Лекции по философии Аристотеля

Православный христианин
Для Вас в может и писатели, для меня и для многих других, Учителя духовного пути, и Отцы Церкви. Почувствуйте разницу как говорится.
Влияние античной философии (Аристотеля, неоплатоников) на труды Отцов- капподокийцев и Иоанна Дамаскина видно даже как говорится невооружённым взглядом...Многое оттуда (из античной философии) было взято и переосмыслено Отцами Церкви.... Это нужно знать обязательно для правильной веры , для правильного понимания Православия.... А без правильной веры не может быть правильной жизни и правильной любви....Начитавшись Коноплянок, Кассандр и выдуманных посмертных опытов и т.п ничего сильного для возрастания человека как православному христианину не даст... Все серьезные труды и Василия Великого, и Григория Богослова, и Иоанна Дамаскина, и отцов пустынников основывались прежде всего на правильной, трезвенной веры.... Богословие и христианская философия не даёт веру в Бога превратить в эзотерику и мистику...
 
Россия
Православный христианин
Многое оттуда (из античной философии) было взято и переосмыслено Отцами Церкви.... Это нужно знать обязательно для правильной веры , для правильного понимания Православия
С этим никак нельзя согласиться. Святым отцам по злобе еретиков пришлось изготавливать зелье из трудов античных авторов для защиты простодушных. Знание внешней мудрости вовсе не необходимо для спасения. Вот объяснение св. Григория Паламы:
Для осознания заблуждения об обязательности знакомства с античной философией для правильного понимания православия и спасения души можно читать / слушать Триады сначала.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Житие.

Святой Григорий Палама7412, архиепископ Фессалоникийский7413, был родом из Константинополя и происходил от благородных и благочестивых родителей, которые старались научить его с юных лет как человеческой, так и в особенности Божественной премудрости и всякой добродетели. В ранней юности он потерял отца; мать же Григория позаботилась дать ему, равно как и всем его братьям и сестрам, разумное и доброе воспитание, в духе закона Господня и Божественного Писания. Она устроила жизнь их среди мудрых учителей, дабы сын ее научился от них премудрости; он же, отличаясь природными умственными дарованиями и прилежанием, в короткое время преуспел в изучении философских и других известных тогда наук. Но, не доверяя собственной своей памяти, он положил за правило – перед каждым уроком класть по три земных молитвенных поклона перед иконой Пресвятой Богородицы. И Пречистая споспешествовала благочестивому отроку, быстрые успехи которого обращали на себя всеобщее внимание. Сам царь принимал живое участие в святом Григории и отечески заботился о его воспитании.
 
Православный христианин
Святым отцам по злобе еретиков пришлось изготавливать зелье из трудов античных авторов для защиты простодушных.
Странное такое мнение...... Вы понимаете что христианство в пору когда оно возникло должно было как то понятийно сформироваться.Что такое Бог...Что такое Троица... Что есть природа Христа... Кто такие Бог Отец , Бог Сын и Бог Дух Святой - это три Бога или Один и много-много других вопросов...... как на это ответить первохристианам???? Как отвечать на многочисленные ереси и искажения? Где правда , где ересь????? Вот так и формировалась христианская философия! Многое она взяла и переработала , переосмыслила из трудов тогдашних великих умов... Поэтому эллинскую Философию многие из Отцов и называют путеводительницей ко Христу.....
 
Россия
Православный христианин
Поэтому эллинскую Философию многие из Отцов и называют путеводительницей ко Христу.....
Хотелось бы узнать, кто из святых отцов мог говорить подобное?

Святитель Григорий Палама в начале Триад показывает ничтожность эллинской философии, ее вдохновленность бесами во многих случаях. Он также приводит свидетельства святых отцов и апостола Павла, предостерегающие христиан от увлечения внешней мудростью.

Как бы не было неприятно поначалу, советую все-таки прислушаться к словам св. Григория и не идти по пути Варлаама Калабрийского и всей западной цивилизации, потерявшей истинное христианство.

