Личный вопрос в духовной жизни

город Минск
Православный христианин
Здравствуйте! Посоветуйте, пожалуйста, малоопытной православной христианке, стоит ли говорить напрямую священнику, у которого часто исповедуешься и посещаешь постоянно проводимые им беседы в храме, о том, что существуют поводы для смущения относительно его личности (и членов его семьи) в мыслях, чувствах и т.д. Или же будет более полезно исповедовать (называть) грехи в общем, не вдаваясь в подробности и не открывая до конца свои немощи чужому человеку? Может ли быть соблазном для священника такая излишняя откровенность? И не будет ли более честным выходом из ситуации попробовать исповедоваться у других священников, поскольку такая возможность есть. Мне трудно общаться с человеком, когда он вызывает во мне слишком много эмоций, ощущений и переживаний, в том числе и негативных. Отсюда и вопросы. Спасибо.:):rolleyes:
 
Здравствуйте Юлия!
Я думаю, что для начала вам следует ответить себе на вопрос: Для чего вы исповедуетесь? Возможно, следует вопросы поставить более конкретно: Чего вы ожидаете от исповеди? Каких результатов? Что исповедь может или должна изменить в вас? Почему она вам необходима?
Постараться ответить максимально честно себе самой. Тут не следует торопиться с ответами. Возможно об этом следует подумать не один день.
Второе, это проанализировать те чувства, которые у вас вызывает священник. С чем связаны эти чувства? С его поступками, с его отношением к вам, с его словами?
Вас беспокоят ваши чувства? Или вас беспокоит этот человек, его жизнь, его поступки, его слова?
Тут очень важно суметь разделить. Что именно вызывает беспокойство?
Следующий шаг – это вы принимаете решение что-то с этим делать. Думаю, что, делать следует только в том случае, если вы испытываете чувства, которые, вы бы не хотели испытывать (если вы их расцениваете, как грехвоные).
Конкретно о своих чувствах вы не пишете. Я могу только предположить, что это могут быть: осуждение, гнев, досада, раздражение, презрение и т.д. Продолжать можно долго.
Суть даже не в конкретном каком-то чувстве. Суть в том, что оно вам причиняет беспокойство, и вы хотите с этим что-то сделать.
Дальше я бы посоветовала в спокойном состоянии представить; как бы мысленно проиграть три вида развития ситуаций. (По-моему, вы сами рассматриваете именно такие возможные варианты ваших действий):
1. Вы исповедуетесь этому священнику, но, как вы выразились обтекаемо, не конкретно.
2 Вы исповедуетесь этому же священнику вполне конкретно, говоря о своих чувствах к нему.
3. Вы находите возможность подробно и честно исповедоваться другому священнику…
Какой из трех вариантов принесет вам облегчение и наибольшую духовную пользу? К чему вы больше склоняетесь исходя из результата, который ожидаете от исповеди?
Не надо только с этим торопиться. Возможно, следует помолиться перед тем, чтобы принять решение. Но принять его, я думаю, придется все же самостоятельно.
Вряд ли, не зная толком, что произошло, не зная ни вас, ни этого батюшку, можно вот так со стороны посоветовать.
Критерий один: в каком случае, для вас будет большая духовная польза.
Если вы будете к себе достаточно внимательны, то ответ придет.
Если вам все же будет трудно принять решение, то я бы посоветовала вам сначала исповедоваться другому священнику. Это поможет вам разобраться с собой. А потом, если будет такая необходимость, то исповедуетесь и этому батюшке.
Однако, следует помнить одну вещь. Иногда мы наделяем других людей чувствами, которые они не испытывают, мы склонны вешать ярлыки, давать характеристики, осуждать…
В этом случае срабатывает психологический механизм, называемый проекцией. Это означает, что мы наделяем кого-то чувствами или приписываем ему мотивы поступков, которые свойственны нам самим. Мы как бы проецируем на другого человека что-то, что есть в нас. Но ЭТО в нас пока скрыто от нашего сознания. Оно есть, но находится в подавленном, не актуализированном виде. Мы очень не хотим этого в себе признавать. И вытесняем это в сферу бессознательного, подавляем. Возможно, если бы вот так сразу же все это открылось, то мы просто не смогли бы этого выдержать. И Господь правду о нас открывает нам постепенно. Только тогда, когда у нас есть силы понести свои грехи и с ними справляться. Именно проекция – это первый шаг к тому, чтобы начать искать в себе то, что так отвращает в другом человеке. С приобретением духовного опыта, вы начнете все больше делать «открытий» о себе, и меньше тревожиться по поводу недостатков других.
Всего вам доброго.
Легостаева Марина Вениаминовна (ОПП С-Пб).
 
