие всемирные светила Церкви...
5. Затем, тот же великий во святых Григорий Богослов, творя умозрительное и таинственное слово о Пасхе, придя к тому месту, где говорит: "Ничего же не вынесем, ничего не оставим на утро", отчетливо и открыто являет, что за этой ночью нет никакого очищения, "ночью" называя настоящую жизнь каждого, и не допуская никакого очищения после нее.
6.Затем, он же в слове "На побиение града", рассуждая так: "Не стану говорить, каковы мучения там для тех, кому здесь Он дает пощаду, но скажу только то, что лучше быть наказуему и очищаему ныне, нежели там быть преданным мучению, когда время наказанию, а не очищению" , — явно утверждает, что после отшествия отсюда нет никакого очищения, но — только вечное мучение»....
Очевидно, что это
«конечное крещение» или
«крещение огнем» имеет не спасительный или очистительный характер, а характер наказания
("крещение" буквально означает "погружение" - "βάπτισμα"). Так и понимается это
«конечное крещение» святыми отцами:
«и последнее (крещение) — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно», - пишет прп.
Иоанн Дамаскин (ТИПВ. Кн.4. Гл. 9);
Крещение, таким образом, согласно Священному Преданию, действенно и спасительно как Таинство Церкви.
"Крещение огнем" - воздаваемое в эсхатологической перспективе грешникам, согласно слову Откровения, -
не спасительно и вечно.
https://blagolyub.livejournal.com/15463.html
"
Где геенна, которая могла бы опечалить нас? Где мучение, многообразно нас устрашающее и побеждающее радость любви Его? И что такое геенна перед благодатью воскресения Его, когда восставит нас из ада, соделает, что тленное сие облечется в нетление, и падшего во ад восставит в славе?... Есть воздаяние грешникам, и вместо воздаяния праведного воздает Он им воскресением; и вместо тления тел, поправших закон Его, облекает их в совершенную славу нетления. Эта милость воскресить нас после того, как мы согрешили, выше милости привести нас в бытие, когда мы не существовали". [
Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Сл.90. М., 1858. С. 615.]
...С легкостью решив вопрос об участи грешника, созерцающего благодать воскресения
«своего», Осипов сразу же обращается к вопросу и о всеобщем воскресении,
приписывая преподобному Исааку и в этой области
свои мнения. Он утверждает:
«Всеобщее воскресение, убежден святой Исаак, упраздняет геенну: где геенна, которая могла бы опечалить нас, грешников? – восклицает он» (Там же. С. 108). Но в данном случае речь у преподобного Исаака идет
не о всех грешниках вообще, как раскаявшихся при жизни, так и оставшихся чуждыми покаянию. В конце 90-го слова преподобного, из которого Осипов цитирует
нужные ему строки, говорится
о милосердии Божием к тем, кто, как и сам автор книги, проходит подвижническую жизнь,
кто в опыте борения со своими страстями не перестает ощущать себя грешником. «Где геенна, которая могла бы опечалить нас?» – пишет он (слова
«грешников» в тексте нет, оно добавлено Осиповым).
«Нас» – не всех вообще грешников без разбора, а только тех, к кому обращено слово святого, кто объединен друг с другом родом духовной деятельности. Чуть выше, в этом же слове, святой Исаак, поражаясь безмерной щедрости Господа, в священном восторге восклицает:
«О, как изумительна благодать Бога и Творца нашего! Какая безмерная благость, по которой Он естество наше в нас, грешных, снова возводит к воссозданию!» (Преп.
Исаак Сирин. Указ. соч. С. 520).
«В нас» – т. е. во всех тех, кто по-христиански, в непрерывном духовном труде над собой стремится к воссозданию своего естества.
Что же касается самой геенны, то, конечно,
преподобный Исаак, в отличие от Осипова, никогда не подвергал сомнению истинность евангельских слов и был уверен в ее нескончаемости. Вот что он пишет в 58-м слове своей книги, на которую ссылается Осипов:
«Что несмысленнее или неразумнее такой речи: „Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь“? Ибо избежать геенны и значит это самое – войти в Царство; равно как лишиться Царства – значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? „Егда приидет Сын человеческий в славе Своей <...> и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю“ (Мф. 25, 31, 33) (Там же. С. 377–378). Не три наименовал сонма, но два – один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: „И идут сии“, т. е. грешники, „в муку вечную, праведницы же в живот вечный“ (Мф. 25, 46)».
