- Православный христианин
Называется икона Доброчадие - cимвол материнства, написана она в 1809 году. Находится икона в храме, в Коломенском.
Слева направо:
Праведная Елизавета с младенцем Иоанном Крестителем;
Дева Мария посередине с Младенцем Иисусом;
И праведная Саломея с Иоанном Богословом.
Все они были родственниками.
* Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).
* Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.
* Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, - и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.
* По преданию, матерью Иоанна Богослова была Саломия - родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.
- Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде - небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера.
Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам - что называется оптом. Во время одного из таких занятий - починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:
- Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих...
***
В русской иконописи сложилось устойчивое представление об иконографии с названием «Доброчадие». Так именуются четырехчастные иконы, составленные из четырех рождественских композиций: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово и Рождество святителя Николая.
Выделение рождественской темы не случайно, только эти четыре Рождества празднуются церковью как отдельные праздники, память святых в православном календаре празднуется в день их смерти, перенесения мощей или других событий, не связанных с рождением.
Обратим внимание, что соотнесение идеи Доброчадия с иконографией «Четыре Рождества» во многом обязано таланту Н.С. Лескова, описавшему сюжет в рассказе «Запечатленный ангел». Важно отметить, что четырехчастные иконы не подписывались словом «Доброчадие», каждая композиция имела собственную подпись с названием сюжета. Несмотря на существование подобных икон с XVIII века, название «Доброчадие» закрепляется за иконографией после публикации в 1873 году рассказа Н.С. Лескова.
В 2012 году в Музее имени Андрея Рублева на выставке, посвященной юбилею 1812 года, экспонировалась икона «Доброчадие» 1809 года из частного собрания. На иконе представлены сидящие за столом три Матери с Младенцами на руках.
В центре – Богоматерь с Младенцем Христом, слева от Нее праведная Елизавета с Младенцем Иоанном Предтечей на руках, справа святая Саломия с младенцем Иоанном Богословом. Сверху на Богоматерь спускается Святой Дух в виде белого голубя в золотом сиянии, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов протягивают к Нему руки. Десница Христа сложена в именословное благословение. Действие происходит в горнице, на фоне белой стены с четырьмя окнами. Икона не имеет авторского названия, поэтому требует иконографического исследования, обосновывающего название сюжета – «Доброчадие».
( По материалам одного поста из интернета: https://vk.com/wall-156106191_40713 )
Слева направо:
Все они были родственниками.
* Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана «приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему» (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).
* Выяснить более точно, в чем заключалось их родство, теперь уже невозможно, хотя в церковном Предании сохранились сведения о том, что мать Елисаветы (и бабушка Иоанна Предтечи) Соби была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, — об этом писал византийский историк Никифор Каллист (живший в XIV веке) со ссылкой на священномученика Ипполита Римского (раннехристианский автор, умерший в начале III века). Если так, то Богородица оказывается двоюродной сестрой Елисаветы, а Иисус Христос — троюродным братом Иоанна Предтечи.
* Трудно сказать, встречались ли Иисус и Иоанн когда-либо в детстве. (Мы не берем в расчет эпизод, описанный в 1-й главе Евангелия от Луки, когда Дева Мария, уже ожидавшая Ребенка, пришла к Елисавете, беременной Иоанном, - и у той радостно взыграл младенец во чреве (Лк 1:39-45)). Тем более что вскоре после Рождества Богомладенца Иисуса Мария и Иосиф скрылись от преследований царя Ирода в Египет и жили там несколько лет, а когда вернулись, поселились в галилейском городе Назарете на севере Израиля. Тогда как семья Иоанна Предтечи, судя по всему, жила в Иудее, то есть южнее.
* По преданию, матерью Иоанна Богослова была Саломия - родная дочь Иосифа Обручника от первого брака. Как складывались отношения Христа с родней до начала Его проповеди, мы достоверно не знаем. Известно лишь, что, когда Господь начал Свое общественное служение, братья и сестры восприняли это по-разному: кто-то с удивлением, кто-то с сочувствием, кто-то с прохладой.
- Саломия была одной из тех, кто тепло относился к Брату, и впоследствии пошла за Ним. Но это было чуть позже, а до выхода Спасителя на проповедь она вместе с мужем и детьми жила в Вифсаиде - небольшом рыбацком селении близ Галилейского озера.
Иоанн был воспитан родителями верующим и трудолюбивым мальчиком. Семья была довольно обеспеченной, но достаток этот приходил через тяжкий труд: каждую ночь Зеведей с сыновьями ловил рыбу, утром продавая ее на местном рынке купцам - что называется оптом. Во время одного из таких занятий - починки сетей и сортировки улова — и застал Иисус однажды Своего пожилого зятя. Рядом с отцом работали его дети Иоанн и Иаков. Христос сказал им:
- Следуйте за Мною, и Я сделаю вас ловцам душ человеческих...
Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов – Православный журнал «Фома»
Самому молодому ученику Иисуса Христа впоследствии предстояло стать одним из столпов христианства, выразителем важнейших истин Евангельского учения. Среди святых Восточной Церкви только три человека имеют звание богослова, и первый среди них - Иоанн.
foma.ru
***
В русской иконописи сложилось устойчивое представление об иконографии с названием «Доброчадие». Так именуются четырехчастные иконы, составленные из четырех рождественских композиций: Рождество Иоанна Предтечи, Рождество Богородицы, Рождество Христово и Рождество святителя Николая.
Выделение рождественской темы не случайно, только эти четыре Рождества празднуются церковью как отдельные праздники, память святых в православном календаре празднуется в день их смерти, перенесения мощей или других событий, не связанных с рождением.
Обратим внимание, что соотнесение идеи Доброчадия с иконографией «Четыре Рождества» во многом обязано таланту Н.С. Лескова, описавшему сюжет в рассказе «Запечатленный ангел». Важно отметить, что четырехчастные иконы не подписывались словом «Доброчадие», каждая композиция имела собственную подпись с названием сюжета. Несмотря на существование подобных икон с XVIII века, название «Доброчадие» закрепляется за иконографией после публикации в 1873 году рассказа Н.С. Лескова.
В 2012 году в Музее имени Андрея Рублева на выставке, посвященной юбилею 1812 года, экспонировалась икона «Доброчадие» 1809 года из частного собрания. На иконе представлены сидящие за столом три Матери с Младенцами на руках.
В центре – Богоматерь с Младенцем Христом, слева от Нее праведная Елизавета с Младенцем Иоанном Предтечей на руках, справа святая Саломия с младенцем Иоанном Богословом. Сверху на Богоматерь спускается Святой Дух в виде белого голубя в золотом сиянии, Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов протягивают к Нему руки. Десница Христа сложена в именословное благословение. Действие происходит в горнице, на фоне белой стены с четырьмя окнами. Икона не имеет авторского названия, поэтому требует иконографического исследования, обосновывающего название сюжета – «Доброчадие».
( По материалам одного поста из интернета: https://vk.com/wall-156106191_40713 )