-----------------------
Василий Великий: «Долгие годы растратив на суету и почти всю юность сгубив в тщетных трудах, которые я предпринял, стараясь усвоить учения обессмысленной Богом мудрости, однажды, словно встав от глубокого сна, я увидел негодность мудрости «отмененных властей века сего» (1Кор.1:22, 2:6), пролил немало слез над своей несчастной жизнью и взмолился о даровании мне какого-нибудь руководства». Слыхал, как называются наука и знание, возвеличить которые сейчас напрасно стараются те люди? Имена им – суета, тщетные труды, обессмысленная мудрость, отмененная мудрость, мудрость века сего и его властей, мудрость губительная для богоугодной жизни. Недаром любитель истинной премудрости так раскаивался, что потерял время в занятиях мирскими науками, не найдя в них никакого руководства к подлинному знанию.
-----------------------
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Как бы не было неприятно поначалу, советую все-таки прислушаться к словам св. Григория и не идти по пути Варлаама и всей западной цивилизации, потерявшей истинное христианство.
Как люди легко дают советы другим, проявляя глупую надменность над другими, при этом сами не понимают о чем идёт речь, когда святые отцы непочтительно отзываются о философии. Этим людям необходимо понять, что философия есть человеческое знание, которое выражается человеческим языком и не способно достичь богооткровения в познании истины, как этого достигают монахи-исихасты. Философия не нужна монахам, практикующим исихазм. Они без философии, посредством очищениея ума и страстности души, посредством словесного безмолвия созерцают в своей душе Божественную благодать, которая служит средством обожения и созерцания.

Но разве миряне, это монахи-исихасты? Нет.
Святитель Григорий Палама обличает Варлаама, который отрицает исихазм, а во главу Богопознания ставит только философию, посредством которой учит познавать Божественные вещи. Однако, святитель Григорий в Триадах не запрещает мирянам заниматься философией, но предупреждает, что истинного познания Божественных истин философия не даёт. Он учит, что не нужно философии посвящать всю свою жизнь. Нужно использовать философию как инструмент правильного человеческого мышления, а не как средство познания Божественных откровений.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
и не идти по пути Варлаама Калабрийского и всей западной цивилизации, потерявшей истинное христианство.
А каким путем идти? Игнорировать Дамаскина с его ТИПВ и ФГ, Василия Великого, Григория Нисского и других богословски развитых Отцов? Читать современных "святозарных" старцев? или попсовых проповедников? чему они научат?
Хотелось бы узнать, кто из святых отцов мог говорить подобное?
философия для эллинов была таким же путеводителем ко Христу, как Закон Моисеев — для иудеев (Строматы, I.5.28.4) Климент Александрийский
 
Россия
Православный христианин
А каким путем идти?
Идти путем святых отцов! Подробнее об этом пути см. соч. свт. Игнатия (Брянчанинова) "Мой плач":

------------------------------------
Менее положительна, нежели упомянутые науки, философия, которою особенно гордится падший человек. Естественные науки непрестанно опираются на вещественный опыт, им доказывают верность принятых ими теорий, которые без этого доказательства не имеют места в науке. Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собою, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукою точною, определенною! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собою. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном; но, напротив того, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиною (2Тим.3:8). «Не разуме мир премудростию Бога» (1Кор.1:21), говорит Апостол. «Мудрование плотское смерть есть,... мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется ниже бо может» (Рим.8:6–7), потому что это не свойственно ему. «Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:8, 3). Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя (1Кор.3:18). Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает, – говорит он, – аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1Кор.3:18). Истинная философия (любомудрие) совмещается во едином учении Христовом. «Христос – Божия Премудрость» (1Кор.1:24, 30). “Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник – грешен, всяк чистый нечисть есть... Что наше собственное? – немощь, растление, тьма, злость, грехи”. Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усвоивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных.
------------------------------------
 
