Неизменяемость Бога и богочеловечность Господа Иисуса Христа

Казахстан Тараз
Православный христианин
вопрос догматический возник после просветительских курсов и лекций прот. Вадима Леонова. Как совмещается неизменяемость Бога Троицы и богочеловечность Господа Иисуса Христа после Его воплощения? Ведь божественная природа Бога-Слова соединяется с человеческой в лице Иисуса Христа хоть и неслитно, но неразлучно и нераздельно? Простите, если вопрос задан не совсем правильно.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Еленица!

Бог-Троица неизменен по Своему существу (сущности, природе, естеству). Восприятие в Испостась Сына Божьего человеческой сущности не привнесло в Божескую сущность (в сущность Отца и Сына и Святого Духа) никаких изменений, ведь Божеское и человеческое естества соединились в Ней неслитно и непреложно (то есть ни два естества не слились между собой и не образовали некоего нового естества, ни каждое из них, в отдельности, не претерпело изменений). Определения "неразлучно" и "нераздельно" нисколько не противоречат этому положению, но лишь подчёркивают, что означенное соединение осуществилось навсегда.

Для того чтобы лучше понять, как Бог, став Человеком, остался неизменным как Бог, можно прибегнуть к известной святоотеческой аналогии. В рамках этой аналогии Сын Божий, Который, как Вам известно, именуется также и Словом, ассоциируется с человеческой мыслью-словом, рождаемой человеческим умом. Бог Отец же ассоциируется с самим умом (то есть Он обозначается как Верховный Ум, рождающий в вечности Своё Слово (Сына Божьего)).

Теперь давайте представим: если ваш ум родит ту или иную мысль, а Вы возьмёте, да и запишете её на бумаге (то есть как бы соедините её с бумажным естеством), разве от этого ваш ум и рожденная в вашем уме мысль изменятся? Нет, не изменятся. Ведь содержание мысли (а тем более - состояние родившего её ума) не зависит от того, записана ли она или не записана. Соединение мысли с бумагой (бумажным естеством) святые отцы допускали рассматривать как один из образов Вополещения Бога-Слова: как ум и рожденная им мысль, занесенная на бумагу, не претерпевают от этого изменений, так и Бог-Троица не претерпел по существу никаких изменений в результате Боговоплощения (соединения в Лице Сына Божьего Божественного и человеческого естеств).

Подробнее вопрос о пояснительных аналогиях в учении о Триедином Боге изложен здесь:
Догмат о Пресвятой Троице

Благодарю за вопрос!
 
Казахстан Тараз
Православный христианин
Здравствуйте, Еленица!

Бог-Троица неизменен по Своему существу (сущности, природе, естеству). Восприятие в Испостась Сына Божьего человеческой сущности не привнесло в Божескую сущность (в сущность Отца и Сына и Святого Духа) никаких изменений, ведь Божеское и человеческое естества соединились в Ней неслитно и непреложно (то есть ни два естества не слились между собой и не образовали некоего нового естества, ни каждое из них, в отдельности, не претерпело изменений). Определения "неразлучно" и "нераздельно" нисколько не противоречат этому положению, но лишь подчёркивают, что означенное соединение осуществилось навсегда.

Для того чтобы лучше понять, как Бог, став Человеком, остался неизменным как Бог, можно прибегнуть к известной святоотеческой аналогии. В рамках этой аналогии Сын Божий, Который, как Вам известно, именуется также и Словом, ассоциируется с человеческой мыслью-словом, рождаемой человеческим умом. Бог Отец же ассоциируется с самим умом (то есть Он обозначается как Верховный Ум, рождающий в вечности Своё Слово (Сына Божьего)).

