Любовь к Небесному Отцу и любовь к земному отцу.

Интересующийся
Здравствуйте, Алексей Михайлович.
3 ноября я попала в одну непростую ситуацию, из которой вижу только один выход - разговор с таким человеком, как Вы - православным христианином,
и одновременно человеком, хорошо знающим жизнь в миру.
Ситуация эта началась в этом году,
3 ноября. В этот день я узнала, что в жизненные интересы моего друга детства входят... оккультизм, астрология, книги Блаватской.
Но! Он не служит силам тьмы, как Кашпировский, он не лидер секты
и даже не "рядовой" сектант.
Просто собирает и читает книги по вышеперечисленным безобразиям, но на практике эти безобразия - составление гороскопов, гадания, вовлечения в секты и лжеучения, создание сект и лжеучений и т.д. - не применяет, это я твёрдо знаю
По основной профессии мой друг детства - актёр театра и кино (после просмотра сериала с его участием я с ним и познакомилась). Сейчас работает в камерном театре "Серебряное копытце" в городе Нижний Тагил - играет в нём старика Кокованю.
Кроме того, в его интересы входят (цитирую): "люди, религии, вера, астрономия, математика, физика (среди его любимых авторов, как оказалось, есть Эйнштейн), история, политология, медицина, психология, кораблестроение, фантастика, фэнтези, любимые люди и их деятельность, просмотр советских, французских и некоторых американских фильмов, шахматы".
Вот что обидно - столько дарований,
и всё перечеркнула какая-то язычница!
Кроме Блаватской, читает ещё много сомнительных авторов - Чехова (настолько любимый автор, что мой друг сыграл его в одном спектакле и сам написал пьесу о нём), Грина, какого-то Андерсона, Аристотеля, Канта, Ницше (однако 9 мая для моего друга детства - святое, фашизм ему омерзителен). Толстого среди его "любимцев" нет, оно и понятно - у этого ересиарха и Чехова в своё время была непримиримая полемика. А мой друг детства возьми да и твёрдо склонись на сторону второго...
Говорит ещё - вот это самое обидное - что по мировоззрению православный.
Скорее, поддавшийся греху прелести учениями противников Православия.
Не так сильно, как Толстой, но поддавшийся...
И вот несмотря на то, что мне омерзительны оккультизм, астрология и лжеучение Блаватской, я не испытываю ненависти к этому человеку.
Он дорог мне не просто как друг детства, а как тот, кто заменил мне отца, к сожалению, бросившего меня ещё до моего рождения.
И я очень хочу узнать - возможно ли мне совместить любовь к Небесному Отцу, и к земному "отцу", то есть, молиться за то, чтобы мой друг детства, практически мой отец, стал на путь истинный через осознание вреда оккультных книг и отказ от их чтения? Могу ли я молиться за него и уже сейчас, пока я ещё не приняла Православие, и когда я приму его и стану Православной христианкой? И вообще, правильна ли моя позиция, что я считаю плохими только поступки моего друга, а не его самого, как личность?
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте, Александрина!

Вы пишете, что пока ещё не приняли Православную веру, хотя, как представляется из вашего сообщения, Вы всё же склоняетесь к тому, что эта вера спасительна (что и действительно так). Если Вы намерены вступить в Церковь, то я не вижу причин откладывать реализацию этого доброго намерения. Я не знаю, насколько Вы знакомы с основами Православного вероучения. Но вообще, как правило, сейчас не слишком трудно найти храм, где можно пройти катехизацию (оглашение), принять Крещение и стать членом Церкви Христовой.

Что касается вашего вопроса об уместности молитв за вшего друга, пока Вы ещё не вошли в состав Церкви, могу сказать следующее. Участвуя в Таинстве Крещения, Вы, помимо прочего, удочеряетесь Богу. Следовательно, став членом Православной Церкви, подлинной христианкой, Вы будете иметь особое дерзновение обращаться к Богу не только как к Творцу и Владыке, но и как к Вашему Небесному Отцу.

