Космос

Православный христианин
В преддверии Пятидесятницы хочется спросить участников о таинственном образе на иконе Сошествие Духа Святого - Космосе.
Может быть кто-нибудь знает больше нежели, чем находится в общем доступе?
"В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись 13 в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — весь мир. То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках 15–18 вв.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования."
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Может быть у кого-нибудь есть версии: почему племена языци со временем изменились в фигуру царя мира с платом и свитками?
 
сомневающийся
Думаю, в древнейшей версии сюжет записан в надвратном образе, напр., фреске к.-л. церкви. Косвенно указывают части арок поздних космических вариантов, или не полные арки. Т. е. люди входят, над ними образ Пятидесятницы, специально обозначать их в иконе и стене нет необходимости.

Далее художники-паломники копируют домой, в т. ч. копируют запомненный вход людей, показать: куда что изображать, для следующей росписи. Места в арке племенам и толпам не всегда хватает, в списках их становится меньше, списки фресок соотв. становятся иконами, и наоборот: иконы фресками. Ясно, не все паломники возвращаются домой, другим достаются чьи-то вещи, происхождение которых затем не всегда понятно. Далее один за всех, входящих ранее, образ царя-космоса.

Относительно полное понятие рассм. космоса дано в росписи собора апостола Марка, внесено под купол, фото есть в статье Правмира https://www.pravmir.ru/svyataya-troica-pyatidesyatnica-ikony-freski-mozaiki-8/ , а именно: арабы, римляне, египтяне, азиаты и т. д. подписаны буквами, иудеи почему-то дважды, но с разным окончанием. Не великий специалист в языках, м. б. др. участники темы прояснят: почему так. И в суздальском варианте: просто 2 двери, сразу все понятно, без излишеств, есть в означенной статье.

Ахинейская часть, или собачьи головы входящих, повязанные головы, чалмами, или тюрбанами и т. п., и космический плат соотв. Метафоры представлений ума о порядке, или космосе, не вполне соответствующие ситуации в целом, с моей т. зр.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В православной википедии нашла ещё одну версию, совпадающую с описанием Космоса. Это космический посредник Демиург. Он без нимба, в темноте и располагается ниже всех сущностей в замкнутом чувственном пространстве. Одной своей частью он, как Ум, всегда обращен к Отцу, а другой погружён в материю, которую оформляет в соответствии с созерцаемыми в Отце умопостигаемыми формами.
 
Последнее редактирование:
Сверху