город Минск
Православный христианин
личный вопрос в духовной жизни

Уважаемая Марина Вениаминовна! Хочу Вас поблагодарить за такой содержательный и подробный ответ. Если Вы позволите, то я готова уточнить мой вопрос. Да, действительно, за моими чувствами (а чувства эти представляют собой смесь раздражения и страха) стоит мое внутреннее напряжение, которое выражается также и на телесном уровне: у меня возникает самопроизвольное подергивание головы, происходит вздутие живота, может покраснеть кожа на руках. Подобные проявления для меня характерны тогда, когда я как бы нахожусь в защитной позе, ожидая агрессивное поведение со стороны другого человека (или животного) в отношении меня. Однако, к сожалению, для меня не очевидно, в каких случаях есть реальная угроза, а в каких - проекция на ситуации, испытанные мною в прошлом. Дело в том, что я: во-первых, я выросла в семье, где отец проявлял насилие (в особенности, моральное, но и физическое тоже), и моя мать стала явной жертвой, хотя однозначно нельзя винить его одного в ее болезни (это не меняет ничего: главное, что я свидетель и невольный соучастник того, как более сильный издевался над более слабым); во-вторых, я неоднократно подвергалась нападкам от посторонних людей (сексуальному насилию, психологическому давлению, эмоциональному преследованию) с самых юных лет (в первый раз это произошло, когда мне было четырнадцать лет: на меня набросился в лифте незнакомый молодой человек); в-третьих, я одинока, у меня нет близких людей. Я постоянно обращаюсь за помощью к психологам, психотерапевтам и другим людям, внушающим мне доверие. Вот почему, придя в Русскую Православную Церковь после перенесенного тяжелого невроза, восприняв умом христианскую веру, я ошибочно представляла, что верующие люди должны быть чужды насилия. Свою надежду я возложила на Бога и наивно полагала, что со мной будут происходить чудеса, чудеса, чудеса. И правда, в течение пяти лет я воцерковилась, то есть регулярно посещаю службы, участвую в Таинствах, беседах со священнослужителями, читаю, слушаю, понимаю, даже пою. Я внутренне начала исцеляться, почувствовала силу, свою личность, свободную волю. И теперь снова тот же барьер: я столкнулась с резким обращением среди церковнослужителей. Тот священник, к которому я пришла сразу (и непоколебимо верю в то, что меня привел к нему именно Господь) солидный (достиг уже шестидесятилетнего возраста, сын священника), опытный, седовласый и достаточно вежливый, сдержанный человек. Приходилось общаться с его младшим сыном, который также служит в нашем Соборе. Кризис начался, когда я столкнулась с другим их родственником, который также является служителем нашего храма. В отличие от спокойных и уравновешенных родных, он импульсивный и вспыльчивый. И «удар» я получила бы не настолько сильный, если бы его ожидала. Меня это все застало врасплох. Теперь я избегаю встреч с этим человеком, стараюсь не ходить на службы, где он присутствует. Не буду описывать ту бурю страстей, которую уже как год я привыкла носить в себе и терпеть. Конечно, я исповедовать в них, искренне желаю освободиться от привязанности к этим людям и сосредоточиться в мыслях на Боге, на Него одного уповать. Но люди, всё-таки, кажутся ближе… Боюсь, что уже утомила вас. В результате я начала писать странные стихи, от которых мне легче на душе. И теперь тот священник, который стал для меня проводником в мир Православного Христианство, который неизменно был ко мне добр и дал мне не один полезный совет, и духовный, и психологический, у меня «под подозрением». Не могу избавиться от внутреннего восприятия, что они – одна семья, и значит, что-то в этом есть «не то». Себе я не доверяю также, поскольку на сегодняшний день мне ясно: это для меня (!) все слишком (с)ложно, придут другие люди – и с ними у меня будет тоже какая-нибудь «заморочка». В заключение: мне говорил священник (седой, с бородой), что это всё бесы. Готова поверить. Мне теперь тоскливо, что я не могу и не хочу ни с кем общаться, тем более близко. Не вижу возможности разобраться. Стараюсь не унывать.
 