Опять же, в ответ на ваше недоумение, сообщу. Евангелие предоставляет нам пример обращения к Господу даже со стороны представительницы языческого мира. Приведу контекст: "...женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели" (Мк.7:26-28). Замечу, правда, что на тот момент Церковь, всё же, ещё не была создана.

Относительно увлечения вашего ближнего множеством разноообразных учений, следует заметить. Иногда подобного рода увлечения артикулируются, как суетливые, а само многообразное мудрование - как суемудрие. Ему это надо?

Вы спрашиваете:
правильна ли моя позиция, что я считаю плохими только поступки моего друга, а не его самого, как личность?

Подчеркну, что совершение тех или иных нравственно оцениваемых поступков влияет, а не не влияет на формирование нравственного устроения личности. Насколько ваш знакомый хорош или плох, точно знает Господь!

Благодарю за вопрос!
 
Интересующийся
Здравствуйте, Александрина!

Вы пишете, что пока ещё не приняли Православную веру, хотя, как представляется из вашего сообщения, Вы всё же склоняетесь к тому, что эта вера спасительна (что и действительно так). Если Вы намерены вступить в Церковь, то я не вижу причин откладывать реализацию этого доброго намерения. Я не знаю, насколько Вы знакомы с основами Православного вероучения. Но вообще, как правило, сейчас не слишком трудно найти храм, где можно пройти катехизацию (оглашение), принять Крещение и стать членом Церкви Христовой.

Что касается вашего вопроса об уместности молитв за вшего друга, пока Вы ещё не вошли в состав Церкви, могу сказать следующее. Участвуя в Таинстве Крещения, Вы, помимо прочего, удочеряетесь Богу. Следовательно, став членом Православной Церкви, подлинной христианкой, Вы будете иметь особое дерзновение обращаться к Богу не только как к Творцу и Владыке, но и как к Вашему Небесному Отцу.

Опять же, в ответ на ваше недоумение, сообщу. Евангелие предоставляет нам пример обращения к Господу даже со стороны представительницы языческого мира. Приведу контекст: "...женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели" (Мк.7:26-28). Замечу, правда, что на тот момент Церковь, всё же, ещё не была создана.

Относительно увлечения вашего ближнего множеством разноообразных учений, следует заметить. Иногда подобного рода увлечения артикулируются, как суетливые, а само многообразное мудрование - как суемудрие. Ему это надо?

Вы спрашиваете:


Подчеркну, что совершение тех или иных нравственно оцениваемых поступков влияет, а не не влияет на формирование нравственного устроения личности. Насколько ваш знакомый хорош или плох, точно знает Господь!

Благодарю за вопрос!
 
