Любовь к чтению и вопрос

Томск
Православный христианин
Здравствуйте всем. Хочу услышать ваше на вашем опыте.
С детства очень любил читать. Читал всякое: приключения, трагедии, фантастику, исторические книги, детективы и психологический роман. Именно в книгах находил пищу для размышления и поиска.
С укреплением cебя в Православии, начал читать книги, написанные священниками, позже смог читать и Святых отцов, различные толкования на Священное писание и т.д.
И чем дальше я углублялся в вере и чтении духовной литературы, тем больше меня отталкивало от литературы, которую я читал до этого.
Я также признаю до сих пор, что и она очень полезна, потому что написана людьми, умными, ищущими правды, а зачастую и глубоко верующими. Но что-то читать мне ее стало сложно. Все время чувство, "зачем столько слов, когда истина гораздо короче и понятнее и она дана в Священном писании", "зачем я читаю столько и трачу время, когда мог бы почитать Иоанна Кронштадтского или Добротолюбие?"

Вопрос к вам.
Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Переставали ли вы читать светскую литературу? Или получалось совмещать?
Думаете, полезно ли читать разную литературу? Или если человек укрепился в истинном учении, ему полезно читать уже определенную духовную литературу?

Спасибо!
 
Московская область
Православный христианин
Здравствуйте, Глеб! Я тоже читающий человек, но читаю сейчас совсем другое, чем раньше.
У меня все так же, как у вас происходит. И совмещать чтение светской, как вы выразились и духовной литературы не получается.
Иногда берусь прочесть что-то, например детектив, потом понимаю, что пользы никакой от него не получила, наоборот, опустошение появляется.
Если это происходит, убираю все это чтиво. Классику читаю, люблю Достоевского, Толстого, исторические также.
Недавно прочла почти все книги Павла Басинского о Льве Толстом, его жизни и трагедии.
Может и вам понравится: "Святой против Льва"-о противостоянии писателя и Иоанна Кронштадтского. А также "Бегство из рая"-об уходе Л.Н. Толстого из семьи. Очень познавательно.
Короче говоря, ориентируюсь на то, что у меня внутри происходит, на состояние души.
 
Томск
Православный христианин
Спасибо, Маргарита.
Из последнего вашего предложения извлек пользу. Нужно искать неразрешенные вопросы внутри. На них порой можно найти ответы наверное и в обычной литературе.
А Достоевский наверное это один из немногих писателей, который уживается в двух наших литературных категориях. Очень многие священники цитируют Достоевского, называют любимым писателем. А роман Братья Карамазовы -настоящим православным кладезем.

Спасибо за ваше мнение!
 
Краснодарский край
Православный христианин
Глеб да мы с вами наверно родственники ;). Я прям Ваши слова к себе примеряю. Тоже запойно читаю с детства. Я всю библиотеку местную перелопатила, а дома у меня был книг огромный шкаф во всю стену. Сейчас тоже читаю только другие книги чем раньше. Но у меня светская литература быстро ушла. Вот как я пришла к вере и ушла. Просто стала неинтересна постепенно и никакого раздрая в душе нет по этому поводу. Убрала ее с полки и всё. Собрала уже огромную православную библиотеку и на планшете у меня гора книг. Если читаю что то полегче, чем святые отцы, ( а согласитесь прочитать их это не Донцову прочитать и забыть, моим мозгам например отдых и осмысление требуется) то читаю тоже что то душеполезное, есть много православной литературы, христианской, много православных библиотек и авторов, и современных, и та же класика с православным уклоном(Шмелёв, Лесков, Достоевский например). Иногда "отдыхаю" читая Жития святых. Ну очень люблю.
Полезно ли чтение светской литературы? Для меня нет. Отвлекает от Бога, мирские страсти, пустое времяпровождение. Лучше как вы написали Добротолюбие почитаю. Но если кому то удается совмещать то почему и нет? Все люди разные. Для меня столько православных и духовных книг, что их не перечитать до смерти, так зачем я буду рассеиваться на пустые светские слова?
 