Юлия, добрый вечер!
Картина понемногу вырисовывается, если так можно сказать. С вами происходит вполне нормальный процесс, который связан с воцерковлением.
Здесь я имею в виду, что постепенно вы начинаете отказываться от иллюзий, что священнослужители – это какие-то особенные, почти святые люди. А в церкви собрались если не «почти святые», то уж точно какие-то отличные от других в сторону святости люди.
Это не так. И священнослужители люди РАЗНЫЕ; и в церкви тоже люди очень РАЗНЫЕ.
Искушения бесовские похоже присутствуют в том, что вы поддаетесь помыслам и начинает обобщать. Это у вас звучит так: Не могу избавиться от внутреннего восприятия, что они – одна семья, и значит, что-то в этом есть «не то».
Не следует доверять этому помыслу. Ничего не следует из того, что они – одна семья. Это совершенно неверное логическое заключение – иррациональное.
Мы же не думаем, что если среди учеников Христа был Иуда, то это должно означать для нас, что и со всеми другими Его учениками что-то не то.
Скорее наоборот, исходя из этого, мы понимаем, что в церкви есть разные люди, иногда полярно разные по своим духовным качествам. Но это не должно нас искушать, не должно вводить в соблазн выйти из Церкви. Скорее наоборот, мы должны оставаться, учиться преодолевать все искушения, и на этом вырасти в полную меру Христову, на которую мы способны. И должны принести определенный духовный плод.
Этот период вашего воцерковления можно определить, как один из духовных кризисов. От вас зависит, преодолеете ли вы его, тем самым выйдете из него более зрелой и крепкой; или не выдержите, и отвалитесь от Церкви.
Надо помнить, что любой кризис в себе всегда таит возможность роста, взросления, трансформации… В этом его истинное назначение.
Кризисы, как новые возможности, нас сопровождают всю жизнь. И это наш выбор – проживать их достойно или уклоняться, а значит, лишить себя возможности взросления.
Вы пишете, что стали писать стихи. Возможно – это еще один из положительных результатов вашего кризиса.
Я советую вам внимательно и с уважением отнестись к тому, что сейчас с вами происходит; найти в себе силы преодолеть эти искушения; найти возможность глубоко и честно исповедоваться тому священнику, который готов понять и поддержать вас в вашей немощи.
Всего вам доброго!
Легостаева М.В. (ОПП С-Пб)
 
город Минск
Православный христианин
Дорогая Марина, с праздником Вас! Сегодня воскресенье, но я, к сожалению, не иду в храм. Истощение. Согласна, что кризис. О том, чтобы уйти из Церкви - не идет и речи. В этом вся моя жизнь. Вопрос, как рассчитать силы: нервная система у меня, на самом деле, подорвана. Могу ли я сама оценить, какая нагрузка не будет излишней? Рядом нет людей, которые могли бы подсказать. Никто не знает меня лучше, чем я сама, а сама я себя почти не знаю. Нужно ли обращаться к специалистам-психотерапевтам, психологам снова? И как среди них найти верующих христиан, которые могли бы понять духовное содержание моих поисков? ВОПРОСОВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ОТВЕТОВ. Спаси Господи!
 
