Молитвы священника перед исповедью и после неё. Варианты и сомнения.

Православный христианин
Отец Сергий, волнует вопрос о молитве священника перед исповедью.
Вот варианты, с которыми я сталкивалась.
Первый вариант: священник НЕ читал молитвы перед исповедью (то есть мы этого не видели, не слышали). Все подходят исповедуются. Получают разрешительную молитву после исповеди.
Второй вариант: священник читает молитвы перед исповедью, все стояли слушали, и он даже НЕ допускает (!) до исповеди тех, кто опоздал и не успел эти молитвы прослушать (отличный вариант, как по-моему, но недоступный для меня географически).
Третий вариант: священник не читал молитвы перед исповедью, и не читал разрешительную молитву. Просто перекрестил голову.
Четвертый вариант: лично я опоздала, не слушала молитвы и пристроилась в очередь на исповедь:)
Насколько важно нам услышать предначинательные молитвы перед исповедью ? А потом услышать и «Аз недостойный иерей прощаю и разрешаю…» ?
Потому что со всеми этими случаями я, например, сталкиваюсь, и очень смущаюсь, когда не слышу молитв перед исповедью и когда не слышу их после исповеди тем более. Начинаю сомневаться, свершилось ли таинство.
 
Дорогая Лия!
Исповедь принимает Бог, и никто другой!...
А священник своей разрешительной молитвой лишь свидетельствует от плодотворности покаяния, о том, что у человека есть самостоятельно проделанный духовный анализ - критический диагноз, поставленный своему больному состоянию. Ведь именно это и нужно. Готовясь к исповеди необходимо проделывать дома определенную работу по духовному осмыслению грехов, прочитать покаянное молитвенное правило, подготавливющее душу к исповеди, ровно так же, как предначинательные молитвы священника перед исповедью. И если священник по каким-то причинам торопится и опускает эти молитвы, то скорее всего рассчитывает на то, что они были прочитаны прихожанами дома. А священнику мы должны докладывать о результате этой работы, и, осмысливая собственное житие, стараться исправиться.
Существует тонкая грань, отделяющая естественную потребность души в очищении от регламентированного ритуального покаяния - все зависит от нашего отношения к таинству и от соблюдения меры, поэтому может случиться так, что грех от правильно совершённой, но фальшивой и формальной исповеди всё равно будет угнетать душу, и в ней по-прежнему будут открыты двери для вхождения тёмной силы и развития страстей и пристрастий. Качество исповеди определяет вовсе не её правильное чинопоследование, продолжительность и предписанный регламент, а глубина сердечного сокрушения. К тому же оно зависит не только от кающегося - хороший духовник и краткую исповедь сумеет провести на должной высоте, а плохой и многочасовую испортит. Для хорошей исповеди нужно не просто сердечное сокрушение самих исповедующихся, но и такие качества духовника, как достаточный социальный опыт и сердечное сострадание к кающимся людям. Увы, к сожалению профанация этого таинства у нас иногда имеет место. Обычно многоэтажное здание человеческих грехов строится на едином фундаменте порока, а уж задача священника - докопаться до этой духовной первопричины. Исповедь вообще должна переживаться, как катастрофа – анализу и регламенту не должно быть места ни в разуме, ни в сердце. «Даруй ми зрети моя прегрешения…» – вот естественный молитвенный вздох падшего человека... Поэтому каяться нужно прежде в том, о чем стонет душа.
Да, формально таинство исповеди исполнено, когда прочитана разрешительная молитва. Но действительный критерий завершенности покаяния - если от него приходит Божественное утешение. Полное и искреннее исповедание своего прегрешения должно приносить облегчение душе. А если этого не происходит, то скорее всего не уврачёвана глубинная первопричина греха. Надо бдительно ловить себя на лжи, клеймя одетый в красивые слова молитвы формальный и сухой ритуализм. Можно одухотворенно потеть под епитрахилью священника, как бы принося самоотреченное покаяние, а по сути - совершая тонкое мошенничество.
Покаяние будет искреннее, если кающийся, до рвоты объевшись своим гнусным прошлым, не возвращается вспять. Если человек хотя бы малой мыслью обернется назад — он уже не будет чистым, и в результате потеряет Божью помощь
И еще очень важный момент - истинное покаяние не есть единичный акт, периодический эпизод на духовном пути, а постоянное дело жизни: «Если диавол не перестает бороться с нами, то и покаяние не должно быть никогда упраздняемо..» (прп. Марк Подвижник).
 
Православный христианин
Благодарю, отец Сергий. Я поняла, что единственным мерилом покаяния будет Божественное утешение и отсутствие желания возвращаться вспять. Вот есть сложность: приходишь на исповедь, вроде думал есть покаяние, встал под епитрахиль начинаешь их (грехи) перечислять, чтоб ничего не забыть, как учетчик-нормировщик рабочего времени. Где стыд, где покаяние, куда это все девается ? Вот всему свое время, свой случай. Но вот не случается именно в момент времени исповеди очистительного чувства стыда и духа сокрушения. Или важно, чтоб оно хотя б в другом месте случилось? По дороге в Храм или дома?
Молитвенно с Вами и благодарю.
 
Последнее редактирование:
вот не случается именно в момент времени исповеди очистительного чувства стыда и духа сокрушения. Или важно, чтоб оно хотя б в другом месте случилось? По дороге в Храм или дома?
К разбойнику благоразумному (Лк. 23:40-43) покаяние пришло с бо-ольшим запозданием: не на суде людском, а только на Голгофе - и оно было принято Господом!
 
Сверху