Теперь давайте представим: если ваш ум родит ту или иную мысль, а Вы возьмёте, да и запишете её на бумаге (то есть как бы соедините её с бумажным естеством), разве от этого ваш ум и рожденная в вашем уме мысль изменятся? Нет, не изменятся. Ведь содержание мысли (а тем более - состояние родившего её ума) не зависит от того, записана ли она или не записана. Соединение мысли с бумагой (бумажным естеством) святые отцы допускали рассматривать как один из образов Вополещения Бога-Слова: как ум и рожденная им мысль, занесенная на бумагу, не претерпевают от этого изменений, так и Бог-Троица не претерпел по существу никаких изменений в результате Боговоплощения (соединения в Лице Сына Божьего Божественного и человеческого естеств).

Подробнее вопрос о пояснительных аналогиях в учении о Триедином Боге изложен здесь:
Догмат о Пресвятой Троице

Благодарю за вопрос!
 
Казахстан Тараз
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович. Я прочитала материал по Вашей ссылке и у меня такие вопросы к Вам согласно Вашему ответу на вопрос и по Вашему материалу по ссылке. Теряет ли Слово Божие свою божественную природу, когда Его передает (пересказывает) человек? например посылаемые Богом пророки Иеремия, Исайя и др. И соответственно, насколько можно говорить о божественной природе, если Слово Божие записано на бумаге (например Священное Писание, Библия)? Можно ли сказать, что в том, что проповедовали пророки от Имени Бога скрыта вся полнота Божества словесно, и соответственно вся полнота Божества знаково в Священном Писании буквами, как и в Иисусе Христе была сокрыта вся полнота Божества телесно? И о чем говорить- о природе Бога или об энергиях Бога в связи со Священным Писанием, где Слово Божие зафиксировано на бумаге? Если такие вопросы вообще уместны и допустимы и простите за косное изложение сути моих вопросов.
 
Казахстан Тараз
Православный христианин
Здравствуйте, Еленица!

Бог-Троица неизменен по Своему существу (сущности, природе, естеству). Восприятие в Испостась Сына Божьего человеческой сущности не привнесло в Божескую сущность (в сущность Отца и Сына и Святого Духа) никаких изменений, ведь Божеское и человеческое естества соединились в Ней неслитно и непреложно (то есть ни два естества не слились между собой и не образовали некоего нового естества, ни каждое из них, в отдельности, не претерпело изменений). Определения "неразлучно" и "нераздельно" нисколько не противоречат этому положению, но лишь подчёркивают, что означенное соединение осуществилось навсегда.

Для того чтобы лучше понять, как Бог, став Человеком, остался неизменным как Бог, можно прибегнуть к известной святоотеческой аналогии. В рамках этой аналогии Сын Божий, Который, как Вам известно, именуется также и Словом, ассоциируется с человеческой мыслью-словом, рождаемой человеческим умом. Бог Отец же ассоциируется с самим умом (то есть Он обозначается как Верховный Ум, рождающий в вечности Своё Слово (Сына Божьего)).

Теперь давайте представим: если ваш ум родит ту или иную мысль, а Вы возьмёте, да и запишете её на бумаге (то есть как бы соедините её с бумажным естеством), разве от этого ваш ум и рожденная в вашем уме мысль изменятся? Нет, не изменятся. Ведь содержание мысли (а тем более - состояние родившего её ума) не зависит от того, записана ли она или не записана. Соединение мысли с бумагой (бумажным естеством) святые отцы допускали рассматривать как один из образов Вополещения Бога-Слова: как ум и рожденная им мысль, занесенная на бумагу, не претерпевают от этого изменений, так и Бог-Троица не претерпел по существу никаких изменений в результате Боговоплощения (соединения в Лице Сына Божьего Божественного и человеческого естеств).

Подробнее вопрос о пояснительных аналогиях в учении о Триедином Боге изложен здесь:
Догмат о Пресвятой Троице

Благодарю за вопрос!