Добрый день Юлия!
Спасибо за поздравление.
Самое главное – это оставаться с Богом в душе. И постепенно все выстроится.
Возможно, следует внимательно рассмотреть свою жизнь, разобраться именно с тем, что происходит сейчас, в настоящее время.
Чтобы было легче это сделать, можно проанализировать ее по отдельным направлениям.
Исходя из того, что мы представляем собой триединство духа, души и тела, было бы неплохо рассмотреть все эти составляющие своей личности, своего бытия отдельно.
Дух – эта та высшая часть психики, которая способна на общение с Богом.
Каково это общение? Как выстраиваются мои личные отношения с Христом?
Каким образом, я уклоняюсь от этих отношений? Как я предаю Его? И как я, тем самым, предаю себя?
В вашем случае было бы полезно начать разбираться со своими страхами. Что касается страхов – причина их может быть сформирована как на духовном, так и на душевном уровне. Часто страхи отражаются и на телесном уровне в форме каких-либо соматических симптомов.
Душевная область – это психическая область. Она включает в себя отношения и с собой, и с другими людьми и отношения к своей деятельности. Также это и творчество. Все это важно.
Каковы эти отношения?
Следует также задать вопросы: что не устраивает? Что не так? Чтобы хотелось изменить?
Тело тоже требует внимания. Ведь, по определению, наше тело – это храм Духа Святого.
Как вы относитесь к своему телу? Какова мера нагрузок? По силам ли это сейчас? Возможно, следует пересмотреть свое отношение.
Может быть, следует занятья спортом? Похудеть? Чаще бывать на природе?
Вообще-то познание себя начинается с вопросов себе, с самонаблюдения. Хорошо, если получается вести дневник. Форма ведения дневника может быть разной. Дневник позволяет лучше понять себя, свои внутренние состояния, мотивы своих поступков, реакции на различные события и на других людей. Это отдельная большая тема. Знаю по опыту, что если ведение дневника входит в привычку - это со временем дает результаты. Внутренняя жизнь гармонизируется.
Очень важно суметь принять свои немощи, свое несовершенство. Принять смиренно. Это может стать точкой отсчета, с чего начнется исцеление.
Часто до нервного истощения нас доводит так называемое невротическое стремление к совершенству – перфекционизм.
Это состояние, когда мы не довольны собой, сравниваем себя с окружающими, много времени посвящаем достижению успеха, одобрения со стороны окружающих.
Глубинным корнем этого стремления являются: гордыня, тщеславие, человекоугодие.
Невротическое стремление к совершенству очень отличается от того стремления к совершенству, которое нам заповедано, как существам духовным. В последнем случае процесс этот проходит исходя не из гордыни и нашей самости, а исходя из веры, надежды и любви. Это процесс совместного творчества человека и Его создателя. Мы же участвуем в нем в меру наших сил и нашей духовности. Смиренно и терпеливо.
Обычно нервное истощение и усталость возникают, когда заданы слишком большие скорости. Это касается также и личностного развития, и духовного тоже.
Организм не справляется с нагрузками. Значит, надо сделать паузу. Остановиться, разобраться с тем, что происходит, посвятить время осознаванию прожитого опыта.
Святые отцы считали, что познание себя – это первоочередная задача человека.
Систематичная работа с психологом тоже помогает в этом процессе. Тут самое важное, чтобы между вами выстроились отношения, чтобы было доверие психологу, к которому вы обратились за помощью. Это – основной критерий. Любые моменты недоверия и сомнений следует прояснять во время психологического консультирования. Если психолог не боится этого, не выстраивает жестко процесс, исходя из своей концепции или представления, больше слушает и задает вопросов, чем говорит сам; а после встречи с ним вам становится легче, то это, скорее всего, правильный выбор. Понятно, что для человека верующего важно, чтобы к его вере было отношение, по меньшей мере, уважительное. Все это можно прояснить уже на первой встрече.
Успехов вам в познании себя – этом удивительном и творческом процессе.
Легостаева М.В. (ОПП С-Пб)
 
