Может ли стать священником бывший участник боевых действий?

Здравствуйте, отец Сергий!
Вопрос от моей мамы - неужели солдат, убивавший по приказу, не сможет потом принять сан?---
Я просмотрела ограничения к рукоположению, - препятствием к рукоположению является даже невольное убийство. С другой стороны, нашла список священников-участников Афганской и Чеченских войн (https://proza.ru/2018/04/18/1704).
И является ли это ограничение (если оно всё-таки есть) препятствием к рукоположению и в диаконский, и в иерейский сан, или только в иерейский?
С уважением, Мария и Елена.
 
Последнее редактирование модератором:
Ох, дорогие мои Мария и Елена, да если бы Канонические правила Святых Апостолов исполнялись буквально, то ваш покорный слуга давно был бы извержен из сана. Вот, например, 11-е правило Трулльского собора запрещает вступать в содружество с иудеями, принимать от них врачевства, или мыться вместе с ними. Однако именно в общественной бане я познакомился и сдружился с человеком богатого жизненного опыта и щедрой поющей души Павлом Аншеловичем Ланцбергом... :)

Формально церковные правила не допускают в клир даже невольных убийц (43-е правило Василия Великого; 5 правило Григория Нисского), а 83-е Апостольское правило гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое,.. , да будет извержен из священного чина». Но очень часто в жизни возникают ситуации, которые не так-то легко разрешить с позиций канонического права. В истории Церкви неоднократно имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов-воинов участвовать в Куликовской битве. И пытаться оправдать пацифизм ссылкой на ветхозаветную заповедь «Не убий» (Исх. 20: 13), некорректно, поскольку согласно Священному Писанию Бог дал Моисею ещё и наставление о том, как вести войну, чтобы победить врагов (Исх. 21: 22). А в Новом Завете, отвечая на вопрос фарисея о наибольшей, самой важной, из всех заповедей, Иисус Христос называет главной иную заповедь: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». (Мф. 22:37-40). Где же тут воспрещение какого бы то ни было убийства? На первый план Господь выдвигает жертвенность воина: «Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13) - и ясно, что заповедью «Не убий» возбраняется не война, и не смертная казнь, но смертоубийство личное, внушаемое ненавистью или самоуправством. Таким образом, ненависть, неизбежная во всякой брани, согласно Евангелию должна уступить место любви к своим близким, к своему народу, к православной вере. Поэтому к кровопролитию воинов существовало два подхода. Первый отражен в 13 правиле Василия Великого, который дает что-то вроде рекомендации три года удерживаться от причащения пролившим кровь на поле брани. Однако в Церкви все же возобладало облегчённое мнение святителя Афанасия Великого: «Непозволительно убивать: но убивать врагов на брани и законно, и похвалы достойно» (Послание к Аммуну. Правило 1).

Поэтому в современной практике церковного права различают так называемую абсолютную неспособность к посвящению в священный сан и неправильность - недостаток, являющийся препятствием к рукоположению, который, однако, допускает отступление от неукоснительного соблюдения закона со стороны компетентной церковной власти. В настоящее время пока лишь два препятствия соблюдаются неукоснительно - касающихся крещения и пола ставленника. А в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью часто допускаются отступления от общих правил. Особенно часто такие исключения делаются относительно канонического возраста ставленника — мне как-то даже как-то привиделся юный батюшка без признаков растительности на лице. :p И если уж бывшего война законно рукоположили, то став военным священником ему необходимо сторониться бранных дел, которые священству несвойственны, ибо призванный к высшему служению не может возвращаться к низшему, хотя соблазны вспомнить боевую молодость всегда могут возникнуть....
 
Последнее редактирование:
Спасибо большое, дорогой отец Сергий, за как всегда очень точное, подробное и живописное разъяснение! Поклон и благодарность Вам от мамы и, конечно, от меня :)
P. S. Я слышала на одной лекции (архим. Иоакима (Парра)), что во время Первой Мировой правило о трехлетней епитимии сохранялось, но сама такого исторического свидетельства в руках не держала.. Возможно, оно применялось в войсках союзников.
 
Последнее редактирование:
Сверху