Согласно словарю на этом сайте, "Святые отцы – святые, сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское, нравственно-этическое и аскетическое учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – об́ожения человеческой природы".
Я хотел бы получить ответы на следующие вопросы.
1. Я знаю, что по православному вероучению непогрешимостью обладают Библия и Вселенские соборы. Ни один святой отец не является непогрешимым, любой из них может ошибаться. Если так, то в чем заключается смысл причисления человека к святым отцам? Его мнения можно учитывать при применении принципа согласия святых отцов. А что еще? Святой отец - это человек, которого в целом полезно читать, соблюдая осторожность на случай, если в его творениях встретится ошибочное мнение? И больше ничего?
2. Обладает ли непогрешимостью процедура причисления человека к святым отцам? Если да, то как это обосновывается?
3. Святыми обыкновенно не рождаются, а становятся, и с течением жизни такой человек совершенствуется. Если так, то его ранние творения могут быть очень плохи, хотя под конец жизни он стал святым отцом. Как в Православии решается эта проблема, т.е. проблема отбора правильных текстов святого отца и отсева неправильных?
4. По моему пониманию, идея принципа согласия святых отцов преп. Викентия Лиринского заключается в том, что если все святые отцы имеют одинаковое мнение по конкретному вопросу, то и Вселенский собор в случае поднятия на нем этого вопроса это мнение поддержит. Но как точно обосновывается справедливость этого принципа? Представим такой диалог:
- я считаю так, потому что так считают все святые отцы
- а почему ты с ними согласен?
- потому что есть принцип согласия
- откуда взялся этот принцип?
- его сформулировал преподобный Викентий
- а почему ты обязан соглашаться с преподобным Викентием?
- ...?
5. Чтобы не открывать отдельную тему, задам вопрос здесь: обладает ли непогрешимостью кто-нибудь или что-нибудь еще помимо Вселенских соборов и Библии?
Я хотел бы получить ответы на следующие вопросы.
1. Я знаю, что по православному вероучению непогрешимостью обладают Библия и Вселенские соборы. Ни один святой отец не является непогрешимым, любой из них может ошибаться. Если так, то в чем заключается смысл причисления человека к святым отцам? Его мнения можно учитывать при применении принципа согласия святых отцов. А что еще? Святой отец - это человек, которого в целом полезно читать, соблюдая осторожность на случай, если в его творениях встретится ошибочное мнение? И больше ничего?
2. Обладает ли непогрешимостью процедура причисления человека к святым отцам? Если да, то как это обосновывается?
3. Святыми обыкновенно не рождаются, а становятся, и с течением жизни такой человек совершенствуется. Если так, то его ранние творения могут быть очень плохи, хотя под конец жизни он стал святым отцом. Как в Православии решается эта проблема, т.е. проблема отбора правильных текстов святого отца и отсева неправильных?
4. По моему пониманию, идея принципа согласия святых отцов преп. Викентия Лиринского заключается в том, что если все святые отцы имеют одинаковое мнение по конкретному вопросу, то и Вселенский собор в случае поднятия на нем этого вопроса это мнение поддержит. Но как точно обосновывается справедливость этого принципа? Представим такой диалог:
- я считаю так, потому что так считают все святые отцы
- а почему ты с ними согласен?
- потому что есть принцип согласия
- откуда взялся этот принцип?
- его сформулировал преподобный Викентий
- а почему ты обязан соглашаться с преподобным Викентием?
- ...?
5. Чтобы не открывать отдельную тему, задам вопрос здесь: обладает ли непогрешимостью кто-нибудь или что-нибудь еще помимо Вселенских соборов и Библии?