город Минск
Православный христианин
психологическое давление

Здравствуйте, Марина! Я получила Ваше сообщение и очень обрадовалась. За этот небольшой промежуток времени мне удалось сделать несколько шагов по пути самопознания именно в тех направлениях, о которых Вы пишете. Я сделала паузу и попыталась разобраться. Действительно, тот священнослужитель (отец Г.), в отношениях с которым у меня возникли сложности (я сама считаю его своим духовным наставником, потому что он знает меня наиболее близко, к нему я впервые обратилась и с ним я общаюсь чаще, чем с другими священниками), занимает позицию пастыря, дающего четкую установку на необходимость самосовершенствования. Я это интеллектуально поддерживаю, так как такое поведение соответствует Евангелие. Однако, в человеческом плане у меня возникает эмоциональное напряжение, вызванное внутренним сопротивлением, поскольку психологически я не готова воспринимать такую высокую планку с требованиями саморазвития. И у меня на то есть личная причина: когда я болела неврозом, в самый кризисный момент для меня открылось знание, что спасает вера - вера в Бога, вера Богу и абсолютное доверие Его благому промыслу о каждом человеке, и, следовательно, персонально обо мне. Именно эта вера стала отправной точкой в процессе моего постепенного выздоровления. И когда я беседую со священниками, которые подчеркивают такое отношение к роли человека в спасении его души, то я успокаиваюсь и душой и телом, приходит состояние умиротворения, проясняется мой ум, и я вижу мою жизнь "здесь и сейчас", мои насущные задачи в укреплении веры и верности Богу в повседневной жизни. Но при соприкосновении с отцом Г. происходит периодически следующее: замечая его акценты (и словами, и, как я полагаю, некоторым неосознанным внушением своей собственной личностью) на силу человеческого разума, на необходимость достигать мастерства и прочих успехов в этой, земной, жизни, таким образом проявляя творческие способности, я внутренне смущаюсь и порой возмущаюсь. Выразить свои чувства открыто и возразить я не могу (объяснить, что я не могу принять такие убеждения), поскольку не позволяет, во-первых, страх греха (раздражительность, гнев и т.п.), а, во-вторых, возраст (ему 60 лет, мне 34), авторитетность (он: настоятель прихода, у него трое детей, девять внуков, сын, дочь и зять – церковнослужители; а у меня: ни семьи, ни детей, а про друзей – не уверена) отца Г. И тогда я молча сижу, и только дергается глаз или голова. Я стараюсь даже на него не смотреть. По сути, он прав, в словах, но для меня все это слишком. Я молюсь каждый день, чтобы Господь уберег (!!!) меня от злых дел и сохранил мою душу от падения в бездну, из которой она совсем недавно и чудом выкарабкалась. Сколько помню себя, столько жизнь моя напоминала мне ад. И, несмотря на мои внешние успехи в учебе, в работе, на мой прекрасный внешний вид, интересные занятия (фортепиано, танцы, фитнес и т.п.) и неустанное стремление к развитию своей натуры, мне становилось только хуже и хуже. И только осознание того, что я не одинока, что я нужна хотя бы одному живому Существу, придало моей жизни смысл. По-видимому, существует глубинное непонимание между мною и отцом Г. На мой взгляд, у него нет реального представления о том, на каком уровне "развития" нахожусь я, а под его мерки я точно не гожусь. Меня постоянно преследует мысль, что в чисто человеческом плане между нами какая-то пропасть, что его "отправная точка", исходя из которой рассуждает он, находится где-то чуть повыше того потолка, куда я силюсь поднять свои глаза. У меня нет твердой веры в собственный разум и в то, что для Вечности мои светские «таланты», как их наличие, так и их отсутствие, имеют вес.
Может быть, Вы посоветуете способы разрешения такого конфликта. Главный вопрос, стоит ли идти на откровенный разговор с отцом Г. или же лучше немного отдалиться от него и попробовать найти контакты с другими священниками? Недавно у меня состоялся разговор с молодым священником в нашем храме и на мой вопрос о словах Господа «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть», он ответил просто «Да, и поставил перед учениками дитя». Мне стало удивительно легко на душе от осознания того, что для меня совершенство это и есть блаженство: вернуться в детство, обрести снова ту незлобивость и чистоту сердца, в которых близость к Богу. Конечно, с точки зрения богословия противоречий здесь нет. Это мой личный опыт. И все-таки я нуждаюсь в помощи со стороны. Я рада, что не являюсь самодостаточной. Жду с благодарностью Вашего ответа, Марина.
 