http://www.pkrest.ru/138/138-15.html
"
Некоторые говорят, что Христос вывел из ада только веровавших, каковы суть отцы и пророки, судьи, а вместе с ними цари, местные начальники и некоторые другие из народа еврейского немногочисленные и известные всем. Мы же на это ответим думающим так, что нет ничего незаслуженного, ничего чудесного и ничего странного в том, чтобы Христу спасти уверовавших, ибо Он остается только справедливым Судией, и всякий уверовавший в Него не погибнет. Так что и должно было им всем спастись и разрешиться от уз ада сошествием Бога и Владыки что и произошло по Его Промыслу. Теми же, кто только по человеколюбию Божию спаслись, были, как думаю, все, которые имели чистейшую жизнь и совершали всевозможные добрые дела, живя скромно, воздержано и целомудренно, но веры чистой и божественной не восприняли, потому что не были наставлены в ней и остались вовсе не наученными. [Преп.
Иоанн Дамаскин. О скончавшихся в вере (Р. 95, 257 АС). Цит. по: Игумен Илларион (Алфеев). Христос победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб. 2001. С. 325.]
Не вижу вообще таких слов у прп.Иоанна.( Цит. по: Игумен Илларион (Алфеев)
Да и в приведенных - про ад и сошествие Христово во ад,а не о том,что будет после Второго Пришесивия и Страшного Суда – о вечных муках.
А вот такие есть у прп.
Иоанна Дамаскина:
“Постараемся же оказывать чрез милостыни и приношения возможную помощь отшедшим, и это для них весьма спасительно, приносит великую пользу, ибо иначе напрасно и безрассудно было бы учреждено и Церкви Божией предано от премудрых апостолов, чтобы священник при страшных тайнах приносил молитву
об усопших в вере, если бы святые апостолы не знали, что от сего произойдет великая польза, великое благо». Согласно с сим также говорит и премудрый
Григорий Нисский: «ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от учеников Христовых и не принято вселенскою Церковью; но весьма богоугодное и преполезное дело при божественном и преславном таинстве — совершать поминовение
о скончавшихся в правой вере». Что же касается изречений:
яко Ты воздаси комуждо по делом его (Псал. 61, 13);
еже аще сеет человек, тожде и пожнет (Гал. 6, 7) и сим подобных, то, без сомнения, они относятся к имеющему быть страшному суду и концу мира, потому что тогда не будет места никакой помощи, и всякое моление останется недействительным (тогда где будут бедные? где священнослужители? где милостыни? где благотворения)?
Так и всегда благостью будет побеждаться осуждение даже до последнего воздаяния,
когда не будет времени для помощи, и человек останется только с одним бременем своим. Но теперь — время купли, время трудов, — и блажен тот, кто не ослабевает, не изнемогает упованием; наипаче блажен тот, кто подвизается и за себя, и за ближнего.
Каждый человек, имевший в себе малую закваску добродетелей, но не успевший превратить ее в хлеб (поелику, не взирая на свое желание, не мог сделать сего и сверх чаяния был застигнут кончиною), не будет забыт праведным Судиею, но Господь по смерти его возбудит сродников и друзей его и преклонит души их к оказанию помощи почившему, к вознаграждению опущений умершего…..”
– но
в вере, в правой вере!
“Горе тогда будет всем стоящим ошуюю. Но блаженны и преблаженны те, которых Господь поставит одесную, и которые услышат благословенный глас.
Да сподобимся
все мы, соблюдшие православную веру, услышать сей глас и насытиться всех благ, красоты которых око смертных не видело, ухо не слышало, сердце не помыслило”
Слово объ
усопшихъ въ вѣрѣ, — о томъ, какую пользу приносятъ имъ совершаемыя о нихъ литургіи и раздаваемыя милостыни
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.vi_x.i_03_0010
https://pravoslavie.ru/29711.html
+
"Суда Твоего,Господи, боюся и
муки безконечныя"
“Должно же знать, что чем именно служит для людей смерть, этим для Ангелов служит падение. Ибо после падения для них
невозможно покаяние, подобно тому
как и для людей оно невозможно после смерти.
Итак, мы воскреснем, так как души опять соединяются с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, то есть антихрист, и нечестивые люди, и грешники
будут преданы во огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А
сотворшии благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным, проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцом и Святым Духом, в бесконечные веки веков. Аминь.”
ТИПВ
По остальному – в ссылке на о.Георгия.
Плюс его ещё “Кончатся ли адские муки”, cтр 60 (Попытки оравдать учение о спасении всех ссылками на св.оцов)о ереси конечности адских мук,возможности спасения вне Церкви,”катихизации в раю” и покаянии - после Страшного Суда.
Мнения свт.
Григория Нисского и прп
Нектария Оптинского - их частные мнения!