Томск
Православный христианин
Вот тоже верно подметили, Екатерина, что духовной литературы так много, что ее одну даже не перечесть, даже если не отвлекаясь на другую.
Наверное, все-таки действительно прислушиваться к внутреннему себе и не врать. Тогда действительно можно найти, что нужно. Не засорять ум и сердце, а наполнять и помогать =)

К слову сказать, у меня так и с музыкой получилось. Когда стал укрепляться в вере нашей, я понял, что не могу уже часами слушать музыку. Она играет в голове и мешает думать и молиться. Раньше я считал, что наоборот музыка, которая внутри меня, меня греет и не дает отчаиваться. Может немного так и было, но теперь абсолютно мне это не нужно. С книгами видать также.

Жду еще ваших историй :)
 
Православный христианин
Здравствуйте всем. Хочу услышать ваше на вашем опыте.
С детства очень любил читать. Читал всякое: приключения, трагедии, фантастику, исторические книги, детективы и психологический роман. Именно в книгах находил пищу для размышления и поиска.
С укреплением cебя в Православии, начал читать книги, написанные священниками, позже смог читать и Святых отцов, различные толкования на Священное писание и т.д.
И чем дальше я углублялся в вере и чтении духовной литературы, тем больше меня отталкивало от литературы, которую я читал до этого.
Я также признаю до сих пор, что и она очень полезна, потому что написана людьми, умными, ищущими правды, а зачастую и глубоко верующими. Но что-то читать мне ее стало сложно. Все время чувство, "зачем столько слов, когда истина гораздо короче и понятнее и она дана в Священном писании", "зачем я читаю столько и трачу время, когда мог бы почитать Иоанна Кронштадтского или Добротолюбие?"

Вопрос к вам.
Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Переставали ли вы читать светскую литературу? Или получалось совмещать?
Думаете, полезно ли читать разную литературу? Или если человек укрепился в истинном учении, ему полезно читать уже определенную духовную литературу?

Спасибо!
Все так же как у Вас, у Маргариты и Екатерины. Когда возникали подобные мысли о совмещении чтения святоотеческих книг и светской литературы, то понимал, что это естественный процесс отхода от мирской суетной литературы. Кстати, очень разонравился Ф.Достоевский, а вот к Л.Толстому как писателю, но не религиозному мыслителю, отношусь с уважением.
 
Иркутская обл.
Православный христианин
78.jpg
Все так же как у Вас, у Маргариты и Екатерины. .
Тоже самое,Глеб,но исторические романы и др.книги по русской истории ещё бывает перечитываю,но всё реже.

П.ч. есть книги,которые "честнея чистаго злата и сребра и камений драгих,ничемже можеши обрести и купити Царствие Небесное...еже есть прочитанием ..святых книг.. "
 
С

Светлана Нико*

Guest
Все так же как у Вас, у Маргариты и Екатерины. Когда возникали подобные мысли о совмещении чтения святоотеческих книг и светской литературы, то понимал, что это естественный процесс отхода от мирской суетной литературы. Кстати, очень разонравился Ф.Достоевский, а вот к Л.Толстому как писателю, но не религиозному мыслителю, отношусь с уважением.
А вот мне Достоевский стал ближе и понятней - понятней в его глубине - после отхода в целом от светской литературы. Лесков, Гончаров, Мельников-Печерский и, совершенно неожиданно для самой себя, Чехов. Это мои писатели для "отдыха души", для дней, когда требуется чем-то занять и унять воображение.
А еще английская литература, особенно Диккенс, то немногое, что осталось близким.
 
Т

Тата Довыденко

Guest
Я читаю любые добрые книги сказки, рассказы, истории,притчи.Больше всего люблю читать духовную литературу.
 
Православный христианин
А вот мне Достоевский стал ближе и понятней - понятней в его глубине - после отхода в целом от светской литературы. Лесков, Гончаров, Мельников-Печерский и, совершенно неожиданно для самой себя, Чехов. Это мои писатели для "отдыха души", для дней, когда требуется чем-то занять и унять воображение.
А еще английская литература, особенно Диккенс, то немногое, что осталось близким.
Достоевский - по идеологии почвенник. Он мыслит возрождение русского человека в первую очередь от принадлежности к земле (почве), то есть от народности, а не от принадлежности к Православной Церкви. У него прямая связь: Бог - народ. Церковь - на втором, а то и на третьем, четвёртом месте.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Знаете, мне как-то не принципиально какой идеологии придерживаться Достоевский. Для меня это в первую очередь глубокомыслящий православный автор, мнению которого я доверяю.
 