Юлия, добрый вечер!
Мне кажется надо разделять стремление к совершенству, вызванное нашей гордыней. Это так называемый перфекционизм. И стремление к совершенству, как созидание в себе Христа - процесс обожения.
Верно, что самодостаточность - это не цель для православного человека. Ведь это означает по смыслу этого слова - достаточность самой для себя.
Ну какая может быть самодостаточность? Если она будет, значит, не будет места благодати в душе. В душе наполненной собой не найдется места для Бога.
Вы пишите, что покой в сердце пришел, когда молодой батюшка вам опытно, на примере ответил.
Вы задаете мне вопрос, какому священнику исповедоваться? Я не могу на него ответить однозначно. Видимо, есть случаи, когда лучше оставить священника того же. А есть случаи, когда надо сделать выбор в пользу другого, который вам кажется ближе.
Что касается меня, то я бы попробовала бы сначала прояснить свои трудности на исповеди с тем батюшкой, у которого вы исповедуетесь. Но для разговора вам необходимо серьезно подготовиться: сформулировать свои вопросы, продумать какие будут с его стороны возражения, и подготовиться к аргументированному ответу, к отстаиванию своей позиции в понимании успеха и т.д.
Возможно, я не все верно поняла из вашего письма.
Я не думаю, что ваш батюшка делает акценты на стремлении к саморазвитию, наполняя это мирским содержанием и мирскими ценностями. Ну я если это все же так, то не надо бояться. Надо помнить, что христианство - это особая религия. В ее центре стоит личность Христа!
Слушайте сердце. Но не спешите.
Еще хочу добавить, что вопрос, который вы поднимаете, он очень важный. И закрывать на это глаза, это значит, просто уходить от проблемы. Но может быть, он больше духовный, чем психологический....
Есть еще ведь такая вещь - Господь всех нас ведет к себе иногда очень разными и непохожими путями. И ведь Он не требует от нас задач не по силам. Не совсем понятно, что вас смущает?
 
Юля.
Прочитав Вашу переписку с Мариной мне показалось что надо немного добавить ясности в момент исповеди.
Ведь исповедь это момент когда человек предстоит перед Богом, а священник это свидетель который имеет право подтвердить прощение грехов.
А вот перед исповедью должен быть процесс покаяния. Процесс покаяния и есть тот процесс который заставляет человека задуматься о том что с ним происходит, разобраться в причинах и прогнозировать последствия. Процесс покаяния это процесс изменения человека. Изменения мыслей, поведения - жизни. И поиск своего пути к Господу. Поэтому для того чтобы в момент исповеди не было лишних мыслей и чувств лучше всего подходить к аналою с уже готовыми решениями.
А в процесс покаяния можно включать беседы со священниками или духовно опытными людьми. Иногда появляется другой взгляд на то что мучает. Читать Евангелие, книги. И осмыслять все то что услышишь или прочитаешь. Господь общается с нами через людей и через ситуации которые возникают вокруг нас. Поэтому слушайте и смотрите.
А искушения будут и тут как сказала Марина Господь не дает нам большего чем мы можем понести.
 
