Кровь и вода из ребра Христа

Православный христианин
Добрый день, уважаемый отец Дионисий!
Разъясните пожалуйста вот какой момент: считается ли с точки зрения православной догматики истечение воды из ребра Господа Иисуса чудом? Ведь сердце лежит в перикардиальной сумке, полость которой заполнена серозной жидкостью (для уменьшения трения). В норме там 20-30 мл этой жидкости. То есть вообще, эта «Вода» и есть эта серозная жидкость или следует понимать что-то иное?
Благодарю за ответ.
 
Баку
Православный христианин
Здравствуйте.
Вопрос интересный, благодарю Вас за него.

В первую очередь хочу отметить, что имело место прободение не в левой части грудной клетки, а в правой, поэтому предположение о серозной жидкости неверно. Это видно из исследований Туринской плащаницы:
"С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, на теле есть овальный прокол размером приблизительно 4,5 на 1,5 см., причиненный острым колющим предметом. Из обширной раны кровь текла вниз, а затем обратно; это свершилось при укладывании тела в горизонтальном положении… Все авторитетные ученые согласны с тем, что рану нанесли после смерти. Они исходят из того обстоятельства, что вытекло небольшое количество вязкой, свертывающейся крови и произошло отделение сгустков крови от сукровицы… За счет жестоких травм и последующего страдания на кресте в плевральной области скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие. И тяжелые фракции опустились вниз. Кровь и вода — густая фракция крови, а затем легкая" (Священник Вячеслав Синельников. Туринская плащаница на заре новой эры, М., 2002, с.27).

Известный кардио-хирург Энтони де Боно предполагает следующую причину истечения крови и воды:
"У Иисуса был гемоторакс. Уже мёртвое тело Иисуса провисело на кресте какое-то время. Очевидно, что пока Он ещё был жив, из-за кровотечений, вызванных варварским бичеванием, в грудной клетке должна была скопиться кровь. Это хорошо известный факт, что при таких обстоятельствах в неподвижном мёртвом теле начинается седиментация, оседание более тяжёлых красных клеток крови, тогда как гораздо более лёгкая плазма – жидкость желтоватого цвета, скапливается сверху, над осевшими клетками. Когда копьё пробило отверстие в стенке грудной клетки, кровяные тельца, которые Иоанн описывает как «кровь», вытекли первыми, а за ними вылилась плазма, которую Иоанн принял за воду".
«У меня нет другого объяснения», — говорит врач и добавляет: «Технически процесс дренирования (освобождения от скопившейся жидкости – прим. пер.) грудной клетки известен как плевроцентез».

Что же касается духовной стороны этого вопроса, то тут можно привести толкование свт. Иоанна Златоуста:
"Видишь, как могущественна истина? О чем они так ревностно стараются, чрез то самое исполняется пророчество и сбывается новое, бывшее им предсказание. В самом деле, когда воины пришли, то у других перебили голени, а у Христа не перебили; но в угождение иудеям пронзили копием ребра Его и таким образом поругались даже над мертвым Его телом. Какое гнусное и отвратительное злодеяние! Но не смущайся, возлюбленный, и не унывай! Что они делали с злым намерением, то самое содействовало к утверждению истины; об этом именно было пророчество, которое говорит: воззрят нань, Егоже прободоша (ст. 37). Кроме того, это злодеяние послужило основанием веры для тех, которые впоследствии имели не веровать, например для Фомы и подобных ему. А вместе с тем тут совершилось и неизреченное таинство: абие изыде кровь и вода (ст. 34). Не без значения и не случайно истекли эти источники, но – потому, что из того и другого составлена Церковь. Это знают посвященные в таинства: водою они возрождаются, а кровию и плотию питаются. Так, отсюда получают свое начало таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра".
 