Здравствуйте, Алексей Михайлович. Я прочитала материал по ссылке и у меня возникли такие вопросы в связи с этим материалом и Вашим ответом. Теряет ли Слово Божие Свою божественную природу, когда Его передает человек, например через посылаемых Богом пророков и апостолов, и насколько можно говорить о божественной природе, если Слово Божие зафиксировано на бумаге, например Священное писание? И о чем говорить- о природе или об энергиях Бога в связи со Св. Писанием, где Слово Божие зафиксировано на бумаге? И можно ли сказать что в Св Писании и в словах пророков выражена и содержится вся полнота Божества знаково и словесно (звуково?) соответственно и одно связано с другим по Халкидонски- неслитно, неразлучно и нераздельно, как и в Иисусе Христе - вся полнота Божества телесно?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Еленица!

Нельзя смешивать понятия: "Слово Отца" и "Божественное творческое слово". Слова Отца - это Сын Божий, Бог по естеству. А творческое слово - это произволение Божье, сопряженное с Божественным всемогуществом, энергия Отца и Сына и Святого Духа, Троицы единосущной и Нераздельной. Кроме того, слово Божье может означать конкретную информацию или учение, преподанное Богом-Троицей (Отцом и Сыном и Святым Духом) через пророков или апостолов прочим людям. Когда мы называем Писание словом Божьим, мы имеем в виду, что оно составлено по Божественному вдохновению, а не то, что оно, будто бы, - Слово Божье, Единородный Сын.

Опять же, когда мы, вслед за святыми отцами, используем ту или иную аналогию для уяснения образа отношений между Божественными Лицами, к ней нужно относиться всего лишь как к аналогии, и нельзя понимать её грубо чувственно, буквально, без оглядки на бесконечное превосходство Бога над всем тварным, ограниченным (в том числе над всеми ограниченными аналогиями).

Благодарю за вопрос!
 
Казахстан Тараз
Православный христианин
Здравствуйте, Алексей Михайлович!

Благодарю Вас за ответ и хотела попросить Вас ответить еще на несколько вопросов, которые затронули меня. Я задавала их одному иерею, но его ответ меня не только не удовлетворил, но и смутил, и я думаю об этом постоянно и не могу решить сама с уверенностью, что мое решение правильно. Поэтому прибегаю к Вашей помощи, коли у меня появилась такая возможность. Это все относится к теме о божественной природе и божественных энергиях.

1. Я знаю что божественная природа неименуема, но имена "Любовь", "Истина", "Спаситель", когда говорится "Бог есть Любовь", "Господь Бог есть Истина"(Иер. 10.10) , и в Ветхом Завете и в Новом Завете постоянно Господь Бог говорит о себе- "Я Спаситель", и эти имена выражают саму суть Бога. Они относятся к природе Божией или все же к энергиям Бога?

2. В следующих вопросах мне хотелось бы узнать у Вас участвовала ли Божественная природа Бога или действовали только Божественные энергии в следующих событиях? и пожалуйста укажите сразу, какое лицо Святой Троицы действует в этих событиях:
1) во время благовещения пресвятой Богородицы, когда после ее согласия произошло зачатие Господа нашего Иисуса Христа;
2) во время Пятидесятницы, когда было сошествие Святаго Духа на апостолов;
3) во время таинства божественной литургии;
4) во время таинства крещения и миропомазания;
5) и наконец во время причащения Пречистаго Тела и Честной Крови Господа Иисуса Христа, преподаваемых христианам, участвует ли божественная природа или действуют только божественные энергии?

Я считаю правильные знания по этим вопросам необходимыми и основополагающими для неравнодушных христиан, поскольку они касаются основных таинств нашей Церкви, всего православного учения. может быть они для Вас элементарно просты, но для меня
это пока сложно, я еще плохо разобралась в этой теме и надеюсь, что Ваши ответы помогут мне лучше разобраться в этой теме.
Заранее благодарю Вас за Ваши ответы, Ваш труд и Ваше внимание, которое Вы мне уделяете.
 
Сверху