город Минск
Православный христианин
смущает

Наверное, главное, что смущает - страх "надорваться". С одной стороны, совесть принуждает к какой-то полезной деятельности, а, с другой стороны, нет четкого понимания своих реальных возможностей. Отсюда, существует потребность в авторитетном мнении со стороны, поскольку известно: сердце грешного человека испорчено страстями, а ум помрачен, и полагаться только на свое мнение, как и мечтать о себе, что Господь напрямую вразумляет, ложно (об этом мы узнаем из чтения Святых Отцов Церкви). Поэтому я обращаюсь с вопросами к людям, окружающим меня. Поэтому я нахожусь в поиске тех личностей, с которыми можно взаимодействовать и установить более-менее близкие отношения, познавая друг друга. Поэтому, созидая свою личность во Христе, я нуждаюсь в опытном руководстве, в проводнике. Но, увы, я не воспринимаю никакого внешнего давления, ни интеллектуального, ни эмоционального. Можно вспомнить сестер Марию и Марфу. Служение Марии Господь Иисус Христос оценил выше, хотя и не отверг служение Марфы. Как я понимаю, главное – стремиться к устроению своего внутреннего храма, а добрые дела творятся силой Божией. И акценты отца Г. скорее не на мирское, а на внешнее, в связи с чем источник самосовершенствования неясен. Я не знаю, что стоит за этими «акцентами», но мне это не нравится. Опять же то, что это не нравится мне, не означает, что я права. Просто есть какой-то диссонанс, обсудить который с человеком чаще всего невозможно. Это что-то на уровне интуиции. С недавних пор понимать саму себя в подобных случаях мне помогают мои стихи:

Идеальным (машинам)

«Белый лист. Карандаш. Провести эту линию можно.
Только так, на глазок, провести её ровно сложно.
Веду – раз. Веду – два. И, увы! И никак! Невозможно!
Нужно взять мне линейку, очки, и вести не спеша, осторожно.
Я готова: сейчас проведу эту линию прямо.
Стук в окно. Задрожала рука. И упала я в яму.
И сижу под листом, и прошу, и твержу упрямо:
«Даруй, Господи, правильной быть! И не быть программой».

Почему-то у меня предубеждение, что отец Г. меня «программирует». Могу добавить, что, возможно, здесь идет вмешательство так называемой «харизмы», «мана-Личности» (я читала, что в психологии есть такие категории). Когда явно разговор идет о разуме и свободе, а при этом действует какая-то невидимая сила, и действует она в обратном направлении. И чем больше я об этом пишу, тем все кажется запутанней. Эти «рассуждения» не спасают. И я заканчиваю.
:cool:
 
Православный христианин
«Даруй, Господи, правильной быть! И не быть программой».

Юля разрешите вопрос к Вам.
Сложилось впечатление, что Вы из-зо всех сил стараетесь, как в стихе написано быть правильной, но когда приходите на исповедь, то этого либо мало, либо не так, или не то, или вообще не оценено, или не учитывается? Предъявляются новые требования, может слишком завышенные требования, выполняя которые Вы уже теряете человечность, а превращаетесь в робота (программу)?
Возможно ошибаюсь, извините...
 
город Минск
Православный христианин
МЕРА

Да, Ирина, именно так! Нам известен опыт христианских святых, и мы должны подражать им, но не так, как обезьянка копирует человека, а переживая лично, пропуская через себя, через свое сердце. И тут возникает вопрос МЕРЫ, то есть "на что способна здесь и сейчас Я". "Новое вино не вливают в старые мехи..." Нельзя невозможное превозмочь, объять необъятное! Нельзя в какой-то конкретный момент времени. Но существует и перспектива, в которой рамки возможного с Божьей помощью раздвигаются. Богородица смогла вместить Бога. Я же в поиске себя сейчас, что могу вместить я? Если что-то слишком, то я воспринимаю это уже как требование извне. Можно сравнить с растением: оно получает силу для развития и изнутри (из семени), и извне. Но если, допустим, будет света или воды больше, чем нужно, то оно сгниет или завянет. Вопрос гармонии, равновесия. У Бога оно есть. У людей нет. Мы ограничены.:rolleyes:
 
