Крёстная мать в нечистоте

Красногорск
Православный христианин
о.Георгий,благословите! Мы отказались крестить нашего сына в назначенный день из-за того,что крёстная мать будет в нечистоте в это время.Хотя наш молодой священник ответил нам,что для женщины в критические дни запрета находиться в храме,прикасаться к иконам и участвовать в таинстве Крещения нет.Мы в Церкви больше 10-ти лет,и нас учили относиться к этому иначе.Наш священник говорит,что духовной основы такого запрета нет.Что Вы об этом думаете?
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Я скорее соглашусь Вашим молодым священником, но здесь все зависит от Вашего внутреннего восприятия. Еще ап. Павел в вопросе об идоложертвенном учил терпимости по отношению к иным взглядам. Здесь, полагаю, именно такая ситуация. Есть представление о нечистоте физиологической как оскверняющей человека и не допускающей его к святыне. Оно происходит из Ветхого Завета, но многие из его установлений уже потеряли актуальность. Скажем, совершенно немыслимо в Ветхом Завете было бы вносить в храм покойника - каждый прикоснувшийся к нему сам становится нечистым. Однако же у нас отпевания совершаются в храмах - и никто не удивляется...
Почему многие стараются сохранить запреты, касающиеся женщин? Думаю, ввиду несколько уничижительного отношения к женщинам, присущего многим православным, в т.ч. и богословам. Ведь понятно, что чисто технически уже нет никакого неудобства в посещении женщиной храма в "нечистоте".
А вот к Причастию в нечистоте подходить нельзя - как и случае с любым другим кровотечением...
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
...А вот к Причастию в нечистоте подходить нельзя - как и случае с любым другим кровотечением...

Отец Георгий, есть ли каноническое обоснование этому запрету, или он основан на традиции?

Дело в том, что исследование этого вопроса протоиереем Константином Пархоменко привело к выводу о том, что вопрос исключительно в традиции:
В Православной Церкви нет определения на этот счет, принятого на Соборе. Есть лишь весьма авторитетные мнения святых отцов (мы их упоминали (это свв. Дионисий, Афанасий и Тимофей Александрийские), включенные в Книгу Правил Православной Церкви. Мнения отдельных отцов, пусть даже очень авторитетных, – это не каноны Церкви. Источник.

Не помню автора, но читал такую мысль, что традиция без содержания есть застарелый предрассудок.
 

Священник Георгий Христич

Супер Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Подробно напишу по приезде, пока просто обращу Ваше внимание на наличие в требника молитвы для женщин после родов, читаемой на 40-й день - из ее содержания явствует, что в период очищения она к Причастию не могла приступить.
http://azbyka.org/bogosluzhenie/trebnik/treb03.shtml
в частности, слова молитвы
"Омой ее нечистоту телесную и скверну душевную, по истечении сорока дней, делая ее достойной и причащения драгоценного Тела и Крови Твоей."
так что здесь традиция обоснована литургически и исторически.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Отец Георгий, благодарю за ответ!
Промежуточный комментарий, в ожидании подробностей.

Итак, странно, что к покойникам мы стали относиться терпимее, чем к женщинам... Хотя, тут напрашивается вопрос: Христос не брезговал и до покойников дотрагиваться и кровоточивую не отверг, ведь она прикоснулась к Его одежде. Понимаю, что у неё была болезнь, но, тем не менее, не подал ли нам этим Спаситель пример того, что ритуальная нечистота уже не играет роли в условиях Нового Завета?

Мне кажется, что ссылка на молитвословие Требника некорректна, т.к. эта богослужебная книга фиксирует определённую богослужебную практику лишь на определённый исторический период и, кроме того, не является каноническим документом. Для уточнения этого вопроса я обратился к диакону Андрею Волкову из Минска, который написал диссертацию о различных редакциях Требника. Вот его ответ:

