Может ли быть у православных положительная самооценка?

Дрбрый вечер.1.Скажите пожалуйста,может ли человек быть не лучше и не хуже других,или он должен постоянно себя корить,что он хуже других,грешнее других и.т.д.2.Может ли быть у православных положительная самооценка.Спасибо.
 
Добрый вечер Сергей!
Конечно, человек к себе должен относиться с уважением, осознавая, что он Образ Божий. И в этом суть его "положительной" самооценки.
А "корить" он должен в том случае, если отступает от этого Образа, если грешит, если потакает своим пристрастиям.
Но, просто корить - это ничего не значит.
Нам надо, если мы замечаем в себе что-то, что нас уводит в строну от Образа Божиего, исповедовать это перед причастием.
А чтобы почувствовать свой грех в такой степени, что "хуже и грешнее других", до этого надо еще духовно дорасти. То, о чем Вы пишете, это состояние подвижников веры. Это им Господь открывает глубину их греховности. Нам Он не открывает. Потому что нам это не по силам понести. Это просто убьет нас, ввергнет в такое состояние, что можно просто сойти с ума.
Думаю, Вам нет необходимости считать себя "грешнее всех и хуже всех". Это было бы лукавством. Ведь вы себя таким не чувствуете.
И может быть, пока и не надо себя ни с кем сравнивать. Просто замечайте свои грехи и несите их на исповедь. И заботьтесь о том, чтобы Ваша самооценка была адекватной. То есть, чтобы вы научились реально видеть себя - объективно. Этого уже будет достаточно на первом этапе.
Чуть позже станет понятно, что все, что есть хорошего в нас - это от Бога. И нет никакого смысла это себе присваивать.
Ну а плохое свое надо исповедовать без уныния и отчаяния. И избавляться от этого следует постепенно с Божией помощью.
Это принесет мир в сердце.
 
Православный человек не должен быть лучше или хуже других. Он должен быть сам собой.
Православное трезвение подразумевает что человек видит себя таким какой он есть. Т.е. он видит СВОИ грехи и видит в каком состоянии он находится.
Поэтому наверно нужно говорить о том, что у человека может быть самооценка правильная - когда видишь свои грехи и неправильная когда их не видишь.
Если их видишь то появляется "материал" для покаяния.
Это касается духовной жизни человека.
А что касается профессиональных или еще каких либо качеств человека, то понимая свое внутреннее устоение опять понимаешь кто ты есть. Главное при этом не как ты себя оцениваешь, а как тебя оценивают другие.
А повышать свою самооценку это наверно растить тщеславие.
 

Афанасий 1

Заблокирован
Москва
Православный христианин
Православный человек не должен быть лучше или хуже других. Он должен быть сам собой.
Главное при этом не как ты себя оцениваешь, а как тебя оценивают другие.
Не думаю. Мера всего Христос, а не другие. Ибо все другие всегда во лжи.
Ибо не выше Учителя Своего.
 
Да, был опыт самопознания, поскольку я психолог. Был опыт посещения многих тренингов, изучения различных направлений психотерапии. И все это совершалось без Бога в душе, без исповеди, без причастия. Совершалось из гордыни.
Это привело к очень тяжелым внутренним состояниям. Это был какой-то тупик.
Сейчас думаю, что Господь провел меня через многие вещи, именно потому, чтобы я могла потом, работая с людьми, уже как православный психолог, помогать им.
Еще был опыт работы в психиатрической больнице. Когда я видела, что происходит с другими людьми. И что лекарственное лечение мало что давало.
Мои собственные трудности начались уже после того, как я поработала в больнице. И я всеми силами старалась решать свои проблемы без лекарств. Это было очень важно.
 

Афанасий 1

Заблокирован
Москва
Православный христианин
Да, был опыт самопознания,
Мои собственные трудности начались уже после того, как я поработала в больнице. И я всеми силами старалась решать свои проблемы без лекарств. Это было очень важно.
Марина! Вы об опыте самопознания говорите?
Тогда причем тут Бог?
В Церкви так: либо мы сами себя познаём ( и тогда мы вне церкви), либо Господь нам даёт о нас и о Нём знание.
Что выбираете Марина?
 