Православный христианин
Юля, можно еще вопрос? Я напишу, а Вы поправьте, если что то не так.
На исповедь вроде бы мы должны нести грехи. У Вас же получается, что несете на исповедь свои успехи и достижения, которыми хочется поделиться. Эти достижения и успехи - это та радость, которая Вас вдохновляет дальше жить и творить. Подумайте пожалуйста, возможно здесь присутствует недопонимание?
 
город Минск
Православный христианин
отчего?

:D А что именно, Ирина, в моих сообщениях вызвало у Вас такие предположения? Может быть, и так, но я сама за собой этого не замечаю. Возможно, это и есть выход. Однако, прямо я об этом не думала и не писала. Я сейчас веду разговор не про исповедь, а про построение личных взаимоотношений со священником (хочу пояснить). Процесс покаяния - это само собой. Речь не о грехах, я не затрагиваю эту тему ни в отношении себя, ни в отношении отца Г.:confused:
 
Православный христианин
Юля, это действительно только предположение, которое возможно и не имеет оснований. Вы говорите о личных взаимоотношениях. Выскажу еще одно предположение. Возможен вариант, что отдельно исповедь, а отдельно беседа о личном? Понимаете, смею предположить, что отец Г на исповеди как бы сказать ожидает от человека искреннего покаяния, и если можно так выразиться "настроен на эту волну". А Вы возможно приходите за советом, пониманием, вниманием - а это немного иная волна. И поэтому возможно, что Ваши вопросы остаются без ответа...
Есть такое понятие - духовник, и как с ним строить отношения, могу порекомендовать книгу...
 
город Минск
Православный христианин
СПАСИБО

Слава Богу, мои сомнения на сегодняшний день разрешились! Хочу поблагодарить Вас, Марина, Андрей и Ирина, что приняли участие в обсуждении моей проблемы. Вы помогли мне своими советами. Теперь у меня есть свой опыт, как выходить из таких затруднений. Во-первых, по совету Марины я проанализировала и постаралась выявить разумные доводы для разговора с отцом Г. Во-вторых, по совету Андрея, я обратилась с вопросом к отцу Г., признавая за ним авторитет и опыт, как будет лучше разговаривать, на исповеди или в личной беседе. По его решению и моему согласию я исповедовалась, и, как и предположила Ирина, действительно появилась потребность в покаянии.
А самое главное смущение :rolleyes:
Здесь помогло Евангелие, как будто впервые я услышала слова о женах-мироносицах, которые, идя ко Гробу Спасителя, сомневались, кто отвалит им этот огромный камень?:confused:
 
Юлия. иногда надо просто уметь выдержать такое, казалось бы мучительное, состояние неопределенности, но продолжать искать ответ на свой вопрос. И ответ придет обязательно. И тогда станет понятно многое... и понятно почему ответ не приходил сразу...
Всего Вам доброго!
 
Православный христианин
Спасибо, Юля, Вам за благодарность!
Помните, Вы не одиноки и вообще забудьте про одиночество. Храни Вас Господь!
и понятно почему ответ не приходил сразу...
Марина!!!Спасибо Вам!!!
 
Православный христианин
К тихому пристанищу
Откроется оглавление книги, вторая часть, последняя глава: Духовничество.
Прочитаете эту главу, и ничего страшного, что это с конца книги.
Эту главу можно читать как отдельную, там понятно для нас написано.
Книга замечательная, думаю, что Вы заинтересуетесь и потом прочтете всю книгу.:)
 
Сверху