Мог ли священник быть крепостным?

Крещён в Православии
День добрый)
Ищу помощь и информацию.
Интересует такой вопрос -- мог ли священик быть крепостным?
Есть книга Салтыкова-Щедрина, "Пошехонская старина". Там, в эпизоде, описано некое противостояние крепостного священика и его барина, который прямо во время службы позволял себе спорить с батюшкой.
Книга считается довольно автобиографичной, так что эпизоды вряд ли придуманные. Скорее, писатель мог ошибиться в определении статуса служителя.
Буду благодарна за разъяснения.
 
Москва
Православный христианин
День добрый)
Ищу ... информацию.
Доброго дня!
Из статьи: Крепостное право, - в журнале "Фома".

- Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками (как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах - местным помещикам не нравилось такое соседство). У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик (как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик»), укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь - повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо.
 
Крещён в Православии
Доброго дня!
Из статьи: Крепостное право, - в журнале "Фома".

- Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками (как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах - местным помещикам не нравилось такое соседство). У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик (как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик»), укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь - повешу. Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо.
Спасибо, но это не совсем та информация, что мне нужна. Такое можно найти в инете в свободном доступе. Меня интересует именно то, могло ли случится так, что священник, ведущий службы, мог быть именно крепостным.
О тяжелом положении сельских священников в те времена я знаю.
Но спасибо за желание помочь)
 
Москва
Православный христианин
Спасибо, но это не совсем та информация, что мне нужна. Такое можно найти в инете в свободном доступе. Меня интересует именно то, могло ли случится так, что священник, ведущий службы, мог быть именно крепостным.
О тяжелом положении сельских священников в те времена я знаю.
Но спасибо за желание помочь)
Наталья, прочитав ту статью, и тот отрывок что привела Вам, поняла так что священники не были крепостными, как крепостные крестьяне. А такое вольное обращение с ними помещиков происходило от того что священники и их приходы - " целиком зависели от благоволения местных помещиков (c) ". Думаю, поэтому и ...
Там, в эпизоде, описано некое противостояние крепостного священика и его барина, который прямо во время службы позволял себе спорить с батюшкой.
Ещё, мельком прочитала, в этой же статье, что заступался за крепостных крестьян, в то время, только святитель Игнатий (Брянчанинов). Если бы священники были крепостными, - то, он не смог бы открыто выступать против поведения помещиков и против крепостного права. Он же сам был священнослужителем. Но он ... " ...(c)... Архимандрит Игнатий провел тщательнейшее расследование и своей стойкой принципиальной позицией добился повторного расследования дела. В результате расследования имение помещика Страхова было отдано под правление и надзор полномочных представителей дворянского собрания губернии. Священники, проходящие по делу как свидетели, были укрыты от насилий местной власти в монастыре с сохранением им жалования... (c)... "
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Наталья, прочитав ту статью, и тот отрывок что привела Вам, поняла так что священники не были крепостными, как крепостные крестьяне. А такое вольное обращение с ними помещиков происходило от того что священники и их приходы - " целиком зависели от благоволения местных помещиков (c) ". Думаю, поэтому и ...

Ещё, мельком прочитала, в этой же статье, что заступался за крепостных крестьян, в то время, только святитель Игнатий (Брянчанинов). Если бы священники были крепостными, - то, он не смог бы открыто выступать против поведения помещиков и против крепостного права. Он же сам был священнослужителем. Но он ... " ...(c)... Архимандрит Игнатий провел тщательнейшее расследование и своей стойкой принципиальной позицией добился повторного расследования дела. В результате расследования имение помещика Страхова было отдано под правление и надзор полномочных представителей дворянского собрания губернии. Священники, проходящие по делу как свидетели, были укрыты от насилий местной власти в монастыре с сохранением им жалования... (c)... "
Спасибо)
 
Православный христианин
(...) Ещё, мельком прочитала, в этой же статье, что заступался за крепостных крестьян, в то время, только святитель Игнатий (Брянчанинов). (...)
Очень ярко обличал помещиков свт. Тихон Задонский (1724 -- 1783).
Вот одно из характерных его писаний на этот счёт:

"Многие господа так рабов и крестьян своих наказывают, что больше мучают их, нежели наказывают. Видно, что такие господа не испытали на себе и не знают, что такое раны и как тело от них болит. Как они себе ни льстят, однако пусть знают, что подражают древним мучителям, гнавшим Церковь Христову, которые христиан, как звери агнцев, терзали. (...)