Последнее редактирование:
Однако, святитель Григорий в Триадах не запрещает мирянам заниматься философией, но предупреждает, что истинного познания Божественных истин философия не даёт. Он учит, что не нужно философии посвящать всю свою жизнь. Нужно использовать философию как инструмент правильного человеческого мышления, а не как средство познания Божественных откровений.
Именно.
Христианское богословие просто стоит всеми ногами на античных и ближневосточных корнях, это интересно и полезно изучать (как историю всякого явления), но само христианство (не как религия, а как событие) - не в этом состоит. Христос принёс Благую Весть.
То есть если есть вкус к философии и богословию - это изучаешь, интересуешься параллельно с тем, чтобы в практической жизни как-то приблизиться к тому, чему учит Бог.
Если нет такой склонности - то только вторая часть, которая и важнее всего для христианина.
Главное - не углубляться только лишь в философию и богословие.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не святой отец.
Иоанн Дамаскин святой отец....почитайте в ФГ что он пишет- "философия есть познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого."
"философия есть уподобление Богу." И многое другое...
Приведенный вами Еп Игнатий Бр- богослов, интеллектуал, написавший глубоко философские творения- о человеке, о смерти и др ..... Вы вырвали из контекста его фразы о философии.... Но как вы не понимаете Философия философии рознь..... Иоанн Дамаскин - философ, и Ницше- философ...оба философы.... Но разница же есть, что вы в кучу всех сгребаете.....Недавно в свечном ларьке в храме продавец рассказывала прихожанке что на иконе Богородицы Семистрельная изображены грехи людей в образе стрел которыми мы раним Богородицу..... Дичь...безграмотность.....Да и общался я с христианами годами ходившим в храм но не знающие что написано в Посланиях Апостолов....даже лень книжку открыть....зато все службы ходят, все посты соблюдают ....темное обрядоверие.....
 
Православный христианин
Если нет такой склонности - то просто живёшь без этого.
Главное - не углубляться только лишь в философию и богословие - но и стараться что-то делать практическое из того, чему учил Христос.
Мария, склонность познания веры должна быть у каждого христианина. Это должно воспитываться с младенчества. Это должно воспитываться в приходах. Если нет этого в приходах, значит, каждый христианин сам должен совершенствовать свой ум в познании веры, в том числе изучением ФГ и ТИПВ. В современности (речь о православии на территории России) познание веры постоянно поглощается практикой, которая у многих только на словах. Практика без познания - это протестантство. В нашей Церкви стало принято гордиться своим незнанием веры, свои профанством.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
Идти путем святых отцов! Подробнее об этом пути см. соч. свт. Игнатия (Брянчанинова) "Мой плач":

------------------------------------
Менее положительна, нежели упомянутые науки, философия, которою особенно гордится падший человек. Естественные науки непрестанно опираются на вещественный опыт, им доказывают верность принятых ими теорий, которые без этого доказательства не имеют места в науке. Философия лишена решительного средства к постоянному убеждению опытом. Множество различных систем, несогласных между собою, противоречащих одна другой, уже уличают человеческое любомудрие в неимении положительного знания Истины. Какой дан в философии простор произволу, мечтательности, вымыслам, велеречивому бреду, нетерпимым наукою точною, определенною! При всем том философия обыкновенно очень удовлетворена собою. С обманчивым светом ее входит в душу преизобильное самомнение, высокоумие, превозношение, тщеславие, презрение к ближним. Слепотствующий мир осыпает ее, как свою, похвалами и почестями. Довольствующийся познаниями, доставляемыми философией, не только не получает правильных понятий о Боге, о самом себе, о мире духовном; но, напротив того, заражается понятиями превратными, растлевающими ум, делающими его неспособным, как зараженного и поврежденного ложью, к общению с Истиною (2Тим.3:8). «Не разуме мир премудростию Бога» (1Кор.1:21), говорит Апостол. «Мудрование плотское смерть есть,... мудрование плотское вражда на Бога: закону бо Божию не покоряется ниже бо может» (Рим.8:6–7), потому что это не свойственно ему. «Братия, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна» (Кол.2:8, 3). Философия, будучи исчадием падения человеческого, льстит этому падению, маскирует его, хранит и питает. Она страшится учения Истины, как смертоносного приговора для себя (1Кор.3:18). Состояние, в которое приводится философией дух наш, есть состояние самообольщения, душепогибели, что вполне явствует из вышеприведенных слов Апостола, который повелевает всем, желающим стяжать истинное познание от Бога, отвергнуть знание, доставляемое любомудрием падшего человечества. «Никтоже себе да прельщает, – говорит он, – аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1Кор.3:18). Истинная философия (любомудрие) совмещается во едином учении Христовом. «Христос – Божия Премудрость» (1Кор.1:24, 30). “Без Христа нет правды, нет освящения, нет избавления, и всякая премудрость без Христа буйство есть. Всяк мудрец без Христа безумен есть, всяк праведник – грешен, всяк чистый нечисть есть... Что наше собственное? – немощь, растление, тьма, злость, грехи”. Кто ищет премудрости вне Христа, тот отрицается от Христа, отвергает премудрость, обретает и усвоивает себе лжеименный разум, достояние духов отверженных.
------------------------------------
Скажите Денис а зачем вы открыли эту тему с рекомендацией лекций по Аристотелю....а сейчас выдергиваете у Брянчанинова фразы про философию.... Вы написали будет полезно послушать лекции.....так полезно читать про Аристотеля или нет?
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
А что учителя Церкви не могут быть церковными писателями, в трудах которых описаны духовные пути? Могут. Другое дело, что не все церковные писатели являются учителями и отцами Церкви.
Да для Вас с Аристоклом может и писатели, только духовного пути, таких в оккультизме и гностицизме-пруд пруди.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
С какого перепуга Вы Православную Церковь Украины считаете еретическим сообществом?
Стилистика истиного философа.Бедный Иоанн Дамскин, имя которого в этих устах, звучит как основа для различных утверждений.
Да и считать не надо, это так и есть.
28 декабря 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о «неканоническом характере состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года так называемого „Объединительного собора“» и обратился к предстоятелям и Священным синодам поместных православных церквей с призывом поддержать митрополита Онуфрия (Березовского), а также «не признавать сообщество, учреждённое на так называемом „Объединительном соборе“ <…> в качестве автокефальной Поместной Православной Церкви».