Православный христианин
С

Светлана Нико*

Guest
А чего он глубоко мыслит?
А чего тут объяснять? Это самому надо проникнуться. А если Вам сейчас нравится Толстой, то про Достоевского нет смысла говорить. Толстой-логик, а у Достоевского на первом месте сердце человеческое.
 
Православный христианин
А чего тут объяснять? Это самому надо проникнуться. А если Вам сейчас нравится Толстой, то про Достоевского нет смысла говорить. Толстой-логик, а у Достоевского на первом месте сердце человеческое.
У меня нет любимых писателей от художественной литературы. Толстого привёл только для сравнения.

У протестантов тоже на первом месте сердце человека (ум или душа), поэтому это не довод. Достоевский не пишет про Церковь, у него лучший Христос, это Русский Христос. У него Церковь есть национальное общество русского народа. И т.д. и т.п.
 
С

Светлана Нико*

Guest
У меня нет любимых писателей от художественной литературы. Толстого привёл только для сравнения.

У протестантов тоже на первом месте сердце человека (ум или душа), поэтому это не довод. Достоевский не пишет про Церковь, у него лучший Христос, это Русский Христос. У него Церковь есть национальное общество русского народа. И т.д. и т.п.
Первый раз сталкиваюсь с тем, что Достоевского причислили к протестантам. Уж более православного писателя найти трудно.
И почему,собственно, Достоевский должен был писАть о Церкви? Что за странные упреки в адрес писателя? Ну не нравится Вам и не нравится, у каждого свое устроение души и вкусы разные. Зачем же доказывать, что не просто не нравится, а потому что не так пишет?
Да и национализм, тем более в определении Христа, Вы зачем-то ко всем обвинениям добавили. Это-то здесь причем?
 
Православный христианин
Первый раз сталкиваюсь с тем, что Достоевского причислили к протестантам. Уж более православного писателя найти трудно.
И почему,собственно, Достоевский должен был писАть о Церкви? Что за странные упреки в адрес писателя? Ну не нравится Вам и не нравится, у каждого свое устроение души и вкусы разные. Зачем же доказывать, что не просто не нравится, а потому что не так пишет?
Да и национализм, тем более в определении Христа, Вы зачем-то ко всем обвинениям добавили. Это-то здесь причем?
.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Вячеслав, нет у меня желание продолжать пустую дискуссию.
Достоевский Федор Михайлович глубоко православный человек. Благословение на писательский труд он, в частности, получил от Оптинских старцев. И доказывать православность его творчества считаю бессмысленным.
 
Православный христианин
Вячеслав, нет у меня желание продолжать пустую дискуссию.
Достоевский Федор Михайлович глубоко православный человек. Благословение на писательский труд он, в частности, получил от Оптинских старцев. И доказывать православность его творчества считаю бессмысленным.
Нет, так нет.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Вячеслав, нет у меня желание продолжать пустую дискуссию.
Достоевский Федор Михайлович глубоко православный человек. Благословение на писательский труд он, в частности, получил от Оптинских старцев. И доказывать православность его творчества считаю бессмысленным.

Но Вы же говорите о творчестве Федор Михайловича.А оно отнюдь не православно.В его романических драмах религиозного содержания с морально -метафизическими претензиями,присутствует и пелагианство и манихейство и т.д.Нет наверное ни одного православного догмата,не искаженого в романах писателя.

Так что как писатель он весьма самобытный интересный ,но воспринимать его как богослова-нельзя.Для развития сознания его произведения подходят,для религиозного ориентирования-нет.Люди которые знают Каппадокийцев,сразу чувствуют его фальш.Но он ведь не претендовал на свое Евангелие.
С Оптинскими старцами не все так гладко было у Федор Михайловича.
 
Сверху