Православный христианин
Отец Дионисий, благодарю за ответ. Все-таки прямо даже св. Златоуст не указывает на чудо. Исходя из изложенных вами фактов можно предполагать, что истечение было НЕ чудом (а следствием гемоторакса), а являлось прообразом крещенской воды, которой мы очищаемся? Имею ввиду, такой прообраз, как и множество ветхозаветных (ну например предательство Иосифа братьями – само предательство вряд ли можно назвать чудом, однако оно было прообразом предательства Христа).
Или я не так понимаю?
Благодарю
 
Баку
Православный христианин
Все версии об истечении крови и воды - это предположения, имеющие большую или меньшую степень достоверности. Большинство святых отцов видят в истечении чудесное явление и духовные образы. Чудесность в их толкованиях основывается, в первую очередь, на том, чего обычно не бывает с мертвыми - из мертвого тела течет кровь и вода. Евфимий Зигабен (12в.) пишет: "Чудесное дело и ясно показывающее, что прободенный больше человека. Из мертвого человека, хотя бы кто-либо тысячу раз его пронзил, не пойдет кровь".

Конечно, в истории были попытки понять физиологию истечения и кто-то даже отрицал таковое истечение как невозможное из мертвого тела. Но об истечении свидетельствует Иоанн Богослов и истинно есть свидетельство его (Ин.19:34). Архиепископ Аверкий (Таушев) подвергает критике такую позицию отрицания: "Отрицательная критика очень много занималась вопросом, могла ли из мертвого тела Иисусова истечь кровь и вода, и доказывала, что это невозможно, так как из мертвого застывшего тела не может истекать кровь, ибо она находится в жидком состоянии в мертвом теле весьма недолго, не более часа, а что отделение водянистой жидкости начинается лишь с наступлением разложения да еще при некоторых болезнях, как напр., при тифозной горячке, лихорадке и т. п. Все эти рассуждения неосновательны. Ведь мы не знаем всех мельчайших подробностей распятия и смерти Господа, а потому и не можем судить о всех этих деталях. Но общеизвестен факт, что у распятых наступает именно лихорадочное состояние. Да и само прободение ребра произошло несомненно очень скоро после смерти и уже во всяком случае не более, чем через час, ибо наступал вечер, и иудеи спешили окончить свое злое дело. Нет при том надобности рассматривать это истечение крови и воды, как явление естественное. Сам св. Иоанн, подчеркивающий его в своем Евангелии, видимо отмечает его, как явление чудесное («и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его»). Чистейшее Тело Богочеловека и не могло подвергнуться обыкновенному закону разложения человеческого тела, а, вероятно, с самой минуты смерти начало входить в то состояние, которое окончилось воскресением Его в новом, прославленном, одухотворенном виде. Символически это истечение крови и воды свв. Отцы объясняют, как знамение таинственного способа единения верующих со Христом в таинствах крещения и евхаристии: «водою мы рождаемся, а кровию и телом питаемся» (бл. Феофилакт и св. Златоуст). Св. Иоанн, стоявший при кресте и видевший все это, свидетельствует и то, что он говорит истину и то, что он сам не обманывается, утверждая это — «весть, яко истину глаголет». Излияние воды и крови из прободенного ребра Христова есть знамение того, что Христос сделался нашим Искупителем, очистив нас водою в таинстве крещения и Своею Кровью, которой напояет нас в таинстве причащения. Вот почему тот же ап. Иоанн в своем 1-м соборном послании говорит: «Сей есть пришедый водою и кровию и духом, Иисус Христос, не водою точию, но водою и кровию... трие суть свидетельствующий на земли, дух, и вода, и кровь» (1Ин.5:6-8)".

На мой взгляд, не стоит пытаться как-то классифицировать истечение крови и воды - чудо или нет. Само Рождение Сына Божьего, Его жизнь, проповедь, смерть и воскресение - разве не чудо? Разве не чудно то, что Бог умер за человека? Если даже мы, в какой-то степени, понимаем физиологию истечения крови и воды из прободенного ребра, разве это меняет что-то? Богочеловек ел, пил, страдал, Его тело было подчинено установленным при творении законам естества.
 
Сверху