Нравственное богословие и деловой этикет

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий.
Что такое деловой этикет с точки зрения православного нравственного богословия?
Под деловым этикетом я имею в виду что, если допустим работника несправедливо лишили премии, он (работник) как бы должен говорить следующему работодателю, что причиной увольнения явилось несогласие с системой оплаты и премирования. Иначе его никто не возьмет больше на работу.
Или подталкивали намеками на должностное преступление. Тут я правда не знаю как завуалировать. Понимаете и знаете наверное про эту мирскую вещь (этикет). Что это? Это то про что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) "отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению или умыслу, или навыку притворяться"? Или раз уж ты православный и находишься в миру среди бизнеса, то в чужой монастырь со своим уставом не ходи?
Спасибо.
 
Дорогой Алексий!
Когда жизнь сталкивает нас с очень ответственным и противоречивым выбором , то в нравственном богословии такая сложная ситуация называется коллизией обязанностей. Мир лежит во зле – поэтому христианину постоянно приходится разрешать нелёгкие нравственные коллизии - это неизбежно. В этом случае следует исходить из святоотеческого правила «Если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят — выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил». Нельзя принимать решение поспешно и эмоционально, лучше с разумением отложить его на время - молитва здесь поможет.
Конечно, существуют сферы деятельности, настолько густо замешанные на грехе, что абсолютно недопустимы для христиан. Но не следует успокаивать себя и нейтральным решением – «отойди от зла и совершишь благо» – практически везде и всегда есть возможность согрешить, что-то взять не своё или обманом, нечестно заработать, да и просто лениться, осуждать, сплетничать и обижать зависимых. Поэтому всегда и в быту, и в профессиональной деятельности следует избегать торопливых необдуманных действий, молитвенно вспоминая, что у человека всегда есть и искушения, и возможность выбора. Так, например, ложь — это безусловный грех, но правда, сказанная не вовремя, не для пользы, не для добра, может стать предательством и тягчайшим грехом. К сожалению, христианину в подобных сложных духовно-нравственных ситуациях иногда приходится скрывать истинную правду - но только в тех случаях, когда она опаснее и губительнее лжи. Это значит не лгать, но умолчать ради спасительной любви. Решение об умолчании требует особых нравственных борений и переживаний. Здесь нужно иметь особое духовное рассуждение и нравственную силу - внутренний голос Божий, содействующий истине...
Изредка нравственный выбор бывает настолько сложным, болезненным и решающим , что не помогает ни логика, ни христианские размышления - это те исключительные ситуации, в которых рядом нужны опытные советчики: старцы и духовидцы (которых, как правило, никогда нет вблизи). Тогда остается уповать только на духовное бодрствование и сугубую молитву, ибо "кто водится духом Божиим" (Рим. 8:14), тот выйдет победителем из самых запутанных обстоятельств.
Православные богословы, например М.А.Олесницкий, дают несколько советов, как поступать в сложных ситуациях. Прежде всего, надо заботиться о предупреждении коллизий, и в особенности таких, в которых мы сами виноваты. В случаях же действительной коллизии надо руководствоваться следующими правилами. Во-первых, обязанности, предметы которых высшего свойства, надо предпочитать тем, которые свойства низшего. Это же правило имеет в виду ап. Павел, когда говорит: «Повиноваться подобает Богу, больше нежели людям» (Деян. 5:29; 4:19). Во-вторых, надо предпочитать более широкие обязанности более узким. Этому правилу следует воин, когда оставляет семью и идет служить отечеству, которое есть более широкая группа, чем семейство. В-третьих, возможен случай столкновения высоты обязанности с ее шириной. В этом случае широта обязанности должна быть принесена в жертву высоте обязанности. Например, семья и отечество шире по объему индивидуальной личности, и потому индивидуум должен жертвовать собой ради них; но семья и общество не вправе потребовать от индивидуума поступить бесчестно, пожертвовать своей честью (совершить кражу, нарушить клятву) ради сохранения жизни и благополучия семьи или отечества. Однако, эти правила на дают точных указаниё абсолютно для всех случаев нравственных коллизий - они больше служат для огранки совести и приобретения нравственного такта, для развития навыков различения добра и зла (Евр. 2:14). Чем чище и совершеннее совесть человека, тем вернее будет решение вопроса.
Самое главное - это понять, что хотя духовный путь христианина труден и тернист, но никакие профессиональные и житейские обстоятельства не являются неким безусловным препятствием на пути ко спасению, ибо независимость личности создается масштабом души в подвиге христианской любви. Поэтому, трезво оценив свои духовные силы, всегда желательно заранее выбирать такую ситуацию, которая не будет заставлять раздваиваться и постоянно оказываться перед необходимостью поступиться либо своими христианскими принципами, либо материальной или социальной успешностью…
Нужно смириться с тем, что вне зависимости от социального статуса и межличностных отношенмй разрешать нравственные коллизии всё равно придётся - просто наше сознание, наша совесть нуждается в проблемах, как спортсмен нуждается в тренировках, и если проблем почему-то не имеется, начинает их создавать. А если этого не происходит, само человеческое существование обретает характер мёртвенной беспечности, и это уже не просто духовная проблема, это беда. Не надо бояться внутренних противоречий, только решать их нужно с неколебимой Верой – памятуя при этом, что «Страх Божий и Вера прячутся от рассудка…»
 
Последнее редактирование:
Сверху