Если я Вас правильно понимаю, то Вы предпочитаете, себя не познавать. Это Ваш выбор. Я же познаю себя совместно с Богом. Да и вообще я не склонна к такому подходу: либо я - либо Бог. Мне ближе, когда это происходит совместно. Без Бога я ничего не познаю, не спорю. Но ведь и без моего внутреннего молитвенного вопрошания мне вряд ли будет что-то открыто.
Нам заповедано: стучите и вам откроют.
Ну а ваш вопрос о моем выборе, заставляет меня усомниться, внимательно ли Вы читаете сообщения.
 
Афанасий.
Во первых когда я говорил об оценке других я говорил о профессиональных и других свойствах личности человека, а не о духовном его состоянии.
Во вторых Господь нам дает знания о нас через людей и ситуации которые нас окружают.
Вот сами о себе мы обычно врем.
В третьих покаяние как раз и строится на познании себя и своих грехов.
 

Афанасий 1

Заблокирован
Москва
Православный христианин
Ну, и Слава Богу!
Всем нам надо быть внимательнее друг к другу, и учиться делать общее дело во Христе. По-крайней мере, хотелось бы, чтобы этот форум не превратился в битву "гордынь" и "самолюбий".
Вижу, что пока немногие готовы писать открыто о себе. Ведь писать о себе всегда более рискованно, нежели оценивать, давать советы и цитировать Библию и святых отцов...
Простите и меня.
 

Афанасий 1

Заблокирован
Москва
Православный христианин
Ну, и Слава Богу!
Всем нам надо быть внимательнее друг к другу, и учиться делать общее дело во Христе.
Верно Марина. Но чтобы научиться...., без ошибок наверное не получится?
Иначе зачем бы человечеству было дано многотысячное ветхозаветное время, вместо того, чтобы сразу дать христианство?
Так?
 
Уважаемая Марина,разрешите вернуться к предыдущему вопросу.1)Значит человек может общаться с другими как равный с равными?И еще вопрос если можно.2).Я где-то прочитал,что в любой беседе нужно управлять эмоциями,выдерживать позицию на равных в спокойной уверенности.И в любой беседе не нужно-допускать срывы,держать себя униженно или высокомерно.Прокоментируйте пожалуйста.Извините меня пожалуйста за занудство.
 

Афанасий 1

Заблокирован
Москва
Православный христианин
Уважаемая Марина,разрешите вернуться к предыдущему вопросу.1)Значит человек может общаться с другими как равный с равными?
Конечно мы все равны по рождению от Бога.
Извините, что влез без разрешения.
 
Да, это верно, что Вы написали.
Но если Вы постараетесь просто усилием воли так себя вести, то вряд ли у Вас что-то получиться из этого хорошее. По крайней мере, на долго Вас вряд ли хватит. В какой-то неожиданной стрессовой ситуации, все ваши "управления эмоциями" дадут сбой. И произойдет это по той простой причине, что внутри Вас много страстности. (Внутри каждого из нас).
Тут дело не в том, чтобы демонстрировать свое "благочестивое поведение", а в том, чтобы реально стать внутренне спокойным, бесстрастным, благодатным.
А это уже серьезный труд над собой.
И помогает нам в этом Церковь. Исповедь приучает внимательно относиться к не только к своим поступкам, но и к мыслям, и к чувствам.
Систематичное причастие помогает исцелить нашу страстную сущность. И на место страстей постепенно в сердце воцаряется благодать.
Чтение святоотеческой литературы помогает нам вести эту работу осмысленно и осознанно. И укрепляет нас в наших падениях.
Это не все так легко, как кажется на словах. За этим стоит подвиг духовной брани со своими страстями.
 
Уважаемая Марина,я не давно задавал вопрос про любовь и уважение к самому себе.А как вы думаете,приемлемо ли для православного человека любовь и уважение к себе.Это последний вопрос.Спасибо вам за ваши ответы.
 
Сергей, почему Вас беспокоит любовь и уважение к себе? Чем это может помешать православному человеку? Ведь Господь сотворил человека по своему Образу. И ждет от нас, чтобы мы в соответствии Его замыслу о нас прошли путь от Образа к Подобию.
Возможно, Вам надо разобраться в понятиях. Любовь к себе не должна подменяться эгоизмом, самостью, самовлюбленностью, потаканию своим страстям. Уважение к себе на должно замещаться гордостью, тщеславием, самопревозношением...
Уважение к себе не должно строиться на унижении и оскорблении других...
Любовь к себе не должна означать, что в угоду себе мы используем других людей...
 
Сверху