Я полностью согласен с Вашим мнением о том, что в данном вопросе данная ссылка некорректна. Я занимался исследованием чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания, а также связанных с ними чинопоследований именно по печатным славянским изданиям, не затрагивая рукописи, но этого достаточно, чтобы обосновать мой ответ.
Текст, к которому апеллирует свящ. Г. Христич, содержится в первой молитве "матери отрочате" из корпуса молитв "жене в 40-й день". Это одна из позднейших групп молитвословий, связанных с совершением таинства Крещения, как непосредственно в русских Требниках, так и вообще в литургической практике всех поместных Православных Церквей (ее появление, по крайней мере в Византии, можно отнести приблизительно к VIII веку). Более того, молитвы "40-го дня", которые мы видим в современном русском Требнике, по своему содержанию значительно отличаются не только от более ранних чинопоследований по славянским богослужебным книгам (в частности, по сербским изданиям XV - XVII вв., бывших эталонными для большинства Требников восточнославянского происхождения), но и от русских же изданий Требника, вышедших в свет до "книжной справы" патриарха Никона. Так московские Требники начиная с самого первого издания 1623 года и до издания 1655 года (а в этот период известно, по крайней мере, 16 московских изданий этой богослужебной книги) в корпусе молитв 40-го дня содержатся другие молитвы, в которых тексты об очищении от "скверны" и греха выражены не столь ярко. Современные нам молитвы впервые появляются в московском Требнике 1658 года, который и перепечатывался с тех пор на протяжении трех столетий практически без изменений в текстах чинопоследований. В сербских же изданиях Требника, первых славянских печатных богослужебных книгах вообще, такого рода тексты вовсе отсутствуют.
Что касается "каноничности" этих текстов, то этот вопрос вызывал серьезные сомнения у многих отечественных богословов начала XX века. Многие из них приходили к выводу, что молитвы 40-го дня, содержащиеся в послениконовских Требниках, были составлены «не без влияния апокрифов и <...> составители их имели ригористические воззрения на семейную жизнь». Подробнее об этом можно прочитать в книге протоиерея Н. Балашова "На пути к литургическому возрождению" (М.: Культурно-просветительский центр «Духовная библиотека», 2003. – С. 383 - 385). Там приведено достаточное количество высказываний весьма авторитетных церковных ученых о сомнительном характере этих текстов и даже встречаются предложения вовсе исключить эти молитвы из наших Требников.
Касательно вопроса об участии женщин в богослужении (в т.ч. в качестве восприемника в таинстве Крещения) в период месячного цикла, то этот вопрос действительно нигде не оговорен, и выносится, скорее, на суд собственной совести, поскольку основан исключительно на народной традиции. В этом вопросе я полностью поддерживаю мнение о. Г. Христича, и считаю, что участие женщины в таинстве Крещения как восприемницы вполне допустимо.


И второе письмо на мой уточняющий вопрос:


В современном чинопоследовании молитв 40-го дня тема "нечистоты" роженицы очень сильно развита, и на этом вопросе очень сильно акцентируется внимание. В "дониконосвких" изданиях Требника этого нет. Первая молитва в них почти совпадает по содержанию с той, фразу из которой цитирует в своем ответе о. Георгий Христич (что свидетельствует о ее древнем происхождении), другие же молитвы этого же корпуса отличны по содержанию от молитв по современному нам Требнику, и в них о "нечистоте" не говорится (подробнее об этом см. в упомянутой мною ранее книге о. Н. Балашова). В более ранних же славянских Требниках (в частности первопечатных Сербских) соответствующих молитв нет вовсе, а имеющиеся о нечистоте роженицы вовсе ничего не говорят. Они больше обращены к младенцу.
Общая же фраза моего из моего предыдущего ответа по этому поводу обусловлена тем. что я, будучи полностью солидарен с о. Георгием в его мнении по рассматриваемому вопросу, хотел лишь указать на то, что его ссылка на текст Требника, как на некое "каноническое" основание, в данном случае не совсем корректна, поскольку очевидно (в т.ч. на примере именно русских Требников), что чинопоследования с течением времени изменялись, и раз мы имеем отличные от "дониконовских" вторую и последующие молитвы 40-го дня, то ранее могла быть изменена и приведена к современному виду и более древняя первая молитва этого корпуса. Это же может касаться и других литургических текстов.
Надеюсь, этот ответ Вас удовлетворит. Если же Вас интересуют подробности касательно чинопоследований таинств Крещения и Миропомазания и обзор формирования их по печатным славянским Требникам, можете прочесть мою диссертацию. Там, среди прочего, приведены и сами тексты чинопоследований, что позволит Вам лично убедиться в разнообразии редакций тех или иных молитв общего, на первый взгляд, для всех чина таинств.
 
Сверху