Можно ли из милосердия прекратить мучения смертельно больного?

Православный христианин
Мир Вам, отец Сергий!
Решил не выносить в заголовок вопроса, поскольку вчера тема была удалена администрацией. Посчитали вопрос провокационным, не пояснив причин. Я создал тему о копье Лонгина и логических выводах из события. Бог возвел римского сотника в ранг Святых. Итак вопрос. Позволено ли человеку из милосердия прекратить мучения смертельно больного? Буду рад Вашему ответу. Спаси Господь!
 
Я создал тему о копье Лонгина и логических выводах из события. Бог возвел римского сотника в ранг Святых. Итак вопрос. Позволено ли человеку из милосердия прекратить мучения смертельно больного? Буду рад Вашему ответу. Спаси Господь!
Дорогой Андрей!

«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», соборно принятые в 2000 году, однозначно разъясняют многие спорные этические вопросы, в том числе - проблемы биомедицинской этики. Так эвтаназия, или «убийство из милосердия» с целью прекратить страдания неизлечимых больных, людей на самом деле отнюдь не милосердно.
Не бывает у человека бессмысленных страданий! Всякое страдание есть следствие греха собственного или греха своего ближнего. Именно в страданиях происходит искупление греховных деяний. Даже Иисус Христос, рождённый из сущности Бога-Отца, принял человеческую природу и ради её исправления страдал на кресте.
Часто в условиях страданий люди начинают более чутко переживать свою жизнь, видеть её великую ценность, понимать, что пока у него есть жизнь, он может духовно расти, очищаться от порочных помыслов. Наконец, именно в страдании человек способен проявить себя в высшем человеческом достоинстве, которое невозможно проявить в процессе жизни в мире, лежащим во зле. Cхиархимандрит Софроний (Сахаров) как-то мудро высказался: «По-христиански жить нельзя. По-христиански можно только умирать». Не сойти с христианской дистанции и воспринять жизнь, как испытание, наградой за которое окажется вечность рядом с Богом – это очень важное настроение для человека, обреченного на посмертные муки. Главная проблема страдающего человека — увидеть смысл мук. Если этот смысл есть, человек любою боль вынесет. Если его нет, даже насморк может оказаться поводом к суициду, которым по сути является эвтаназия.
В конечном итоге, полезны страдания или нет — это зависит от состояния души самого человека и соответствующей реакции на них. Кто-то смирится, кто-то, наоборот, озлобится. Но вот доставлять страдания другим — однозначно не душеполезно. Должно быть сделано все возможное, должен быть использован весь арсенал медицины, чтобы облегчить мучения больного.
Верующий человек не имеет права на прекращение жизни, своей или чужой. Однако, у христианина при определенных обстоятельствах есть право на отказ от усилий по продлению своей жизни. И если обреченный человек долгостраждет, то допустима «христианская эвтаназия» - над умирающим читается особое молитвенное последование из Требника, в котором священник обращается к Богу с просьбой вылечить болящего или призвать его к Себе. Таким образом как бы осуществляется прошение о православной эвтаназии, но применимо к воле Божией. Это очень важная и существенная разница между практическим врачебным самоубийством, и исконным значением смерти, как «блаженной кончины».
А навязываемая медицинская эвтаназия преследует вполне утилитарную цель: избавление от бремени забот о ближнем, от «человеческого балласта», извлекая из этого очевидную выгоду для современного потребительского общества, лишённого традиционных ценностей, в том числе — подлинного сострадания друг к другу.

Евангельский же пример с сотником Лонгином и его последующее прославление в лике святых, никак не соотносятся с актом милосердия, так как воином просто был совершён положенный «контрольный выстрел», чтобы убедиться в смерти Спасителя: «Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19:33-34). Однако именно Голгофский Крест стал инициирущим моментом обращения сотника ко Христу. Голени же распятым разбойникам римские воины перебили вовсе не из милости к ним, чтобы досрочно прервать их мучения, а по просьбе иудеев дабы не оставить тел на кресте в праздник субботы.
 
Последнее редактирование:
Сверху