Отсюда следует всё остальное.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
ТИПВ - моя настольная догматическая книга уже более 15 лет. Тоже самое я могу сказать и о ФГ.
Да это мало что значит.У меня к примеру настольная книга-это труды Иоанна Златоустого, почти ежедневное чтение, нет не чтение, перечитывание.Григорий Богослов очень нравиться своей лаконичностью.Макарий Великий описывает сердечное развитие, которое во многом совпадает с моим.Расширяйте кругозор.
Люблю труды Митрополита Сурожского, в них такая детская искренность и любовь к человеку, что зная все богословские отклонения в его личных поисках, беру и перечитываю их.И везде , подчеркиваю везде философия стоит на своем законном третьем месте, после любви к Богу через сердечную привязаность, и душевную стойкость приобретенную в аскетизме.

Понимаете в философском рацио, присутствует легкий садизм, как и во всяком любом рацио.И не каждый хочет погружаться в то, что лишает его возможности проявляться в другом.Ну не убедите Вы меня,что художник или скульптор или дворник или плотник, вне философии не могут обрести спасения.В конце концов, какими философами были рыбаки путешествующие по Святой Земле вместе со Христом.Они просто все верили и любили, кроме одного, умевшего логически строить разные комбинаторики, даже по отношении к Богу.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Стилистика истиного философа.Бедный Иоанн Дамскин, имя которого в этих устах, звучит как основа для различных утверждений.
Да и считать не надо, это так и есть.
28 декабря 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о «неканоническом характере состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года так называемого „Объединительного собора“» и обратился к предстоятелям и Священным синодам поместных православных церквей с призывом поддержать митрополита Онуфрия (Березовского), а также «не признавать сообщество, учреждённое на так называемом „Объединительном соборе“ <…> в качестве автокефальной Поместной Православной Церкви».

Отсюда следует всё остальное.
Вы назвали ПЦУ еретическим сообществом. Вы попросту соврали.
 
Православный христианин
Да это мало что значит.У меня к примеру настольная ктнига-это труды Иоанна Златоустого, почти ежедневное чтение, нет не чтение, перечитывание.Григорий Богослов очень нравиться своей лаконичностью.Макарий Великий описывает сердечное развитие, которое во многом совпадает с моим.Расширяйте кругозор.
Мне Ваши советы - как телеге пятое колесо. Постарайтесь свои советы держать при себе. Они никому не нужны.
 
Сверху