Юлия, добрый день!
Действительно, если были психотические симптомы, как вы пишите, то надо быть крайне осторожной.
Дело в том, что мы способны искажать реальность, добавляя в нее что-то из своего сознания. Чисто и непосредственно без искажений может воспринимать реальность человек, душа которого очищена глубоким покаянием. Но кто из нас может сказать о себе, что это так. Всегда существует опасность искажения. Не зря Святые Отцы призывают нас к трезвению, запрещают поддаваться фантазиями.
Психологические защиты - это по сути защитная реакция нашей психики от той реальности, которую нам не понести пока в силу нашей греховности.
Ведь нужна определенная духовная мудрость и сила чтобы видеть глубоко и честно и себя, и своих близких, и суметь это выдержать без искажений, без страха.
Защиты могут рухнуть. Но на их месте уже должно быть что-то крепкое, основанное не просто на нашем желании или хотении, а именно крепость духа и глубокая вера в Бога.
И если мы духовно возрастаем, то эти защиты сами отпадают постепенно за ненадобностью. Здесь хочу сделать дополнение: не просто духовно возрастаем, опираясь на себя, а именно в Церкви. Духовная работа вне Церкви может привести к усилению гордыни, к прелести.
Именно в Церкви мы познаем, что есть истинное смирение, что есть терпение. И находясь в Церкви мы понимаем для чего нам посылаются скорби и болезни, учимся истинному глубокому прощению....
Очень важно искренне и глубоко исповедоваться и систематично причащаться. И хорошо бы, чтобы у вас был священник, который знает вас.
Вот пишу, и вижу сама, что не все так просто. И нет общих схем. И всегда есть опасность не суметь верно донести свои мысли именно в рамках такой переписке на форуме. И тут лишь приходится предупредить, что вся полнота ответственности за принятие решений ложится на самого человека.
Бывает, к сожалению и так, что само нахождение в Церкви человек использует как защиту. Обычно, это происходит тогда, когда он не идет дальше обрядовых вещей. Есть, к сожалению, и тут люди которые не интересуются работой по освобождению себя от страстей.
Для них важнее всего соблюдение внешних обрядовых вещей. И дальше этого им не сдвинуться. Это и есть форма психологической защиты, которая распространена среди церковных людей.