Интересующийся
Здравствуйте, Алексей Михайлович. Долго не отвечала, потому что хотела внести свой вклад в окончание этой истории не только словом, то есть, молитвой, но и "делом", то есть, разговором с моим другом - попыткой убедить его, что многое из того, чем он занимался - плохо, и почему это плохо. Результат этого вклада - две "царапины" на моём сердце от горестных переживаний и заочное знакомство с человеком, похожим на принца, отдавшим сердце... нет, не принцессе-супруге, а детям - 1200 крестникам и множеству
просто учеников - все они у него "малыши" да "сынули". Сердце подсказывает, сколько любви ко мне, как к своей ближней, он может мне подарить.
В конце июня этого года я попробовала поговорить с моим другом по советам одного человека, по имени Андрей (не сочтите меня ябедой, но это он считает занятия, вроде кораблестроения, медицины и т.д., а также чтение фантастики и фэнтези... если уж не полезными, то хотя бы не приводящими человека к злу-греху, но и не делающими его праведником, при условии, что занимаясь перечисленным, человек будет сохранять ясность рассудка и не позволять себе стать рабом перечисленного. Но считает он эти занятия и полезными, при соблюдении тех же условий). Отправила другу сообщение по электронной почте - по-другому не смогла с ним поговорить по многим независящим от меня причинам - и обратилась с просьбой к святому мученику Юрию Новицкому с просьбой вразумить раба Божьего Олега (так звали моего друга). Просила так почти каждый день, но ни хорошего, ни плохого ответа от моего друга не получила. А 21 июля вечером, получила первую "царапину" - известие о том, что его не стало, ещё 14 июля - он тяжело болел, болезнь оказалась сильнее. До сих пор не перестаю надеяться, что он прочитал моё сообщение, отправленное в конце июня, и смог раскаяться в своих заблуждениях - узнать об этом наверняка не у кого. Но поскольку мой друг принадлежал к Православной Церкви, несмотря на все его грехи, я сходила в церковь 22 июля, поставила за него свечу и прочла молитву.
И вот теперь я понимаю знакомство с "принцем", как два варианта ответа на просьбу о вразумлении моего друга. Первый вариант - я поговорила с моим другом слишком поздно для его вразумления, но этот поздний разговор всё же был выражением любви к ближнему, тем более, грешному ближнему (пословица "Лучше поздно, чем никогда"). А "принц" послан мне в награду за эту любовь и в утешение горестного переживания - для того, чтобы, глядя на его добрый пример, я училась добродетелям православной христианки, а не вздумала отчаиваться.
Второй вариант, на который не смею и надеяться - разговор с моим другом помог ему раскаяться в его заблуждениях, и знакомство с "принцем" - моя награда за это. А вторую "царапину" - молчание "принца" в ответ на моё письмо к нему - можно понимать, как испытание - буду ли я вести себя смиренно, молиться за этого ставшего дорогим мне человека и за себя. Хоть и трудно, но стараюсь.
 
Интересующийся
Долго не решалась в этом признаться, но через некоторое время после кончины моего друга я решила задать дерзновенный, даже сказала бы, страшный вопрос - что будет с ним дальше?
Сама бы я на это не решилась, да вспомнилась мне книга "Что необходимо знать каждой девочке" - там такой вопрос задавала некая игумения о своей усопшей племяннице.
Ну, а я, не дерзая обратиться напрямую к Господу, попросила об этом в молитве святых Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова.
Получила ответ так - зашла на сайт "azbyka.ru" в воскресенье и прочитала:
"До Страшного суда окончательная посмертная участь людей ещё не определена окончательно, и мы можем помочь душам тех людей, которые не определили себя полностью ни в сторону добра, ни в сторону зла, но сохранили определённый духовно-нравственный потенциал. В этом отношении нашу молитву за них можно сравнить с ветром, который раздувает тлеющие угли, и из них может загореться огонь (эта параллель тем уместней, что Сам Бог нередко представляется в Предании Церкви под символическим образом огня).
В целом мы можем помочь им взращивать любовь, которую они не проявили на земле, привлекая этим божественную благодать:
- поминовение на Литургии (самое действенное) и заупокойных богослужениях (панихиды, заупокойные литии, парастасы).
Интересен следующий исторический пример. Ещё до прославления в лике святых архиепископа Феодосия Черниговского (1896), иеромонах Алексий, переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему: «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где святой Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. «Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаёшь людям Божию благодать?» - спросил иеромонах. «Да, это верно, - ответил святой Феодосий, - но приношение на Литургии сильнее моих молитв».
- домашняя молитва;
- милостыня (материальная, душевная и духовная);
- различные подвиги, например, посты, бдения за усопших (наша жертва любви за них).
Следует отметить, что молитвы и подвиги за усопших имеют значение и для самих молящихся. И они получают Благодать от Бога. Вообще, христианское самоотвержение никогда не бывает в ущерб себе".
И конечно, я не осталась в долгу - уже днём в воскресенье прочитала благодарственные молитвы Господу, Его Пречистой Матери, святым Юрию, Иоанну и с ними Вениамину и Сергию.
Кстати, было бы хорошо включить эту цитату в "Уроки о здоровье и добродетели".
 
Сверху