Многие так обременяют своих крестьян работами, или оброками, что из-за этого крестьяне не имеют, чем питаться и одеваться, и в чем жить и упокоеваться. По-видимому, таковые господа полагают, будто бы крестьяне не такие же люди, как и они сами, но как бы не имеют нужды в пище, одеянии, доме и покое. Когда они здраво рассудят, то узнают подлинно, что пребывают в богомерзком пороке хищения и насилия. Многие из них и храмы Божии созидают и украшают, иные богадельни строят, иные к чужим щедры. Но все это никакой пользы им не приносит. Ибо, какая польза с похищения Божии храмы и богадельни строить? И что пользы у одних отнимать и другим давать? И таким господам ты берегись подражать, дабы не разделить с ними плачевной участи. Столько они воздаяния примут от праведного Судии, сколько Его людей обижают. Тяжко одного человека обидеть, а тем более многих. Бог лица человеческого не приемлет. Пред Ним все равны, господа и рабы их. Ибо смотрит не на лица, но на дела."
 
Православный христианин
Есть книга Салтыкова-Щедрина, "Пошехонская старина". Там, в эпизоде, описано некое противостояние крепостного священика и его барина, который прямо во время службы позволял себе спорить с батюшкой.
Вот цитата из произведения.
Попы в то время находились в полном повиновении у помещиков, и обхождение с ними было полупрезрительное. Церковь, как и все остальное, была крепостная, и поп при ней – крепостной.
Возможно, имеется ввиду просто название по месту службы. Раз церковь - крепостная, то служитель при ней - крепостной, наподобие как если бы дворян из крепости называли крепостными дворянами по месту жительства, но не по сословию.
Но вот Павел Адельгейм говорил, что священник по сути является в какой то мере крепостным, полностью и безпрекословно зависящим от епископа.
Крепостное бесправие священника не должно быть терпимо ни в церкви, ни в государстве, которое называет себя правовым.

  14.10.2007 г. Покров Пресвятой Богородицы
  Свящ. Павел Адельгейм. https://newsland.com/user/ADSemenov...voi-dogovor-ili-krepostnaia-zavisimost/660786
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Вот цитата из произведения.

Возможно, имеется ввиду просто название по месту службы. Раз церковь - крепостная, то служитель при ней - крепостной, наподобие как если бы дворян из крепости называли крепостными дворянами по месту жительства, но не по сословию.
Но вот Павел Адельгейм говорил, что священник по сути является в какой то мере крепостным, полностью и безпрекословно зависящим от епископа.
О, спасибо. До такого толкования этого эпизода я не додумалась.
 
Православный христианин
Возможно, имеется ввиду просто название по месту службы.
Да нет, это просто Щедрин так "любил" Церковь.

Интересует такой вопрос -- мог ли священик быть крепостным?
Конечно, нет.
 
Православный христианин
Когда-то "давным-давно в далёкой галактике" - то есть, простите, на другом форуме - для ответа на вопрос о крепостных мне довелось скачать "Свод законов о состоянии людей в государстве" 1833 г. Наверное, его и сейчас можно найти в сети, правда там формат pdf и соответственно объём почти 16 Мб.
Ст.2 этого свода определяет 4 "главных рода людей": дворянство, духовенство, городские обыватели и сельские обыватели. Ст.192 прямо указывает: "В белое Духовенство могут вступать лица из всех вообще состояний кроме крепостных, пока они не будут отпущены узаконенным порядком на волю". Полагаю, это полностью отвечает на заданный автором темы вопрос.
 
Православный христианин
Когда-то "давным-давно в далёкой галактике" - то есть, простите, на другом форуме - для ответа на вопрос о крепостных мне довелось скачать "Свод законов о состоянии людей в государстве" 1833 г. Наверное, его и сейчас можно найти в сети, правда там формат pdf и соответственно объём почти 16 Мб.
Ст.2 этого свода определяет 4 "главных рода людей": дворянство, духовенство, городские обыватели и сельские обыватели. Ст.192 прямо указывает: "В белое Духовенство могут вступать лица из всех вообще состояний кроме крепостных, пока они не будут отпущены узаконенным порядком на волю". Полагаю, это полностью отвечает на заданный автором темы вопрос.
Тут нужно добавить,что:"В нач. 19 в. разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания)."
В веке 18-м определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий было запрещено.
 
Православный христианин
День добрый)
Ищу помощь и информацию.
Интересует такой вопрос -- мог ли священик быть крепостным?
Есть книга Салтыкова-Щедрина, "Пошехонская старина". Там, в эпизоде, описано некое противостояние крепостного священика и его барина, который прямо во время службы позволял себе спорить с батюшкой.
Книга считается довольно автобиографичной, так что эпизоды вряд ли придуманные. Скорее, писатель мог ошибиться в определении статуса служителя.
Буду благодарна за разъяснения.
Это все-равно,что задать вопрос:мог-ли дворянин быть крепостным?
Духовенство,к началу-середине 18 века ,оформилось в привилегированное сословие,пользовавшееся(по,крайней мере,для священников и диаконов с членами их семей) теми же правами,что и личное дворянство.Поэтому принявший сан священник(диакон и др.) не мог быть крепостным по-определению.
 
Последнее редактирование:
Сверху